Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
методическая разработка на тему

таблица

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_novyh_tehnologiy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ)

в образовательном процессе

Ф.И.О. аттестуемого: Донкеева Елена Юрьевна

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Игровые технологии

Для учащихся

- возрастная целесообразность (в начальной школе наряду с учением одним из ведущих видов деятельности остаётся игра )

-реализация принципа от простого к сложному

-лучшее усвоение материала (в игре ребенок усваивает материал в процессе действия)

Для учителя

Использование игровых технологий позволяет  педагогу разнообразить подачу материала

При организации игровой формы опроса, у учащихся снижен уровень стресса

Создание  атмосферы сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам; подача необходимой информации   малыми дозами,  

На любом этапе урока, в зависимости от содержания материала, исходя из принципа целесообразности

Активизация познавательной активности, высокая активность класса, лучшее усвоение материала

Дифференцированный подход

Для обучающихся

Основная ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.

Для организации дифференцированной деятельности на уроке используются следующие методы:

1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки.

2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа).

3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям.

4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя.

Для учителя

Обеспечение актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности, дает  возможность учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.

Но очень важное значение имеет то, как преподнести ученикам эти задания, как заинтересовать их и получить наивысший результат.

Уровень "3" - это задания репродуктивного характера. Выполняя эти задания, ученик усваивает материал на уровне Госстандарта.

Уровень "4" - задания этого уровня направлены на усложнение работы с текстом и носят проблемный характер.

Уровень "5" - эти задания творческого типа.

Дифференцированный подход осуществляю на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия , свойства, алгоритма работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, ученики приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Для этого имею и постоянно пополняю свою математическую копилку различной математической литературой, дидактическим материалом, содержащим разноуровневые задания. 

Повышается уровень мотивации учения.

Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.

ИКТ технологии

Для учащихся

-    урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень  восприятия наглядности на уроке.

Для учителя

-      повышение эффективности урока за счет наглядности.

-облегчает проверку заданий и самопроверку

-        использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

-изменение роли учителя: он не столько источник информации, сколько менеджер, организующий её получение.

Основные формы использования:

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем. Используя этот материал, “подстраиваю” его под свой класс, учебник.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание учебных проектов.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе и во внеурочной деятельности.

5. Использование ресурсов сети Интернет.

6. Использование преимуществ интерактивной доски.

При изучении тем, требующих наглядности на этапе объяснения нового материала в форме презентации, в форме интерактивных заданий для закрепления или   проверки домашнего задания.

Для развития навыков саморегуляции при самопроверке

Активизация познавательной активности, лучшее усвоение материала, формирование ИКТ компетенции

Проблемное обучение

Для учащихся:

-невозможность достичь результата  известными методами формулирует познавательную потребность учащихся, побуждает его искать новые пути решения, пробуждает интерес, создаёт внутренние условия  для усвоения нового материала

- позволяет учащимся самостоятельно «открывать новые знания»

- стимулирует мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учит его вычленять главное и искать пути преодоления затруднений.

Для учителя

- позволяет вовлечь в работу по обсуждению проблемы почти всех учащихся

-способствует формированию УУД

-повышает эффективность урока за счет  превращения внешнего мотива во внутренний интерес: необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы; совместный поиск истины учителем – мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);

-элементы проблемного обучения достаточно легко вписываются в любую технологию

На любом уроке, на различных этапах. Практика показывает, что любой элемент технологии: проблемный вопрос, проблемная задача,  проблемный диалог способствуют  повышению познавательной активности учащихся на любом уроке и любом этапе обучения.

Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся

Технология критического мышления

Использование таких  приёмов данной технологии, как «Кластер», «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы» открывают огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся, создаются  условия для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока использует свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Наиболее значимым этапом урока, при данной технологии,  можно  считать рефлексию, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

При работе с текстом  на уроках литературного чтения и окружающего мира

Способствует формированию критического мышления, умениям работать с информацией. Позволяет формировать личностные результаты

Метод проектов

- формирует  активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивает  в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формирует  не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывает  принцип связи обучения с жизнью.

Позволяет достичь нескольких видов результатов:

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

     На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни

В различных ситуациях применяются  различные проекты

 Исследовательский проект использую чаще во внеурочной деятельности на уроках проектной деятельности

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории, применяю на уроках

  Творческий проект  во внеурочной и внеклассной деятельности

Ролевой проект.  Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. на уроках литературного чтения и окружающего мира

Активизация познавательной активности,

реализация принципа связи с жизнью;

 развитие умения применять имеющиеся знания в новой ситуации,  

формирование навыков работы в группе,

формирование презентационных  умений

Здоровьесберегающие технологии

-профилактика утомления

-повышение внимания

-возрастная целесообразность

-требования ФГОС и САНПИН

На любом уроке

Способствуют сохранению здоровья школьников

Электронный образовательный ресурс Основные поисковые системы

  1. www.google.ru
  2. www.rambler.ru
  3. www.yandex.ru
  4. www.mail.ru

Общероссийские поисковые системы , содержащие наиболее удобные системы поиска необходимой информации.

Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности

Позволяет найти необходимую информацию

Коллекции электронных образовательных ресурсов

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Официальные системы, содержащие допущенные материалы, удобны для подготовки учащихся к тестам, олимпиадам, позволяет отслеживать  изменения норм и требований.

Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности

Позволяет отслеживать электронную базу образовательных ресурсов, находить необходимые электронные пособия

http://www.nsportal.ru

 http://www.kopilkaurokov.ru

http://www.infouruk.ru

базы разработок для учителей начальных классов, содержат богатый набор презентаций, сценариев уроков и внеурочной деятельности, рабочих программ. Позволяют бесплатно публиковать материал и способствуют обмену опытом

Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности

Позволяет регулярно пополнять методическую копилку учителя.

 http://www.proshkolu.ru/

Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России»

Регулярно при подготовке к урокам и занятиям по внеурочной деятельности

Позволяет регулярно пополнять методическую копилку учителя

Образовательные порталы, и сми, устраивающие детские конкурсы

«Япанда», «Корабль успеха » и др

регулярно

Способствует развитию творческого мышления и исследовательских навыков школьников

 Заместитель директора по УВР МБОУ Школы №170 г.о. Самара                      ___________________ / О.А. Кошкина /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – ...

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Данный  материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе"  для прохождения аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Материал содержит таблицу "Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе" для прохождения аттестации....

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе...