Литературное краеведение Самарского края. 1 - 4 классы.
рабочая программа на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

 

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Курс «Литературное краеведение Самарского края»

  • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;
  • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
  • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
  • способствует воспитанию речевой культуры школьников.

 

Главная цель вводимого  курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_.nedospasova_kurs_po_kraevedeniyu.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Рабочая программа

                             внеурочной деятельности курса

                             «Литературное краеведение Самарского края»

         

                      Уровень  -  дополнительное образование

                    Учитель:  Недоспасова Лариса Михайловна

                       Квалификационная категория:  высшая

                                     2015 – 2016 учебный год

                                                           Самара

Паспорт рабочей программы «Литературное краеведение»

Тип программы:

программа внеурочной деятельности начального общего образования.

Статус программы:

рабочая программа.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на    информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-для педагогических работников МБОУ  СОШ № 6 г.о. Самара программа определяет приоритеты в содержании внеурочной деятельности начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации ФГОС второго поколения;

-для администрации  программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория  обучающихся:

учащиеся 1- 4 классов.

Сроки освоения программы:

4 года.

Объем учебного времени:

135 часов.

Форма обучения:

очная.

Режим занятий:

1 час в неделю

Методы, формы и приёмы работы:

Традиционные методы:

● Словесные: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия;

● Наглядные:  просмотр презентаций, кинофильмов, наблюдения, работа с наглядными пособиями;

● Практические:  встречи с участниками исторических событий, ветеранами войны и труда, жителями Самары, сбор материала для краеведческого музея,  конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинений;

Активные методы:

● проектная деятельность; исследовательская деятельность, парная и групповая работа, работа  с разными источниками информации;

● занятия  в природе, экскурсии, занятия в музеях,  парках, на улицах города  области;  уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков»,  утренники, игры, викторины и другие.

Формы обучения:

● фронтальная,

● парная,

● групповая,

● индивидуальная.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.  Программа  по литературному краеведению будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы  «Литературное краеведение» лежит системно - деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает  сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.

                              Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  второго поколения  Москва, Просвещение 2009г.;

- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);

- Образовательной программы МБОУ СОШ № 6 г.о. Самара  201 5г

- Учебного плана МБОУ СОШ №6 г.о. Самара  на 2015-2016 учебный год.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений.

Данный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря  занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Старшеклассники зачастую плохо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса,  формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.

Работая по этой программе, учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы, частично изменить список произведений, выбрать свои формы работы.

Курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах.

  1. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей самарской землей.
  2. В содержании курса отражаются события жизни известных писателей, связанных с нашим краем, а также  прямое или косвенное отражение в их произведениях отечественной истории в том аспекте, в каком это связано с Самарой.
  3. В курс включены произведения современных самарских писателей.

Курс «Литературное краеведение Самарского края»

  • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;
  • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
  • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
  • способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Главная цель вводимого  курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

  • просветительская (приобщение к литературному творчеству);
  • агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
  • эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы);
  • лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
  • обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

Автор программы предполагает, что курс поможет достичь более высоких знаний по предмету, будет способствовать развитию творческих способностей ребёнка.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 4 модуля:

1 класс - «Самарских улиц имена. Ленинский район, Самарский район ».

2 класс – «Самарских улиц имена.  Самарский район, Октябрьский район, Железнодорожный район. Памятники писателям, поэтам и их литературным героям».

3 класс – «Самарских улиц имена. Промышленный район, Кировский район, Красноглинский район, Советский район».

4 класс – « Писатели и поэты Самарского края».

Содержание каждого из четырёх  модулей учебного курса представляется четырьмя основными тематическими разделами:

Раздел 1.

«Самарских улиц имена».

Раздел 2.

«За страницами наших учебников».

Раздел 3.

«Литературная гостиная».

Раздел 4.

«Наше творчество».

                В процессе освоения курса предполагается:

  • знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;
  • освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;
  • знакомство с биографическими данными писателей-классиков XIX и XX веков, живших и побывавших в Самаре и Самарском крае;
  • изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий:

  • выразительное чтение, собеседование;
  • уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии;
  • конференции;
  • инсценировки;
  • экскурсии, встречи и другие формы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика;
  • знакомство   с жизнедеятельностью  писателей, живших или  когда-то  бывавших  в   Самарском крае;
  • поиск  новых  материалов  о  земляках-писателях;
  • знакомство   с   ныне  живущими  писателями  и  поэтами   района, области,  встречи  с  ними;
  • поездки   по  литературным  местам  области;
  • творческие  отчёты  о  поисковой  работе;
  • выпуск  информационных  листков.

Система творческих заданий:

  • выразительное чтение художественного произведения;
  • сопоставительный анализ художественного произведения;
  • защита исследовательского проекта;
  • отзыв и рецензия;
  • иллюстрация к произведению и т.д.

Программа продолжает формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:

  • правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;
  • умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию и архитектонику, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;
  • составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;
  • аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе;
  • определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;
  • формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.

                         Программа опирается на межпредметные связи.

         К ней прилагается список рекомендуемой литературы для учителя.

Литературные произведения.

  1. Д. Садовников. Сказки и предания Самарского края
  2. Открытия Д. Н. Садовникова
  3. А. Абрамов-Ширяевец. «Волжские сказы».
  4. А. Пушкин. Стихи и сказки.
  5. С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», «Аленький цветочек».
  6. К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
  7. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Несколько лет в деревне», «Детство Темы», «Корейские сказки».
  8. Л.Н. Толстой. «Рассказы для детей», «Азбука».
  9. А.М.Горький  «Сказки для детей» ( «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие.
  10. А.Н. Толстой. «Детство Никиты», «Сорочьи сказки».
  11. А. Неверов. «Ташкент – город хлебный»,
  12. «Строки, опалённые войной».
  13. И.Булкин. Стихи.
  14. Л.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре».
  15. А. Вятский. «Если бы у меня было десять жизней».
  16. Е. Лазарев. «Синее небо после дождя».
  17. Э. Кондратов«По багровой тропе в Эльдорадо».
  18. Е. Астахов. «Ботфорты капитана Штормштиля».
  19. А. Солоницын. «Врата небесные».
  20.  Сказки братьев Бондаренко.
  21. О. Корниенко «Тарзанка».
  22. В.В.Маяковский – детям.
  23. Н.Надеждина «Путешествие в страну Легумию».
  24. Иван Тургенев «Бежин луг».
  25. Владимир Высоцкий «Детская поэма».
  26. П. Алабин. «25-летие Самары как губернского города».

Учебный модуль

1 класс - «Самарских улиц имена. Ленинский район, Самарский район».

Ул. Пушкина. «Пушкин – детям».

Ул. Горького.  М. Горький в Самаре, его работа в «Самарской газете». «Детство» А.М. Горького. Детские рассказы писателя. Сказки «Воробьишко», «Случай с Евсейкой» и «Самовар» .

Ул. Маяковского. «Дети, будьте, как маяк!». Книги Маяковского.

Ул. Л.Толстого.  Л. Толстой и его семья в Самарском крае. Места на карте области, связанные с жизнью Л.Н. Толстого. «Азбука». Деятельность Л. Толстого и членов его семьи по борьбе с голодом в Самарской губернии в 19 веке. Дидактическая игра «В Яснополянской школе».

Музей им. П.В. Алабина . Петр Алабин как бытописатель Самары. Его «юбилейные» книги о губернском городе.

Учебный модуль

2 класс – «Самарских улиц имена. Соседние районы: Самарский,

Октябрьский, Железнодорожный. Памятники писателям, поэтам и их литературным героям ».

Пушкинский сквер. Стихи Пушкина.

Ул. Крылова. Басни  Крылова.

Ул. Ломоносова. Самородок из глубинки. М.В. Ломоносов – учёный – энциклопедист.

Ул. Салтыкова – Щедрина. Великий мастером иронии – тонкой, скрытой насмешки, облеченной в форму похвалы, лести, притворной солидарности с противником.

Переулок Тургенева. Иван Тургенев. Бежин луг. Рассказ Ивана Тургенева о природе для детей. Рассказ о лете, о летней погоде, о дождике.

Ул. Некрасовская. «В гости к дедушке Мазаю». Стихи, вошедшие в круг детского чтения ( «Школьник», «Генерал Топтыгин»).

Ул. А. Толстого.   Экскурсия в музей-усадьбу А.Толстого. Сказка «Приключения Буратино».  Алексей Толстой – наш земляк. Рождение и годы пребывания Алексея Толстого на Самарской земле. Книга Ю. Оклянского «Шумное захолустье» (семья А. Толстого и жизнь губернского города на рубеже веков).

Ул. Полевая. К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Ул. Садовая. Н.Надеждина «Путешествие в страну Легумию».

Учебный модуль

3 класс – «Самарских улиц имена. Районы города Самара».

Ул. Аксаковская. С.Т. Аксаков. Связь семьи Аксаковых с Самарским краем. Детские образы в произведениях Аксакова «Детские годы Багрова – внука».  С. Аксаков «Аленький цветочек» и история написания знаменитой сказки «Аленький цветочек». Проект создания памятника семье Аксаковых на Самарской земле.

Ул. А. Толстого.   А. Толстой в Самарском крае и Самаре. Книги писателя для детей Литературные герои А. Толстого и их связь с Самарой. «Детство Никиты» Алексея Толстого. Поэтический мир ребенка. Дальнейшая связь писателя и членов его семьи с родным городом. «Сорочьи сказки». Книга Ю. Оклянского «Шумное захолустье» (семья А. Толстого и жизнь губернского города на рубеже веков).

Ул. Ивана Булкина (Советский район). Стихи И.Булкина о войне.

Ул. А.Гайдара (Красноглинский  район).  Детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. «Тимур и его команда». Съёмки фильма «Тимур и его команда»  на Барбошиной поляне.

Ул. Неверова. Самара и А.Неверов. Факты биографии. Книга А. Неверова «Ташкент – город хлебный». Мишка Додонов и его друзья.

Ул. В.Высоцкого. Владимир Высоцкий . Детская поэма. Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного - Ваню Дыховичного.

Ул. Ленинская и Ульяновская. Посещение музея – квартиры семьи Ульяновых.

Учебный модуль

4 класс – « Писатели и поэты Самарского края».

Д. Садовников – певец Волги, автор сказов, собиратель русского фольклора. Садовников – собиратель местного фольклора. «Загадки русского народа».

Г. Державин и И. Дмитриев. Их связь с Самарским краем. Гавриил Державин в Самарском крае: подробности проживания, творчество. Литературоведческий анализ стихов. Иван Дмитриев в Самарском крае. Поэма И. Дмитриева «Ермак».

Пребывание А. Пушкина в Самарском крае: Смышляевка, Борская крепость. Сбор материалов для «Истории Пугачевского бунта». «Капитанская дочка» и факты пугачевского восстания в нашем крае. Изучение черновиков «Капитанской дочки». Прототипы героев повести – наши земляки. Увековечение памяти поэта в Самаре. Работа Пушкинского общества.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский и наш край. Жизнь в имении, ее описание в книге «Несколько лет в деревне. Участие Н.Г. Гарина-Михайловского в работе самарских газет. Н. Гарин-Михайловский и его тетралогия. Первая часть тетралогии - «Детство Темы». Прототип главного героя произведения. Дворянские традиции воспитания и их отражение на страницах произведения.

Гарин-Михайловский – писатель, инженер-исследователь счастья». Детство Тёмы». «Корейские сказки».

Самарские сказочники братья Бондаренко – детям.

Романтика и приключения в детской литературе. Е. Астахов «Ботфорты капитана Штормштиля».  Э. Кондратов «По багровой тропе в Эльдорадо».

Великая Отечественная война в произведениях Самарских писателей.

Е. Астахов «Суровый воздух», «Река времён».

Повесть молодого куйбышевского писателя Андрея Вятского «Если бы у меня было десять жизней...»  о ратном труде партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны.

Работа самарской писательской организации. Встреча с одним из самарских писателей.

Ул. З. Космодемьянской. Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Повесть о Зое и Шуре. В борьбе с фашизмом.

Ул.Молодогвардейская.

Ул. Сергия Радонежского.

Площадь Славы. Вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны.

Описание места курса «Литературное краеведение» в учебном плане.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. На изучение курса в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа.

В результате обучения в начальной школе

  • должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;

  • школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
  • уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;
  • уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;
  • уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Выпускник получит возможность для

формирования:

− основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Самарской земли, чувства сопричастности и гордости за свой край;

-  чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

воспитания

художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развития

этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

овладения

начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

принятия и освоения

социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Самарского края;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Самара, о Самарском крае;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и области.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

1 класс1 класс

№ урока

Ме

сяц

Тема

Коли

чество часов

Виды деятельности

1

Сентябрь

Введение в курс.

     1

Лекция - беседа

2

Л. Толстой и его семья в Самарском крае.

1

Знакомство   с жизнедеятельностью  писателя и его семьёй

3-4

Ул. Л.Толстого.  

2

Пешеходная экскурсия по улице, фото – отчёт: «Достопримечательности улицы города».

5

Места на карте области, связанные с жизнью Л.Н. Толстого. Деятельность Л. Толстого и членов его семьи по борьбе с голодом в Самарской губернии в 19 веке.

1

Работа с картой России, Самарской области;

освоение элементарных знаний по истории России.

6

Октябрь

Л.Н.Толстой «Азбука»

1

Выставка книг одного автора, выразительное чтение.

7

Дидактическая игра

«В Яснополянской школе».

1

Дидактические игры: ЧЕГО СКОЛЬКО?,

СКАЖИ НАОБОРОТ,

ОБЩИЕ СЛОВА  ,

ЦВЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

ОДИН-МНОГО,

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ…

Словесные речевые игры:

 Скажи по-другому.

Как тебя зовут? (Народная игра)…

 

8

Что такое книга?

1

Исследование,

 выставка книг.

9

Какие бывают книги для детей?

1

Лекция – беседа, выставка книг.

10-11

Ноябрь-Декабрь

Посещение библиотеки на

 ул. Л.Толстого \ Садовая

2

Пешеходная экскурсия, инструктаж «Правила поведения в библиотеке».

12-13

Ул. Маяковского.

2

Экскурсия по улице, фото-отчёт: «Достопримечательности улицы города».

14

Декабрь-Январь

«Дети, будьте, как маяк!»

 Книги Маяковского.

1

Выставка книг одного автора, выразительное чтение.

15

Маяковский – поэт и художник.

1

Создание иллюстраций к стихам.

16-17

 «Пушкин – детям».

2

Выставка книг одного автора, выразительное чтение сказок и стихотворений.

18-19

Январь

Ул. Пушкина.

2

Экскурсия по улице, фото-отчёт: «Достопримечательности улицы города»

20-21

Февраль

Ул. Горького.  

2

Экскурсия по улице, фото-отчёт: «Достопримечательности улицы города»

22

М. Горький в Самаре, его работа в «Самарской газете». «Детство» А.М. Горького. Детские рассказы писателя.

1

Знакомство с биографическими данными писателя, его творчеством.

23-24

Март - Апрель

Сказки М. Горького «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар» .

Конкурс иллюстраций.

2

Выставка книг одного автора, выразительное чтение, создание иллюстраций.

25-26

Музей им. П.В. Алабина .

2

Экскурсия в музей.

27

Апрель

Петр Алабин как бытописатель Самары. Его «юбилейные» книги о губернском городе.

1

Лекция – беседа, презентация «П.В.Алабин –  один из самых успешных самарских градоначальников».

28

Посещение библиотеки

 (ул. Невская,8)

1

Экскурсия в библиотеку

29

Мы – авторы «Азбуки».

1

Собственное сочинение стихов или рассказов.

30-31

Май

Мы – художники-иллюстраторы

2

Иллюстрирование своих произведений

32

Игра «Что? Где? Когда?»

1

Составление вопросов для игры, изготовление приглашений для родителей для участия в игре.

33

Итоговое занятие. Конкурс «Самый активный (любознательный) краевед класса».

1

Награждение в номинациях:

«Лучший писатель»,

«Лучший поэт»,

«Лучший фотограф», «Лучший художник - иллюстратор»,

«Лучший чтец»,

«Самый читающий»…

Итого

33 часа

   

2 класс

урока

Ме

сяц

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

1

       Сентябрь

Введение в курс.

1

Урок – лекция

2-4

Автобусная экскурсия всей семьёй «Памятники писателям, поэтам и их литературным героям».

3

Экскурсия по городу, фото-отчёт «Достопримечательности  города – памятники ».

5-6

Октябрь - Ноябрь

Ул. А. Толстого

2

Экскурсия по улице, фото-отчёт «Достопримечательности улицы города»

7

Алексей Толстой – наш земляк. Рождение и годы пребывания Алексея Толстого на  Самарской земле. Музей А. Толстого.

1

Составление хронологической таблицы пребывания писателя в Самарском крае.

8-9

Экскурсия в музей-усадьбу  А.Толстого.

2

Пешеходная экскурсия в музей.

«Мои впечатления»- запись родителями рассказа ребёнка.

10-11

                        Ноябрь

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

2

Чтение любимых отрывков сказки.

Литературная  игра - викторина.

Сравнительный анализ книги Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» и книги Алексея Толстого о Буратино.

12

Самородок из глубинки.

1

Знакомство   с жизнедеятельностью  М.В. Ломоносова,

освоение элементарных знаний по истории.

13

                        Декабрь

М.В. Ломоносов – учёный – энциклопедист- подготовка к конференции.

1

Знакомство с историко-литературными источниками, поиск  новых  материалов . собеседование

14-15

М.В. Ломоносов – учёный – энциклопедист.

2

Конференция, выступления детей в секциях «Ломоносов-химик», «Ломоносов – математик», «Ломоносов – физик», «Ломоносов – поэт», «Ломоносов – географ», «Ломоносов – художник»…

16

Ул. Ломоносова.

1

Виртуальная экскурсия по городу, работа с картой.

17

             Январь Февраль

Ул. Крылова.

1

Виртуальная экскурсия по городу, работа с картой.

18

Басни Крылова.

1

Освоение элементарных знаний теории литературы, выразительное чтение, инсценирование  басен.

19-20

Урок – концерт (спектакль).

2

Выразительное чтение, инсценирование  басен.

21-22

                 Февраль

Ул. Некрасовская.

2

Экскурсия по улице, фото -отчёт «Достопримечательности улицы города», работа с картой.

23

«В гости к дедушке Мазаю». Стихи Н.Некрасова, вошедшие в круг детского чтения («Школьник», «Генерал Топтыгин»).

1

Выразительное чтение, анализ произведений.

24

                    Март

Литературный праздник «Книжкины именины». Основатель – Лев Кассиль.

1

Выставка книг, плакатов, рисунков. Викторина. Инсценирование любимых произведений. Конкурс иллюстраций «Любимая книга моей семьи».

25-26

Ул. Салтыкова – Щедрина. М.Е. Салтыков Щедрин -великий мастером иронии – тонкой, скрытой насмешки, облеченной в форму похвалы, лести, притворной солидарности с противником.

2

Виртуальная экскурсия,

слушание,

«Проба пера» - собственное сочинение.

27

                                                     Апрель – Май

Переулок Тургенева. Иван Тургенев. «Бежин луг». Рассказ Ивана Тургенева о природе для детей. Рассказ о лете, о летней погоде, о дождике.

1

Виртуальная экскурсия,

слушание.

Знакомство с понятием «диалект».

Работа с картой.

28-29

Ул. Полевая.

К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

2

Экскурсия по улице, фото -отчёт «Достопримечательности улицы города».

Выразительное чтение, анализ произведений.

30-31

Ул. Садовая.

Н. Надеждина «Вокруг света по стране Легумии»

2

Экскурсия по улице, фото -отчёт «Достопримечательности улицы города».

Выразительное чтение,

занимательные игры.

32-33

                     Май

Сквер Пушкина (Пушкинский сквер)

2

Экскурсия в сквер, фото – отчёт, чтение стихов  у памятника.

34

Итоговое занятие. Стихи Пушкина.

1

Конкурс на лучшего чтеца стихов А.С. Пушкина (с использованием аудио-, видео-  средствами.

Итого

34 часа

     3 класс.

№ уро

ка

Ме

сяц

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности.

1

                              Сентябрь

Введение в курс.

1

Урок - лекция

2-3

Ул. Аксаковская. Проект создания памятника семье Аксаковых на Самарской земле.

2

Виртуальная экскурсия по улице «Достопримечательности улицы города», работа с картой.

4

С.Т. Аксаков. Связь семьи Аксаковых с Самарским краем. Детские образы в произведениях Аксакова «Детские годы Багрова – внука».

1

Создание мини-выступлений по теме «С.Т. Аксаков и Самарский край», «Губернатор Самары - Т. Аксаков». Планы увековечения имени Аксаковых в Самаре.

5-6

                         Октябрь

С. Аксаков «Аленький цветочек» и история написания знаменитой сказки «Аленький цветочек».

2

Создание проекта памятника героям «Аленького цветочка».

Написание отзыва к произведению.

Выразительное чтение любимых эпизодов сказки.

7

Литературные герои А. Толстого и их связь с Самарой.

1

Анализ сочетания достоверности событий и литературного вымысла на страницах произведений А. Толстого.

Самарские адреса литературных героев А. Толстого.

8

Книги писателя для детей. «Детство Никиты» Алексея Толстого. Поэтический мир ребенка.

1

Выставка книг одного автора. Анализ произведения

9-10

                  Ноябрь

А. Толстой «Сорочьи сказки».

2

Выразительное чтение сказок.  Иллюстрирование эпизодов сказок.

11-12

Ул. Ленинская, ул.Ульяновская.

2

Виртуальная экскурсия по улице «Достопримечательности улицы города», работа с картой.

13-14

                     Декабрь

Посещение музея – квартиры семьи Ульяновых.

2

Экскурсия в музей, сочинение «Мои впечатления».

15-16

Книги о детстве сверстников 19 в. и 20 в.

2

Выразительное чтение отрывков произведений, составление буклета « Как дети 19-20 веков помогали родителям, во что играли, чем интересовались, как учились»

17

                  Январь

Создание литературного альманаха «Самара глазами детей, а также их родителей».

1

Поиск  новых  материалов  о  земляках-писателях, о жизни детей 19-20 веков, выпуск  информационных  листков.

18-19

Ул. А.Гайдара (Красноглинский  район).  А. Гайдар - детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

2

Виртуальная экскурсия по улице «Достопримечательности улицы города».

20-22

                       Февраль

«Тимур и его команда» А.П.Гайдара. Съёмки фильма «Тимур и его команда»  на Барбошиной поляне.

3

Анализ образов главных героев произведения.

Просмотр эпизодов фильма.

23

Ул. Ивана Булкина (Советский район).

1

Виртуальная экскурсия по улице «Достопримечательности улицы города», работа с картой.

24

                           Март - Апрель

Стихи И.Булкина о войне.

1

Выразительное чтение стихов, литературоведческий анализ стихов.

25

Ул. Неверова. Самара и А.Неверов. Факты биографии.

1

Виртуальная экскурсия по улице «Достопримечательности улицы города».

26-28

Книга А. Неверова «Ташкент – город хлебный». Мишка Додонов и его друзья.

3

Работа с картой России.

Анализ образов главных героев произведения.

Просмотр эпизодов фильма.

29-30

Апрель

Ул. В.Высоцкого. Сквер Высоцкого.

2

Экскурсия по улице, скверу, фото - отчёт «Достопримечательности города».

31-32

                                              Май

Владимир Высоцкий . Детская поэма. Вступительное слово  про Витьку Кораблева и друга закадычного - Ваню Дыховичного

2

Знакомство   с жизнедеятельностью  поэта, актёра.

Введение понятия «поэма». Иллюстрирование  поэмы.

33

Создание литературного альманаха «Самара глазами детей, а также их родителей».

1

Поиск  новых  материалов  о  земляках-писателях; выпуск  информационных  листков.

34

Итоговое занятие. Семейная школа летнего чтения

1

Предложения по организации летнего чтения – слушания.

Итого

34 часа

4 класс.

№ уро

ка

Ме

сяц

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

1

Сентябрь

Введение в курс 4 класса.

1

Урок – лекция, презентация.

2-3

Д. Садовников – певец Волги, автор сказов, собиратель русского фольклора. Садовников – собиратель местного фольклора. «Загадки русского народа».

2

Выразительное чтение сказов, загадок, песен.

Поиск местного фольклора.

Освоение элементарных знаний по теории литературы.

4

Г. Державин и И. Дмитриев. Их связь с Самарским краем. Гавриил Державин в Самарском крае: подробности проживания, творчество. Литературоведческий анализ стихов.

1

Выразительное чтение. Литературоведческий анализ стихов.

5

                                                 Октябрь

Иван Дмитриев в Самарском крае. Поэма И. Дмитриева «Ермак».

1

Чтение и обсуждение художественных произведений

6-7

Учебное исследование: ул. Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский – заступник Руси.

2

Освоение элементарных знаний по истории, знакомство с биографическими данными, изучение нравственной и историко-культурной стороны жития.

8

Самарские сказочники братья Бондаренко – детям.

1

Чтение и обсуждение  произведений, знакомство с биографическими данными писателей.

9

Ноябрь - Декабрь

Работа самарской писательской организации. Встреча с одним из самарских писателей.

1

Знакомство с биографическими данными писателей

10-11

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский и наш край. Жизнь в имении, ее описание в книге «Несколько лет в деревне». Гарин-Михайловский– писатель, инженер-исследователь счастья». Участие Н.Г. Гарина-Михайловского в работе самарских газет.

2

Работа с картой Мира, России, знакомство с биографическими данными писателя

12-13

Читательская конференция: «Н. Гарин-Михайловский и его тетралогия. Первая часть тетралогии - «Детство Темы». Прототип главного героя произведения. Дворянские традиции воспитания и их отражение на страницах произведения.

«Корейские сказки».

2

Конференция, работа в секциях, творческие  отчёты  о  поисковой  работе.

Освоение элементарных знаний по истории и теории литературы

14

Декабрь

Романтика и приключения в детской литературе. Е. Астахов «Ботфорты капитана Штормштиля».

1

Освоение элементарных знаний по теории литературы

15

Романтика и приключения в детской литературе. Э. Кондратов «По багровой тропе в Эльдорадо».

1

Работа с картой, изучение нравственной проблематики произведения.

16

Пребывание А. Пушкина в Самарском крае: Смышляевка, Борская крепость. Сбор материалов для «Истории Пугачевского бунта». Увековечение памяти поэта в Самаре. Работа Пушкинского общества.

1

Поиск информации, знакомство с историко- литературными источниками, изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

17018

                Январь - Февраль

«Капитанская дочка» и факты пугачевского восстания в нашем крае. Изучение черновиков «Капитанской дочки». Прототипы героев повести – наши земляки.

2

Знакомство с историко- литературными источниками.

19-20

Учебное исследование: Площадь Славы. Вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны.

2

Знакомство с историческими источниками, творческие  отчёты  о  поисковой  работе.

21-23

            Февраль

Ул. З.  Космодемьянской (Промышленный район). Л.Т.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре».

3

Виртуальная экскурсия по улице «Достопримечательности улицы города».

24-25

Март

Великая Отечественная война в произведениях Самарских писателей. Е. Астахов «Суровый воздух», «Река времён».

2

Чтение и обсуждение художественных произведений

26-27

Повесть молодого куйбышевского писателя Андрея Вятского «Если бы у меня было десять жизней...»  о ратном труде партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны.

2

Чтение и обсуждение художественных произведений,

28-29

                    Апрель

Учебное исследование: ул. Молодогвардейская.

2

Знакомство с историко- литературными источниками, творческие  отчёты  о  поисковой  работе

30-31

Творческая встреча с писателями – земляками, которые пишут сегодня.

2

Знакомство с биографическими данными писателей.

Проба пера – собстенное сочинение.

32-33

                       Май

Семейный литературный праздник «Детские журналы, которые старше наших родителей, бабушек, дедушек».

2

Творческие  отчёты  о  поисковой  работе, отзывы о книге, журнале.

34

Итоговое занятие. Презентация «Наша энциклопедия Земли Самарской»

1

Творческие  отчёты  о  поисковой  работе

Итого

34

                           Приложение

                       Юрий Оклянский «Шумное захолустье»

В середине XX века в Куйбышеве была сделана одна из счастливых литературных находок. Обнаруженный архив выдающегося русского советского писателя А.Н.Толстого включал в себя более пятисот неизвестных до сих пор материалов - письма А.Н.Толстого, первые издания его книг с дарственными надписями, фотографии, переписку родителей Алексея Николаевича, дневники, произведения его матери - писательницы А.Л.Бостром. Замысел книги Ю.Оклянского "Шумное захолустье (Из жизни двух писателей)" подсказан знакомством с куйбышевской находкой, материалы которой впервые широко использованы, а также большим количеством других документов, разысканных или собранных самимавтором. Книга раскрывает некоторые неизвестные страницы жизненной и творческой биографии А.Н.Толстого, воссоздает несправедливо забытый человеческий и писательский облик А.Л.Бостром, показывает их общественно-литературное окружение. Автор по-новому ставит ряд проблем творчества А.Н.Толстого.

                Андрей Вятский «Если бы у меня было десять жизней...» Повесть молодого куйбышевского писателя рассказывает правду о ратном труде партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны, рисует яркую картину героизма простых советских людей в борьбе с ненавистным фашизмом. Со времени описываемых событий прошло более двадцати лет. Погибших героев, отдавших свои жизни за нашу Советскую Родину, сменила плеяда замечательной молодежи, которая достойно продолжает дело своих отцов, старших братьев и сестер. Книга Андрея Вятского о «маленьком докторе» Нине Лапиной, в которой сумские партизаны легко узнают своего боевого друга и товарища старшего военфельдшера Нину Ляпину, поможет вступающим в жизнь девушкам и молодым людям быстрее осознать, что у человека не может быть выше цели, чем цель — жить для счастья народа, для Отечества, для торжества коммунизма.)

                     Один из самых известных рассказов - «Русский характер» (7.05.44 в «Красной звезде»). Тема рассказа отражена в его названии. Начинается со вступления- размышления о том, что это такое. От лица И.Сударева рассказывается о подвигах его друга Егора Дрёмова. Во время курского сражения танк Дремова загорелся, и боец чудом остался жив. Величие его проявляется в том, что никогда не поведал о своей душевной драме. Он добивается, чтобы его снова зачислили в часть. Едет домой, но его там не узнают. Материнские чувства заставляют поехать в часть. Характерно мастерство детали, ее конкретность. Используется ирония, добродушная усмешка. Основная тема-изображение духовной красоты. Идейно-нравственная категория играет решающую роль в победе над гитлеровцами.

                  Евгений Астахов (1925-2013) г. Самара

                                         Река времён

Есть люди, создающие «лицо города»; особенно, когда речь идёт о небольших городах, где в основном все друг друга знают или по крайней мере слышали друг о друге…

                                     Лазарев Евгений.

Синее небо после дождя. Рассказы и очерки. Серия Земля и люди.

Дарственная надпись автора. Душа земная, Крестьянский корень, Крестьянское гнездо, История села Максимкина, Старые блокноты, Синее небо после дождя, Родимая сторона, Река детства, Шла весна, Ночная песня, Девочка на санках, Машенька, Жених и невеста, Липа вековая.

                       Стихи Владилена Кожемякина

Владилен Иванович Кожемякин (1931–1984) — поэт, член Союза писателей СССР, автор 7 книг стихов. Закончил Московский литературный институт им. М. Горького. Жил и работал в Кирове (Вятке), Магадане, Пензе и Самаре. В Самару он приехал в 1966г. Работал на телевидении, в Союзе писателей, в газете “Волжская Коммуна”. В Самаре вышли книги его стихов — «Родня», «Отчая земля», «Ночная смена». В эти годы он печатается и в Москве — были изданы его книги «Дальняя дорога», «Потому что люблю». С успехом печатался в центральных журналах — «Современник», «Молодая гвардия» и др. Его стихи и поэмы о России, о людях, которых он знал и любил, об их жизни и судьбах полны лиризма и любви. Погиб Владилен Кожемякин 16 октября 1984г. Погиб при странных и невыясненных обстоятельствах, находясь в расцвете сил и таланта. Ему было всего 53 года. Автор книг «Жёлтая акация», «Полюс тепла», «Дальняя дорога», «Отчая земля», «Потому что люблю», «Ночная смена» и др.

                  Сокольников Владимир Александрович

6 июля – 80 лет со дня рождения куйбышевского прозаика и поэта В. А. Сокольникова (1933-1978). Родился на станции Клявлино Куйбышевской области. Окончил Ленинградский университет в 1957году. Работал журналистом сначала в Бузулуке, затем в Куйбышеве. Как редактор областной студии телевидения создал ряд литературно-драматических и спортивных передач.  Активно публиковался в газетах «Волжская коммуна» и «Волжский комсомолец».

Автор книг очерков «Сила души человеческой» (1961), «Беспокойные сердца» (1964), «Семейная линия» (1964), пьес - «Поезд, который мы помним» (1967) и др., киносценариев — «Тревожные ночи в Самаре» (1969, в соавторстве с Э. М. Кондратовым) и др., романов — «Десант из прошлого» (1968, совм. с Э. М. Кондратовым), «Нам здесь жить» (1972) Последнее произведение посвящено событиям 1918 в Самаре и написано на основе документальных материалов. Ушел из жизни в 1978 году в Куйбышеве.

                                     Евгений Астахов

                «Ботфорты капитана Штормштиля».

Захватывающие и пронзительные романтические повести о выдуманных приключениях послевоенных школьников. Книга входит во все списки рекомендованной литературы.

                                        Э. Кондратов

                      «По багровой тропе в Эльдорадо».

В 1541 году Франсиско де Орельяно, опытный путешественник и конкистадор, присоединился к экспедиции Гонсало Писарро, отправлявшейся на поиски таинственной страны Эльдорадо. Орельяно собрал отряд из 320 головорезов и нескольких тысяч индейцев и выступил из Куско в Кито. Поход оказался тяжелейшим: большая часть индейцев погибла, испанцы тоже умирали от холода и болезней, но весной 1542 года отряд преодолел Кордильеры и вышел к огромной реке. Далее путь искателей приключений пролегал по воде. После череды неудачных высадок и сражений с местными индейцами отряд благополучно достиг устья великой реки. Так Франсиско де Орельяно стал первооткрывателем Амазонки…

                                         Алексей Солоницын

                                          «Врата небесные»

Наши духовно-нравственные ценности. А. Солоницын и его произведения. Книга «Врата небесные» - книга-притча о монахинях Самарского Иверского женского монастыря. В новую книгу Алексея Солоницына вошли рассказы, написанные в последнее время, и повести, созданные ранее. Героев этих произведений объединяет служение Христу, выбор того жизненного пути, с которого они не отступают ни на шаг.

Это и подросток Алёша, который со своей бабушкой ремонтирует купол церкви в почти умершей деревне из рассказа «Алёшкина звезда»; и Патриарх Тихон, который встречает Пасху 1918 года в Марфо-Мариинской обители, созданной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, накануне их ареста и мученической гибели; и герои такого замечательного рассказа, как «Встреча, которой не было», где по воле автора встречаются государь император Николай II и Антон Павлович Чехов.

Тот же выбор крестного пути мы видим и в повестях писателя - пути, который открывает врата небесные. Повесть с одноимённым названием, на мой взгляд, одно из лучших современных литературных произведений о новомучениках Российских. Она о мученическом подвиге сестёр Иверского женского монастыря Самары. Описывая прошлое, писатель, на самом деле, ведёт разговор о настоящем, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13,8). Судьбы семи монахинь, с любовью выписанные Солоницыным, созвучны с современной действительностью, как никогда.

«О, Господи, как же далеко нынешние люди отстоят от веры! О жизни монастырской знают из французских романов... Как мало встречалось людей, которые понимали, что служение Богу есть призвание, что никакой трагедии и не надобно вовсе для того, чтобы уйти в монастырь. Вера - это как любовь...» Так может рассуждать не только монахиня начала XX века, но и нашего смутного времени. Врата небесные открыты и для нас. Но их может достичь лишь тот, кто преодолевает соблазны и ведёт постоянную духовную брань. Для этого необходима вера, а «вера требует мужества и духовной силы», - говорил отец Иларион, обращаясь к Татьяне, будущей монахине Епистимии. Разве не актуален его призыв в наши дни? Не перевелись и пропагандисты, подобные герою повести Ярцеву, считающему, «что народ русский тёмен и дик». Семь монахинь Алексея Солоницына, представляющие весь социальный срез России от крестьянки до дворянки, опровергают гнусную ложь Ярцева на наш народ.

И в заключение хочется отметить, что Алексею Солоницыну удалось главное: наполнить и свои рассказы, и драматическое повествование о современном священнике, и трагическую историю о монахинях светом христианского оптимизма и молитвенной теплотой.

За что ему особенная благодарность,

Протоиерей Николай Агафонов, член Союза писателей России.

ПОВЕСТИ

Врата небесные

Александра - сестра Феодора

Александра - сестра Феодора (продолжение)

Любовь-сестра Евфросиния

Вера-сестра Марфа

Прасковья и Варвара

Татьяна - сестра епистимия

Татьяна-сестра епистимия (продолжение)

Надежда - сестра Фотиния

Надежда - сестра Фотиния (продолжение)

Судный день

РАССКАЗЫ

Пасха 1918 года

Встреча, которой не было

Маленькой ёлочке холодно зимой

Алёшкина звезда

Одинокий голос флейты

Эльдорадо

                              Братья Бондаренко

совместно написали 16 книг сказок, которые вышли в Москве, Ульяновске и Куйбышеве-Самаре. Их сказки печатались на страницах детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», а также в журналах для взрослых «Нева», «Огонек» и «Волга».

Вениамин Никифорович Бондаренко

Умер  январь 1999 г., г.Тольятти.

Родился 26 февраля 1926 года в селе Преображенка Безенчукского района Куйбышевской области. Окончил в 1954 году факультет иностранных языков Саратовского педагогического института. Работал в районных и областных газетах, редактором и старшим реактором Куйбышевской студии телевидения.

Первую книгу «Сказки дедушки Матвея» опубликовал в соавторстве с братом Владимиром в 1955 году в Ульяновске. Совместно с братом, писателем Владимиром Никифоровичем Бондаренко, издал шестнадцать сборников сказок, которые вышли в Москве, Ульяновске и Куйбышеве (Самаре). Эти сказки печатались на страницах детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», а также в журналах для взрослых «Нева», «Огонек» и «Волга». Cреди них – «Песня скрипки» (1957), «Кремешки» (1964), «Галя и солнышко» (1965), «Кому снился ежик» (1966), «Горицвет» (1968), «Сказки черепахи Кири-Бум» (1971), «Три веселых зайца» (1974), «Сказки гореловской рощи» (1977). Книги братьев Бондаренко «Внук старого грома», «Заячья неделя», «Медвежонок Спиря», «Непохожие прохожие» опубликованы московскими издательствами. По многим сказкам братьев Бондаренко снято пятнадцать детских мультипликационных фильмов (реж. Александр Полушкин). Умер  в январе 1999 г., г.Тольятти.

Сказки дедушки Матвея. Ульяновск, 1955;

Хрум-хрум. Ульяновск, 1956;

Песня скрипки. Ульяновск, 1957;

Внук старого грома. М., 1961;

Кремешки. Куйбышев, 1964;

Галя и солнышко. Сказки. Куйбышев, 1965;

Кому снился ежик. Сказки. Куйбышев, 1966;

И заяц был на именинах. Куйбышев, 1968

Горицвет. Сказки. Куйбышев, 1968;

Первая птица. Барнаул, 1969

Заячья неделя. М., 1970;

Сказки черепахи Кири-Бум. Куйбышев, 1971;

Медвежонок Спиря. М., 1974;

Три веселых зайца. Повесть-сказка. Куйбышев, 1974;

Непохожие прохожие. М., 1975;

Сказки гореловской рощи. Куйбышев, 1977;

Экранизации

Список мультфильмов, снятых по его сказкам, -

http://www.kinopoisk.ru/name/2871701/

http://www.kinopoisk.ru/name/2290148/

                             Петр Владимирович Алабин –

известный русский просветитель, историк, патриот, авторитетный и деятельный городской голова. С именем Алабина связано строительство в Самаре городского водопровода, газового освещения, театра, музея, библиотеки, метеорологической станции, чугунолитейного завода, спичечной фабрики, паровой мельницы и множества других передовых предприятий того времени.

Он был инициатором вручения болгарским ополченцам Самарского знамени, стал первым губернатором Софии, основал в столице Болгарии национальную библиотеку. Его имя носит одна из улиц Софии, а в Самаре – основанный им историко-краеведческий музей.

Писательским трудом Алабин занимался всю жизнь. Своей второй родине он посвятил книги "25-летие Самары как губернского города" и "Трехвековая годовщина Самары".

Еще в книге "Двадцатипятилетие Самары, как губернского города" он подробно изложил свои взгляды на то, какой должна быть публичная библиотека. Петр Владимирович считал, что ее следует комплектовать из лучших образцов отечественной и мировой литературы, книг по различным отраслям научных знаний, энциклопедий и словарей. "Одним словом, - писал Алабин, - публичная библиотека должна давать обществу пищу здоровую и питательную, которая бы вполне способствовала его умственному росту". Приобретение беллетристических поделок он относил к действиям неправильным и даже вредным.

                    Любовь Тимофеевна Космодемьянская.

                                   Повесть о Зое и Шуре

Дети Л.Т.Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа.  О них она рассказывает в повести.  По книге можно день за днем проследить жизнь Зои и  Шуры Космодемьянских,  узнать их интересы, думы, мечты.

                                    Список литературы

1. Наш край. Хрестоматия. Самара, 2003.

2. Город на крутой луке. Литературно-публицистический сборник. Куйбышевское книжное издательство, 1984.

3. Писатели Средней Волги. Куйбышевское книжное издательство, 1968.

4. Советские писатели и Среднее Поволжье. Сборник статей. Куйбышевское книжное издательство, 1959.

5. О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. Составитель С. А. Голубков. Куйбышевское книжное издательство, 1987.

6. Максим Горький и Самара. Куйбышевское книжное издательство, 1968.

7. Алексей Толстой и Самара. Из архива писателя. Куйбышевское книжное издательство, 1982.

8. Лев Толстой и Самара. Воспоминания, письма, статьи. Куйбышевское книжное издательство, 1988.

9. Путешествие в прошлое. Страницы истории Самарского края. Самарское книжное издательство, 1991.

10. Самарская летопись. Самарский университет, 1993.

11. Самарская область. (География, экономика, история, культура). Самара, 1998.

12. Кто есть кто в Самаре. Навигатор, 2003.

13. А. Неверов. К столетию со дня рождения; воспоминания, статьи, библиография. Составитель В. П. Скобелев. Куйбышевское книжное издательство, 1986.

14. П.В. Алабин. Самара 1586-1886 годы. Самарское книжное издательство, 1992.

15. Г.В. Алексушин. Самарские губернаторы. Самарский дом печати, 1996.

16. Л. Финк. При свете рампы. Куйбышевское книжное издательство, 1980.

Интернет - ресурсы

http://историческая-самара.рф

http://sgpress.ru

http://lib.ru/PRIKL/PIONERY/zoyshura.txt

http://gorkiy.lit-info.ru

http://chudo-kit.ru

http://www.culture.ru

http://deti-online.com

http://kraeved-samara.ru

http://www.samara.onfoot.ru

http://detskiychas.ru

http://vysockiy.ouc.ru/detskaja-poema.html

http://www.alabin.ru

http://samsud.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному краеведению "Мой край Ямал"

Конспект обобщающего урока по литературному краеведению  для учащихся 2-3 класса. Загадки,  фототесты, кроссворды помогают  разнообразить виды деятельности на уроке. Кроме того, в ...

Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"

В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена  пошагавая инструкция  изготовления куклы-оберега, что  позволяет использовать этот материал ...

системно деятельный подход к обучению литературного краеведения в начальных классах на основе авторского пособия

Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных ...

Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"

Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....

Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"

Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...

Тетрадь по литературному краеведению для 2 класса "Самоцветное слово Урала"

Пособие позволяет реализовать региональный компонент содержания образования на уроках литературного чтения и во внеурочной работе. Данная тетрадь составлена по модели  тетради для чтения к учебни...

Методическая разработка урока – экскурсии по литературному краеведению в 3 классе. Тема: Картины – как полёт птицы.

В данной статье приведена разработка урока–экскурсии, который  проходит в районном историко-краеведческом комплексе. Цель урока заключается в том, чтобы:·...