Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
опыты и эксперименты на тему

Сомова Раиса Владимировна

Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eor.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.1.  Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Ф.И.О. аттестуемого      Сомова Раиса Владимировна

Технологии

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

1.Здоровьесберегающие технологии

2.Игровые технологии

(Г.К. Селевко)

3.Информационно-коммуникационные технологии.

4.Технология проектного  обучения.

5.Технология уровневой дифференциации

  Интенсивность современного урока  приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому применяю современные образовательные технологии через призму здоровьесбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности.

Активизация и интенсификация учебного процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Компьютерная техника и программные средства представляют собой: источник учебной информации;

наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля; демонстрационно-энциклопедические программы, мультимедийные презентации, видеолекции;  программы тренажеры; образовательные ресурсы интернета (онлайн тестирование).

Передо мной  встала важная проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Я решила – это метод проектов - один из современных методов обучения, который эффективно используют в своей работе многие учителя.         Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС. Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;

Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;

Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне его возможностей и способностей. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

     Каждый урок я начинаю с психологического настроя класса. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Соблюдаю требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (регулярное проветривание кабинета на переменах, соблюдение  правильной осанки).

Регулярно провожу физкультминутки, упражнения для рук, точечный массаж, упражнения на релаксацию. Для снятия зрительного утомления использую гимнастику для глаз по методике  У. Г. Бейтса, В. Ф. Базарного, В. А. Ковалева, Э.С. Аветисова, Н. Исаевой.

В целях здоровьесбережения  провожу занятия во внеурочное время по программе спортивно- оздоровительного направления «Не хворай- ка».

Игровая форма проведения занятий создается на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, побуждающих ребёнка вступить в игру. Игра стимулирует учеников к учебной и исследовательской деятельности. Это позволяет ставить дидактические цели в виде игровых задач. Учебный материал используется в качестве средства для достижения дидактической цели.

Реализация игровых приемов и ситуаций занятий происходит по следующим основным направлениям:

•        дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

•        учебная деятельность подчиняется правилам игры;

•        учебный материал используется в качестве игрового средства;

•        в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

•         успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использую как на отдельных видах урока (урок-путешествие, урок-аукцион, урок-экспедиция, урок-игра и т.д.), так и на отдельных этапах урока(актуализация знаний, рефлексия,

Данную технологию применяю при изучении нового материала на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира используя электронное приложение к учебнику; презентации, программно-методический комплекс «Учимся изучать историю». На этапе закрепления темы, раздела использую тренажеры для фронтальной работы («Академия младшего школьника»), тесты PROClass (для индивидуальной работы). В своей работе применяю онлайн тестирование.Информационные технологии мною используются при разработке и проведении внеклассных мероприятий, родительских собраний.

        

Этот метод я использую на этапах обобщения на уроках математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения. На этапе подготовки проекта совместно с детьми обсуждаем проблему, дальше ведущую роль в создании проекта выполняют дети (группы). Роль учителя  помогать, высказывать предположения, наблюдать, советовать.

Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:

•    создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

•    активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

•    обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). В моём классе есть разные дети: и отличники, и «средние» ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

    Поэтому я прихожу к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если  эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.

   Внедрение в практику работы данного приёма здоровьесберегающих технологий, мне позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным,    повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье  детей. За последние три года пропуск занятий по причине болезни  снизился на 10%.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне, как учителю, сочетать разнообразные формы работы, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время на уроке, насыщает его информацией, расширяет кругозор детей, прививает познавательный интерес к учёбе, поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрять данные технологии в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Применение данной технологии делает обучение более эффективным; повышается мотивация обучения; активизируется познавательная деятельность учащихся предмету. Доказательством этому служит положительная динамика качества знаний, стабильный уровень обученности-100%.

У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни. Учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности и творческих конкурсах. Созданы проекты «Моя малая Родина», «Моя семья», «Города -герои», «Моя родословная», «Здоровое питание» и т.д.

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания следующего уровня;

ситуация успеха и ощущение уверенности у обучающихся; возросла степень их психологического комфорта на уроках.

Дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

6. Технология групповой работы

Подобная форма организации обучения создает все необходимые условия для общего развития, проявления сотрудничества, взаимодействия с другим человеком. Групповая работа-наиболее эффективная альтернатива традиционным методам обучения.

Создаю  на уроке и внеклассном мероприятии ситуации, когда возникает групповой эффект совместной учебно-воспитательной деятельности, акцентируется работа по коллективной поддержке человека и дела, развиваются стремления к здоровому соперничеству и соревновательности.

Групповые способы работы организую через малые и большие группы, через работу в паре, в группе и индивидуально на разных этапах урока (изучение нового материала, закрепление и т.д.)

Групповая деятельность оказывает мощное стимулирующее воздействие на ребенка, помогает раскрыться личностям с неявными лидерскими качествами; происходит взаимное обогащение членов группы.

Коллективное взаимообучение;

развитие коммуникативных компетенций;

расширение кругозора;

приобретение общественно-полезного опыта;

создание атмосферы эмоционального комфорта;

позитивная динамика  качества знаний.

7.Технология     Портфолио

Ведение портфолио позволяет:

создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность ребенка в собственных возможностях;

максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;

развить познавательные интересы обучающихся и сформировать готовность ребенка к самостоятельному познанию;

сформировать устойчивую внутреннюю установку на творческую деятельность и развить мотивацию к дальнейшему творческому росту;

приобрести каждому ребенку уже на начальном этапе своей жизни навыки рефлексии, т.е. умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

стимулировать стремление ребенка к самосовершенствованию и развитию.

Стандартной формы портфолио не существует. Как правило, это папка с файлами, которая предназначена для сбора лучших работ и результатов обучения школьника. В файлы вкладываются листы, позволяющие систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность в школьной жизни, раскрыть его личностные данные.

Создание портфолио - это всегда творческий процесс, увлекательная совместная кропотливая работа детей, их родителей и учителя.

 Данная технология решает задачи:

- Поддерживать высокую мотивацию учащихся;

- Развивать  самообразовательные умения – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-  Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку;

-  Содействовать индивидуализации обучения, определять количественные и качественные достижения.

У всех учащихся моего класса заведено портфолио. Проводиться конкурс среди учащихся начальной школы.

8.Электронный образовательный ресурс

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://scool-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

http://fkior.edu.ru.

«Открытый класс»

«Учительский портал»

www.uchportal.ru

«Началка com»

www.nachalka.com

Использование ЭОР позволяет сделать урок более результативным, по-настоящему развивающим и познавательным.

При планировании стараюсь предусмотреть как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки д/з, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля  за усвоением изученного и т.д. К каждой из изученных тем стараюсь выбрать различные виды: тесты, презентации, проекты, тренажеры, диафильмы. Провожу электронные физкультминутки; использую во внеурочной деятельности.

Занятия становятся интересны детям, формируются навыки самостоятельной продуктивной деятельности; учащиеся начинают работать более творчески и становятся увереннее в себе.

                                                          Использование проектных и исследовательских технологий

Учебный год

Перечень работ

Выход на аудиторию

Участники

Результат

2013-2014

Проект  

«Авторские стихи «Пусть будет в мире тишина»

Окружной конкурс

«Скажи терроризму,нет»

Чернов Ярослав

Призёр.

1 место.

2013-2014

Проект

«Самая необычная новогодняя игрушка»

Окружной конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

Бамбурова Ксения

Призёр.

1 место.

2012-2013

Исследовательский

Творческий  проект

«Моё  имя»

Внеурочная деятельность

Многоцветные кружева родного края»

Все учащиеся

2 -А класса

Осознание значимости

Своего имени.

2011-2012

Проект

«Моя малая Родина»

Урок окружающего мира в 1 классе

Все учащиеся

1-А класса

Осознание значимости своего родного края

2011-2012

Проект

«Моя семья»

Урок окружающего мира в 1 классе

Все учащиеся

1-А класса

Осознание значимости своей семьи

2012-2013

Проект

«Математика вокруг нас»

Урок математики

в 3  классе

Все учащиеся

3-А класса

Понимание значения чисел

в жизни людей

2013-2014

Конкурс проектов

Исследовательский проект «Гербарий»

Урок окружающего мира в 4 классе

Водыжева Валерия

1 место

Широкое внедрение СОТ  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

  • стабильно   качество знаний по предметам (76-80%);
  •  уровень обученности учащихся в классе (100%);

Таким образом, можно сделать вывод, что данные СОТ,  которые я  использую  в своей работе, позволили мне, как учителю, спланировать работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

                                                                                             Заместитель руководителя ОО     ________________ /      

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – ...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Данный  материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе"  для прохождения аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе...