Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
методическая разработка (4 класс) на тему

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по предмету: Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (автор программы В.В.Воронкова, программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) тема: «Сезонные изменения в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx925.29 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

администрации Городецкого района

Методическая разработка

раздела общеобразовательной

программы по предмету

развитие устной речи

на основе ознакомления

 с предметами и явлениями

окружающей действительности

4 класс

(автор программы В.В.Воронкова

программа специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида)

тема «Сезонные изменения в природе»

Работу выполнила Витюгова Г.В.

Учитель начальных классов

МСКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

VIII вида г.Городца Нижегородской обл.

Стаж работы в данной должности 2 года

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                стр.3        
  2. Цели и задачи раздела                                                стр.5
  3. Психолого-педагогическая                                        стр.6

 характеристика восприятия класса

  1. Ожидаемые результаты                                        стр.8
  2. Обоснование используемых в                                 стр.9

образовательном процессе по разделу

программы образовательных технологий,

методов, форм организации деятельности учащихся

  1. Система знаний и система деятельности                        стр.10
  2. Поурочное планирование по разделу                        стр.23
  3. Разработка урока                                                        стр.24
  4. Список литературы                                                стр.33

  1. Пояснительная записка

В нашем обществе сегодня остро стоит вопрос социализации умственно отсталых детей.

Социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях.

Так как у умственно отсталых школьников слаба познавательная активность, снижен фонематический слух, имеется  лексикограмматическое недоразвитие, малый словарный запас, дети плохо владеют словами обобщения и исключения, слабый навык словообразования, недостаточная сформированность умственных операций, большинство учащихся имеют 3 уровень системного недоразвития речи, отмечается огромная роль уроков развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Этот учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников, занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

В процессе изучения темы «Сезонные изменения в природе» у учащихся формируются элементарные представления и понятия о непосредственно окружающем их мире живой и неживой природы, сообщаются новые признаки и свойства природных объектов и явлений, раскрываются их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. Учащиеся постепенно подводятся к убеждению о единстве природы и её непосредственном изменении. Так как материал даётся в доступной для детей форме, нагляден, развивается их познавательная сфера, у детей появляется желание узнать больше.

Наблюдения за явлениями природы расширяют кругозор детей, вооружаю их необходимыми знаниями, умениями, навыками учат любить и охранять родную природу.

На этих уроках дети учатся видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях природы обогащается словарный запас учащихся.

При выполнении творческих работ развивается моторная сфера.

На этих уроках в центре внимания стоят задачи формирования речевых навыков учащихся нацеленность на подготовку содержательной и речевой базы для развития связной речи, на опережающее освоение детьми многих языковых структур (простое предложение с однородными членами, сложное предложение и т.д.) до изучения их как грамматических явлений.

В процессе ознакомления уч-ся с сезонными изменениями в природе.

  1. Корректируется познавательная сфера.
  2. Развивается умение воспринимать красоту окружающего мира.
  3. Развиваются коммуникативные функции.
  4. Воспитывается любовь к родному языку.
  5. У детей появляется уверенность в себе.
  6. Легче происходит их социальная адаптация в дальнейшей жизни.

  1. Цели и задачи раздела

Цель: коррекция дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе.

Задачи:

  1. Формировать представление о сезонных изменениях в природе, о последовательности времён года, характерных признаках, названий месяцев, изменений в живой и неживой природе, жизнедеятельности людей.
  2. Учить наблюдать природу и её явления, формировать экологическое сознание, развивать эстетическое восприятие.
  3. Обогащать словарный запас, развивать навыки связной речи.
  4. Корректировать мыслительные процессы.
  5. Развивать творческую деятельность, моторные навыки детей.
  6. Учить применять полученные знания в процессе жизнедеятельности (одеваться по погоде, беречь природу, заботиться о птицах, самостоятельно изготавливать поделки).

        

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

С детьми нашего класса я работаю второй год.

В классе 9 человек: 6 мальчиков и 3 девочки. Всем ребятам от 11 до 12 лет. При работе с учащимися выделились в основном 3 подгруппы:

Первая подгруппа:

Дети, у которых недоразвитие сложных форм познавательной деятельности не сопровождается грубым поражением в пределах того или иного анализатора и изменениями в эмоционально-волевой сфере. Отличительной способностью этих детей является их способность к устойчивой целенаправленной деятельности в доступных для них заданиях.

У них не выявляется грубых расстройств моторики, отсутствуют и грубые речевые дефекты. У них возникает элементарное понимание ситуации – они радуются своим успехам, привязаны к родным, к товарищам. В игровой деятельности они целенаправленны, оживлены, активны.

Карпова Таня

Комиссаров Миша

Хматова Рая

Вторая подгруппа

У этих детей недоразвитие способностей к отвлечению и обобщению сочетается с грубым нарушением работоспособности. Им трудно длительно сосредотачиваться даже на доступных им видах деятельности.

Они крайне расторможены, легковозбудимые и отвлекаемые. Эта группа отличается от первой тем, что они длительно беспокойнее, во время классных занятий вскакивают с места, расхаживают по всему классу, задевают соседей, перебирают классные, учебные пособия.  Основной педагогической задачей в отношении данной группы детей является организация их внимания.

Авдеев Рома

Николаев Женя

Третья подгруппа

У детей этой подгруппы недоразвитие способностей к отвлечению и обобщению сочетается с грубым нарушением целенаправленной деятельности и моторики, органов зрения. Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений. Слабые познавательные навыки, низкий уровень самостоятельности.

В процессе педагогической работы необходимо таких детей активизировать, развивать у них способность к активной, осознанной деятельности.

Кулаков Артём

Лопаткина Люба

Поздняков Саша

Чечёткин Никита

У всех детей нашего класса фонетическое и лексикограмматическое недоразвитие речи 3 уровня (Лопаткина – 2 уровень)

Общим для всех детей является слабое развитие мышления и речи, ослабленное внимание, отсутствие трудовых и коллективных навыков, неумение доводить дело до конца, быстрая утомляемость.

Уроки развития устной речи ребята любят, стремятся активно участвовать в процессе речевого общения, с интересом выполняют доступные им задания.

        

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
  1. Усвоение знаний о временах года, их последовательности, характерных признаках, названий месяцев, изменений в живой и неживой природе, жизнедеятельности людей.
  2. Сформированы элементарные навыки наблюдения за сезонными изменениями в природе, умение сравнивать и обобщать  результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью людей и животных.
  3. Сформировано умение самостоятельно вести наблюдения за погодой и отражать результаты в календаре природы.
  4. Формирование экологического сознания, эстетического восприятия.
  5. Повышение активизации словарного запаса, развитие навыка связной речи.
  6. Развитие умения использовать полученные знания в жизни.

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательные технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

При работе с детьми над разделом программы «Сезонные изменения в природе» я использую наглядные, практические, словесные методы обучения.

Наглядные методы – это экскурсии, наблюдения за состоянием погоды ежедневно и сезонные наблюдения, рассматривание предметных и сюжетных картин, демонстрация моделей, кинофильмов, слайдов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – различные виды доступных упражнений, дидактические игры, конкурсы рисунков, поделок, аппликаций.

Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, викторины загадок, примет и поговорок о сезонных изменениях в природе. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В учебном процессе применяю также различные формы организации детей:

  1. Коллективная
  2. Работа в группах
  3. Индивидуальная работа

К каждому ребёнку класса использую индивидуальный подход, учитывая его психологические особенности, формы заболевания.

  1. Система знаний и система деятельности.

Система знаний и система деятельности учащихся на уроках развития устной речи в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе строится на двух взаимосвязанных фундаментальных основах:

речь и природа

Ознакомление с новыми понятиями происходит постепенно, знания даются малыми дозами, на базе хорошо усвоенного ранее материала в процессе развития речи при помощи наглядных средств, во время экскурсий и практической деятельности учащихся.

Этапы развития устной речи

  1.    Обогащение словарного запаса и развитие умения строить словосочетания происходит при ознакомлении с признаками и явлениями каждого времени года. Различные виды упражнений со словами коррегируют фонематических слух и лексикограмматическое недоразвитие речи.
  2.     Развитие диалогической речи и умения строить простые предложения происходит в процессе работы над известными художественными произведениями, описания сюжетных картин, дидактических игр, индивидуальных и групповых заданий.

    Дети учатся характеризовать времена года, изменения в развитии растений, жизни животных, жизнедеятельности людей.

  1.    Развитие диалогической речи, умения строить сложные предложения происходит в процессе установления и выявления связей в развитии растений, жизни животных, жизнедеятельности людей и времён года

…происходит потому, что…

(наблюдения, экскурсии, дид. игры, индивидуальные и групповые задания, практическая деятельность)

  1. Развитие навыков связной речи, умения составлять небольшие рассказы о природе и её явлениях, изменениях в развитии растений, жизни животных, жизнедеятельности людей по вопросам, опорным словам, картинному плану, при работе с деформированным текстом, во время экскурсий и наблюдений.

Новые понятия раздела «Сезонные изменения в природе» 4 класс

Тема

Новые понятия

Методы, приёмы

Погода

Ветер, гроза, температура

Наблюдение за состоянием погоды

Лето

Роса, туман, ливень, град, гроза, высота солнца

Наглядные средства, наблюдения, экскурсии, загадки, кроссворды, художеств. произведения, дидактические игры, групповые и индивидуальные задания, практическая деятельность

Осень

Ветер холодный, становится холоднее, листопад, на ветках остаются почки, заморозки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, перелётные птицы. Осенние заботы в поле. Названия осенних месяцев.

Зима

Метель, в морозную погоду снег скрипит под ногами, сверкает на солнце, замёрзли пруды, лёд на речке твёрдый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Короткий день, длинная ночь.

Весна

Ледоход, разлив, первые проталины, первые травы, цветы, набухают почки, распускаются листья, появление насекомых. Труд людей весной. Названия весенних месяцев.

Календарь природы. Погода.

Календарь природы – это ценное пособие для развития связной речи детей при изучении раздела программы «Сезонные изменения в природе».

С помощью календаря в памяти детей впечатления от наблюдений за погодой и экскурсий дольше сохраняются. Дети, фиксируя наблюдения, в процессе познавательной деятельности учатся «читать» календарь, развивают свои информационные умения и способности к самоконтролю.

В начале учебного года на самых первых этапах заполнения повторяется само понятие «погода» (его смысловое значение), известные ранее определения (ясно, пасмурно, дождь, снег), вспоминаются их значения (солнце ярко светит, небо голубое – ясно, пасмурно – когда небо затянуто тучами, солнышка не видно), графические изображения в календаре природы.

В 4 классе детям вводятся новые понятия «гроза», «ветер», подбираются слова-определения к ним (ветер – сильный, слабый, злой, добрый, тёплый, холодный), слова-действия (ветер дует, овевает, срывает, уносит, завывает), показываются новые графические изображения, которые дети используют при заполнении «Календаря природы». Новые понятия вводятся при непосредственном наблюдении детей. (Н-р: сила ветра определяется по местным признакам: по состоянию листьев, веток, стволов деревьев, по дыму из трубы).

В конце II четверти вводится новое понятие «термометр», «температура». Дети самостоятельно изготавливают макет термометра, показывается настоящий термометр, графическое изображение термометра.. С этих уроков дети начинают отмечать в календаре природы температуру на улице.

Совместно с детьми составляется план ежедневного рапорта дежурного, который докладывает какое сегодня число, день недели, время года, состояние погоды на улице (холодно, тепло, морозно, сыро), состояние неба, осадки, состояние деревьев, травы, что делают птицы, как одеваются люди.

Логопедическая гимнастика

Перед началом урока для подготовки речевого аппарата детей проводится речевая гимнастика (логопедическая гимнастика), на которой применяются скороговорки и чистоговорки с приметами и явлениями сезонного характера.

Снега лавина сползла с половины,

Сползла с половины пологой горы.

Ещё половина снежной лавины

Лежит на пологой горе до поры.

 - каких звуков много? [с], [л].

 - в какое время года мы это можем наблюдать? (Это мы можем наблюдать зимой).

x    x    x

На мели мы лениво налима ловили

Налима меняли вы мне на линя.

  - каких звуков много? [н], [л].

 - в какое время года ловят рыбу? (Рыбу ловят летом).

x    x    x

Шелест шелестит листвой.

Шёпот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише»,  - слышно мне.

 - какого звука много? [ш].

 - в какое время года мы слышим шёпот и шелест листьев, когда в лесу становится всё тише? (Осенью)

x    x    x

Гроздья рябины на солнце горят,

Горят от рябины глаза у ребят.

  - каких звуков много? [г], [р]

 - в какое время года мы это наблюдаем это? (Осенью)

Признаки лета.

На повторение признаков лета отводится один урок.

Дети приходят в школу, окрылённые впечатлениями и эмоциями от летнего отдыха. В процессе систематизации научных знаний о признаках лета дети включаются в познавательную и общенаучную деятельность. Знакомятся с кругом старика-годовика, заполняют кроссворд о лете, припоминают увиденные явления, определяют цвет летнего сектора круга.

Опираясь на словарь учебника, выделяют слова-предметы, подбирают к ним слова-признаки и действия. Выполняются упражнения со словами «Закончи предложения» (Мы едем купаться на нашу любимую … . Июль – самый жаркий … . После дождика на небе появилась … ), упражнение «Исправь ошибку» (Тёплый лето. Широкое речка. Большая озеро).

Читая произведения Никитина «Вечер ясен и тих…», Пришвина «Золотой луг» учащиеся выделяют летние признаки.

В процессе ознакомления с народными приметами, дети определяют, какие из них они наблюдали летом (Ночная роса долго не высыхает – к грозе. Цветы перед дождём пахнут сильнее. Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде. Комары и мошки столбом пасутся – жди завтра сухой погоды).

Работа с летними загадками проводится по индивидуальным карточкам, ответы на загадки дети раскрашивают.

Выполняя задания учебника «Прокатись на горке и закончи предложения» дети составляют рассказ о лете и своём отдыхе.

Так как все эмоции и впечатления о летнем отдыхе и лете охватить в течение одного урока невозможно, то детям предлагается нарисовать свой отдых, оформляется выставка «Лето красное».

Признаки осени.

Цикл этих уроков чередуется с экскурсиями, где дети через непосредственное наблюдение систематизируют имеющиеся у них знания об осени. Дети устанавливают простейшие причинно-следственные связи, выполняют доступные им упражнения (в дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, «ищем» солнышко, определяем почему потемнело или стало светлее. Обращаю внимание детей на ветер, для этого берём с собой бумажный самолётик, по мере похолодания предлагаю потрогать остывшие предметы; стену дома, камешки, почву, обращаю внимание на одежду детей, как меняется она в зависимости от температуры воздуха. Рассматриваем опавшие листья, выполняем практические упражнения «Сложи от самого большого до самого маленького листика», «Чередуй листочки «большой - маленький»» и др.

При сообщении темы урока ставится непосредственная задача «Догадайтесь, какой месяц осени у нас сегодня в гостях. Выберите из нескольких картинок одну.» (Дети прослушивая три отрывка из стихотворений поэтов Плещеева, Некрасова, Ивенина, Капотова, Петрова и др. по признакам определяют текущий месяц и выбирают нужную картинку. Отгадывая загадки, работая со словарём учебника, дети выбирают слова-предметы, подбирают ним подходящие слова-признаки и действия, составляют простые предложения. В процессе заполнения кроссворда «Какого цвета осень» учащиеся получают дополнительные знания о признаках осени (туман, роса, определяют золотой цвет осени, заморозки, ледостав), закрашивают сектор осени старика-годовика. При помощи цикла упражнений «Что лишнее?» (Дождь, листопад, ветер, жара), «Скажи наоборот» (Тепло-холодно, мокро - …), «Подбери обобщающее слово» (сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние …), «Исправь ошибку» (Большая зонт), «Какое слово самое длинное (Лужа, ветер, сыро, пасмурно), «Что не так?» Весной листья желтеют и опадают), проводится работа над фонетической, грамматической стороной речи.

Стихи А.Толстого «Осень! Обсыпается весь наш белый сад…», «Твардовского «Лес осенью», Высотской «Осеннее утро» помогают детям не только выделить осенние приметы, но и работать над выразительностью чтения. Дидактич. игра «Эстафета» закрепляет знания детей о признаках времени года, совершенствует умение строить простые предложения.

Опираясь на предметные картинки, заполняя кроссворд, дети узнают, какие птицы улетают на юг, а какие остаются зимовать. Перед детьми ставится вопрос «Почему некоторые птицы улетают на юг?» Опираясь на познавательную деятельность, стараюсь учить детей рассуждать, делать выводы, слушать товарищей.

При помощи сюжетных картин знакомимся с трудом людей осенью. Дети составляют простые и сложные предложения.

Дидактическая игра «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем», где перед группой 2-5 чел. уч-ся ставится непосредственная задача показать определённый вид осенних работ, так, чтобы остальные догадались о чём речь, помогает детям закрепить знания о труде людей осенью.

Опираясь на свой опыт, анализируя  (с помощью учителя) сюжетные картинки, дети составляют небольшой рассказ (4-5 предложений) о труде людей в осенний период.

Проводится работа по индивидуальным карточкам: «С какого дерева упали листья? Покажи стрелочками», «Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень!»

Итогом цикла осенних занятий является изготовление поделок, аппликаций на тему «Золотая осень», конкурс рисунков «Золотая осень».

Признаки зимы

Начинаем знакомство с темой «Зима» с круга старика-годовика. Дети устанавливают, что за временем года осень следует время года зима, вспоминают названия зимних месяцев. В процессе сравнения уже обобщённых знаний об осени (воздух, небо, осадки, деревья, растения, птицы, люди) и зимнего состояния природы выделяют основные, уже знакомые признаки зимы (используются средства ИКТ, сюжетные картинки) вводится новое понятие «метель». Кроссворд «Какого цвета зима» знакомит учащихся с понятиями «буря», «гололедица», «наледь». Используя слайды и картинки, знакомлю детей с состоянием воды («замёрзли пруды, лёд на речке твёрдый, скользкий»), жизнью птиц зимой (птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.

В процессе упражнений «Измени слово» «Назови ласково» (Санки - …), «Один – много» (Сугроб - …), «Подбери слова-родственники» (снежинка - …), «Подбери обобщающее слово» (Декабрь, январь, февраль  - это … месяцы), «Подбери признак\действие» (Снег (что делает?) блестит, …, …, … . Лёд (какой?) - …, …, …, … .), «Что лишнее?» (Лёд, снег, метель, жара) проводится работа над лексикой и фонетической стороной речи.

Использую произведения Никитина «Встреча зимы», Соколова-Микитова «Зима в лесу», Дмитриева «Для чего нужен снег», Некрасова «Не ветер бушует над бором», Пляцковского «Какая бывает зима», дети учатся находить приметы зимы, отвечать на вопросы, работают над выразительностью чтения.

При отгадывании зимних загадок перед детьми ставится задача «Отгадывайте загадки, найдите в них сравнения» (С метёлкой, в шляпе из ведра – директор зимнего двора. На форточках картинки из белой паутинки). Опираясь на сюжетные картинки, дети знакомятся с трудом людей зимой и зимними забавами. Составляются небольшие рассказы из 3-4 предложений с опорой на данный учителем план («Расскажи по картинке в таком порядке: сначала о том, какая была погода, затем, как дети собирались на улицу, потом о том, как они катаются»).

Составьте и запишите небольшой рассказ «На катке» по опорным словам – Алёша, коньки, научился кататься, на каток, ледовая дорожка, бежит, весело.

При работе с индивидуальными карточками учитываются способности и силы каждого ученика («Обведи. Соедини снежинки от самой большой до самой маленькой», «Найди одинаковые рукавички и раскрась их», «Что перепутал художник?», «Составь рассказ из перепутанных предложений», «Поставь слова в предложениях в правильном порядке. Запиши рассказ»).

Параллельно с уроками дети работают с календарём природы, где отмечают состояние погоды, посещают экскурсии, где усвоенные на уроках знания наблюдают в действительности («Какой формы снежинки?» «Измерьте глубину снежного покрова при помощи линейки. Сравните, каким он был в начале зимы? Какой он сейчас? Каким бывает снег после оттепели?)

Увиденное на экскурсиях дети зарисовывают в тетради, оформляется конкурс рисунков «Зимушка-зима», на классном часе совместно делаем простейшие  кормушки из пластиковых бутылок, коробок сока, следим за наличием корма в них, наблюдаем за птицами, которые прилетают. Дети опытным путём наблюдают зимние приметы, изученные ранее на уроках.

«Дым из труб столбом – к морозу».

«Если ночью был иней, днём снег не выпадет».

«Зима лето строит: если зимой морозно, летом будет сухо и жарко».

Во время экскурсий дети разучивают подвижные зимние игры, лепят из снега фигурки (если позволяет состояние снега). «Почему получается лепить фигурки? Снег липкий, так как на улице теплее, если морозно, то снег не лепится»).

Прощание с зимой можно провести в форме игры со словами-антонимами «Снежки» (прогоняем зиму). Учитель называет зимние слова, а дети противоположные по значению летние слова – мороз-жара, шуба-сарафан, санки-велосипеды.

Признаки весны

В начале работы над признаками весны вновь обращаемся к кругу старика-годовика. Вспоминаем последовательность времён года, названия месяцев, изученных ранее.

Повторение известных и знакомство с новыми приметами весны происходит при опоре на наглядный материал и произведения поэтов. Перед детьми ставится задача: послушайте 3 стихотворения, постарайтесь найти как можно больше примет весны.

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

А зовут меня … (Весна).

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны

И, наверно видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет. Вот беда!

В темноте пошарил лапой, и вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу: заливает, не до сна.

Вылез он и видит: лужи, тает снег, пришла весна!

О весне сказали нам воробьи драчливые,

Вербочки лохматые, ручейки шумливые,

Бабочка-крапивница на лесной проталинке,

Синие подснежники и сырые валенки.

Названные детьми приметы записываются на доске. На основе предметных картинок знакомимся  с новыми понятиями (первые проталины, насекомые и др.). Заполняется кроссворд «Какого цвета весна», где используются новые понятия, определяется цвет весеннего сектора круга старика-годовика. Опираясь на словарь учебника и свой непосредственный словарный запас, к словам-предметам подбираются слова признаки и действия.

В процессе самостоятельной работы с индивидуальными карточками дети (под контролем педагога) выполняют упражнения «Назови ласково» (Капля- … . Река - … . Ручей - …), «Один – много» (Грач – много … . Сосулька – много …), «Закончи предложение» (Март – первый месяц … . Кое-где уже появились первые … ), «Исправь ошибку» (Ранний весна. Весёлое капель. Быстрая ручеёк), «Что не так?» (Весна начинается первого апреля. Птицы улетают на юг весной. Подснежники – это летние цветы), «Что лишнее?» (март, апрель, январь, май. Осень, зима, весна, апрель), подбери признак\действие (Весна (какая?) ранняя, … , …, … . Небо (какое?) - … , …, … .), «Подбери обобщающее слово» (март, апрель и май – это … месяцы), «Найди и раскрась картинку, на которой изображена весна». В процессе выполнения этих упражнений происходит коррекция и развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи.

Используя произведения Тютчева «Весенние воды», Толстого «Весна, Никитина «Полюбуйся: весна наступает», Тютчева «Весенняя гроза», Орлова «Лесной цветок» работаем над выразительностью речи, умением отвечать на вопросы. (В. Ситникова «Утро» Как выглядит деревня Красава мартовским утром? Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о скором приходе весны. Л.Толстой «Весна» - прочитайте строчки о последних морозах, о таянии снега, о дожде, о ледоходе. Каковы признаки настоящей весны? Что вы можете добавить к наблюдениям писателя?)

Проводится работа с приметами весны.

«Март с водой, апрель с травой»

«Когда цветёт черёмуха – всегда становится холоднее»

«Перелётная птица большими стаями летит – к дружной весне»

«Кукушка стала куковать – морозам больше не бывать»

Приметы предлагается запомнить и проверить их, наблюдая за весной.

Работая по учебнику, используя средства ИКТ, сюжетные картинки, дети знакомятся с первоцветами, процесс наблюдения которых происходит в дальнейшем на экскурсии (Мать-и-мачеха), а также с весенними работами людей.

Ставится опыт с веточкой по образованию первых листочков. В процессе прогулки дети срывают веточки с начинающимися набухать почками и ставят их в вазу на столе учителя, фиксируют изменения почек, появление и распускание листьев.

Для активизации памяти разучиваем небольшие стихотворения на память (в процессе логопедической гимнастики), повторяем в течение нескольких уроков (в процессе логопедической гимнастики)

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене (С.Маршак)

Выполняются задания у доски «Из слов каждой строчки составить предложения»

лёд, солнышко, на, взломало, речке,

ручейки, в, понеслись, речку, звонкие,

вода, леса, луга, и, затопила, талая,  

птицы, юга, с, летели,

примеряли, летние, звери, шубки

Совместно с детьми выбираем самые лучшие и удачные предложения, записываем на доске. Даём название рассказу.

Используются знания, углублённого характера, весенние загадки, шарады, ребусы, активизирующие познавательную деятельность детей.  (Когда он месяц, то снега, сосульки дружно тают. Но если вместо (т) поставишь (ш), то под него все быстро зашагают. (Март-марш). С крыш ручейками польётся капель – значит на улице месяц … Апрель).

В процессе весенних экскурсий свои знания, полученные на уроках, дети видят в естественных условиях во всём многообразии природы. Наблюдают за солнцем (отмечаем, что оно стало ярче), солнечным зайчиком, водой, организуются игры с ручейком (дети пускают «кораблики» и наблюдают, как они плывут). Рассматривают и трогают руками первоцветы (мать-и-мачеха), определяют части растения, особенности, следят, когда после цветения появляются листочки. Разучиваются подвижные игры на свежем воздухе.

После изучения всех времён года проводится обобщающий урок, где, опираясь на круг старика-годовика дети обобщают и закрепляют свои знания, делают простейшие выводы.

Лето зелёное, потому что … .

Осень – золотая, потому что … .

Зима – белая, потому что … .

Весна – голубая, потому что … .

Рассматривается календарь природы, подводятся итоги по периодам: сколько было ясных дней осенью (зимой, весной). Сколько дней шли осадки. Сколько дней был сильный ветер. Вместе с детьми делается вывод: какая была осень (зима, весна)? Ясная или пасмурная, дождливая или сухая, ветреная или безветренная.

Проводятся дидактические игры «Узнай месяц по описанию»

Если мороз надышал на стекло,

Если от снега кустам тяжело,

Если на маме пуховая шаль –

Значит на улице месяц … (февраль)

Если за домом гуляют ежи,

Если кузнечики скачут во ржи,

Если жуки пролетают, как пули,

Это, я знаю, бывает в … (Июле)

Игра «Бывает - не бывает» (Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает)

Осенью: листопад, дождь, иней, гроза, капель

Зимой: гроза, снегопад, метель, гололёд, пурга

Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад

Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара

Совместно с детьми заполняем таблицу, составляем простые предложения в процессе выделения главных особенностей времён года:

Лето

Осень

Зима

Весна

Погода

(Небо, солнце, ветер, осадки)

Деревья и растения

Птицы

Животные

Труд людей

Дети вспоминают стихи, изученные в разные времена года. Предлагается нарисовать любое время года, подписать его. Тем, кому справиться с заданием тяжело можно дать карточки с изображением времён года, чтобы дети раскрасили их, определили, что за время года, подписываем их.

  1. Поурочное планирование по разделу.

  1. Погода. Календарь природы.
  2. Времена года: лето. Признаки лета.
  3. Сентябрь – начало осени.
  4. Времена года: середина осени. Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе.
  5. Золотой октябрь
  6. Времена года: осень. Признаки поздней осени. Экскурсия.
  7. Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. Экскурсия в зимний парк.
  8. Зима – начало года. Месяц январь.
  9. Экскурсия. Изменения в природе в январе. Наблюдение за снегом.
  10.  Февраль – месяц метелей и вьюг.
  11.   Обобщение наблюдений за погодой и изменениями в природе в зимний сезон.
  12.   Голубой март.
  13.  Весна в апреле. Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе.
  14.  Май -  конец весны.
  15.  Времена года (обобщение).

        

  1. Разработка урока.

Тема урока: Золотой октябрь 4 класс 29.10.2010 г.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Цели урока:

  1. Усвоение представлений об изменениях в живой и неживой природе в октябре, усвоение некоторых сведений о перелётных птицах, подготовке зверей в октябре к зиме.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся, общеучебной деятельности, наблюдательности, умения слушать товарищей.
  3. Обогащение словарного запаса и развитие связной речи уч-ся.
  4. Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи, взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
  5. Воспитание бережного отношения к окружающей нас природе.

Оборудование и материалы к уроку.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Слайды с изображениями.
  3. Индивидуальные карточки.
  4. Доска.
  5. Круг старика-годовика.
  6. Цветные карандаши.
  7. Изображение дерева, листья (жёлтые и коричневые)

Фундаментальные образовательные объекты: речь, природа

Главная проблема урока

  Изменения в живой и неживой природе в октябре.

Этапы и виды деятельности уроков:

  1. Орг. момент                                        1-2 мин.
  2. Актуализация знаний                                         5 мин.
  3. Сообщение темы и целей урока                        2-3 мин.
  4. Повторение и закрепление изученного        5 мин.
  5. «Открытие» нового знания                        25 мин.
  1. Знакомство с явлениями неживой природы в октябре     8 мин.

а) Заполнение кроссворда.

б) Определение цвета осени, октября.

в) Упр. со словами на развитие фонематики и лексики.

г) Составление рассказа об осени по данным схемам с опорой на картину.

  2. Знакомство с изменениями в жизни деревьев        5 мин.

(работа с индивидуальными карточками).

3. Физкультминутка                                                 2 мин.

      4. Знакомство с перелётными         птицами.                5 мин.

а) Кроссворд «Перелётные птицы»

5. Знакомство с изменениями в деятельности                5 мин.

диких животных в октябре.

а) Составление предложений из отдельных слов. Составление и озаглавливание текста.

  1. Итог урока                                        5 мин.
  2. Релаксация                                        2-3 мин.

Ход урока

Слайд 1.

  1. Орг. момент

Логопедическая гимнастика

Прозвенел у нас звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Подготовим наш язычок к правильной, красивой речи. Прочитаем скороговорку.

Слайд 2.

Гроздья рябины на солнце горят,

Горят от рябины глаза у ребят.

  - каких звуков много? [г], [р]

 - в какое время года мы это наблюдаем это? (Осенью)

    2. Актуализация знаний

Посмотрите, ребята, за окно.

Какое время года царствует в природе?

Листья опадают плавно.

Урожай уж собран славный.

Про запасы белки спросим:

 - У тебя в гостях что?..

Слайд 3.

(Осень).

 - Обратите внимание на небо. Какое оно? (Небо серое, затянуто тучами)

 - Как греет солнце? (Солнышко греет слабо, светит редко)

 - Расскажите о погоде сегодня. (Рапорт дежурного)

 - Вы уже знаете ребята, что каждое время года имеет свои три месяца. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - Какой месяц самый тёплый и почему? (Сентябрь, после лета)

 - Какой месяц самый холодный? (Ноябрь, перед зимой)

 - Давайте поиграем в игру «Узнай месяц».

 - Послушайте стихотворения и определите, о каком месяце осени идёт речь.

Осень, осень, осень!

Вьются птички где-то:

«Мы с собой уносим золотое лето!»

Им в полях, дубравах,

Из-под хмурых сосен

Глухо шепчут травы:

«Осень, осень, осень!» (Сентябрь)

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый станет сад (Октябрь)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели

Днём и ночью дождик льёт

Грязь и лужи у ворот (Ноябрь)

(По мере отгадок появляются изображения месяцев. Слайд 4).

   

3. Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня на урок, ребята, к нам прилетел месяц октябрь. Слайд 5.

 Мы узнаем, какого цвета октябрь; какие осенние признаки мы можем встретить в октябре в неживой природе, что происходит с деревьями и кустарниками, как ведут себя в октябре птицы и чем заняты лесные жители.

4. Повторение и закрепление изученного.

    На предыдущих уроках мы с вами уже начинали говорить об изменениях в природе с приходом осени, наблюдали их и во время экскурсий.

Вспомните. Что вы видели в сентябре?

  • стало прохладнее.
  • солнце светит реже. Оно уже не такое тёплое как летом.
  • листья деревьев начинают окрашиваться в разноцветные цвета.
  • чаще облака на небе и дождь.

5. Открытие нового знания.

1.   В октябре, ребята, все эти признаки осени видны ещё в более ярких красках. Именно по октябрю месяцу определяется главный цвет осени. Посмотрите на колесо старика-годовика, сектор осени у нас белый. Нам надо узнать, какого же он цвета. Это мы можем сделать, отгадав кроссворд «Какого цвета осень».

(по мере отгадывания появляются слова в кроссворде) Слайд 6.

Отгадки предметные картинки.     Приложение 1.

  1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0 градусов в тёплое время года. Верная примета этого явления – лёд на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки).
  2. Это явление природе чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь).
  3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).
  4. Если ночью намного холоднее, чем днём, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).
  5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман).
  6. Осенью, когда всё чаще стоят холодные дни, у берегов рек начинает образовываться лёд. О начале какого периода в жизни реки это говорит? (Ледостав).
  7. Осенью птицы собираются улетать в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (Стая).

Прочитайте выделенные клетки. Какого цвета осень? (Золотая). И октябрь в народе тоже называют золотым, так как всё вокруг сверкает в пёстром одеянии.

 - Месяц октябрь – весёлый месяц. Он предлагает нам поиграть со словами.

 - Я буду говорить слово, а вы мне отвечать хором.

упр. «Назови ласково».

Учитель: дождь                Дети: дождик

        лужа                                лужица

        ветер                                ветерок

        солнце                                солнышко

Упр. «Один-много»

Уч-ль:        зонт                Дети:        много зонтов

        облако                        много облаков

        туча                        много туч

        листик                        много листиков

Упр. «Подбери обобщающее слово»

 - Сентябрь, октябрь и ноябрь – это (осенние месяцы)

 - Молодцы. Справились с заданием.

 - А сейчас месяц октябрь предлагает вам следующую задачку. Слайд 7.

Задание: опираясь на схему, и картину, составить по рисунку рассказ об осени. Записать на доске. (Записывает тот, кто составил лучшее предложение).

(Наступила  осень. Подул резкий, холодный ветер. Листья пожелтели. Земля покрылась разноцветными листьями. Солнышко светит, но не греет. На небе тяжёлые, серые облака. Часто идут дожди.)

  1.  - Молодцы. И с этим заданием октября вы справились. Двигаемся дальше. Слайд 8-9

– Перед вами лежат карточки. Что изображено на них? (На них изображены деревья).

 -  Мы знаем, что осенью деревья теряют листву и это называется... (Листопад).

 - На картинке все листья с деревьев уже облетели. Какие здесь деревья? (Дуб, рябина, берёза, клён).

 - Ваша задача, ребята, узнать, с какого дерева опали листья. Покажите стрелочками. Рисунок раскрасьте. Листья одного дерева раскрасьте одним цветом. Дубовые – коричневым, берёзовые – жёлтым, рябиновые – красным, клёновые – оранжевым.

(Работа по индивидуальным карточкам. Слабым учащимся даётся задание «Найди время года осень и разукрась» Приложение 2).

 - Проверьте себя. Слайд 10-11

 - Молодцы. Справились. А теперь пора отдохнуть.

3. Физкультминутка.         Мы листья разноцветные,

Нарядные, приметные

На веточках сидели.

Но ветерок подул на нас,

И плавно мы слетели,

Под ногами шелестели,

Но опять потом взлетели,

В хороводе закружились, и на землю опустились.

 - Отдохнули, набрались сил, двигаемся дальше.

4.  – Что это? На нашем экране появился какой-то белый слайд. Слайд 12.

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки… (Птицы)

Появляется кроссворд перелётные птицы.  Слайд 13.

 - Птицы-непоседы. Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет, и какой-нибудь другой зверёк. А вот улетать за тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы.

И даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки – могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

 - Какие птицы собрались у нас в дорогу? Угадайте, заполните кроссворд (Дети по изображениям узнают птиц. Названия появляются в клеточках.

5. Слайд 14. (Картинки с изображением, как животные готовятся к зиме).

 - И ещё одно задание приготовил нам октябрь. На экране перед нами картинки. Что мы видим? (Муравьи строят муравейники. Белка собирает грибы. Заяц  меняет серую шубку на белый мех. Медведь готовит берлогу).

 - Перед вами, ребята, рассказ о том, как разные животные готовятся осенью к суровой зиме, но только слова в нём проказник осенний ветер перепутал. Давайте все вместе восстановим рассказ, расставим все слова в предложениях правильно и узнаем о том, что делают лесные жители осенью  (правильные предложения записываются на доске. Дети хором читают рассказ).

- вот и подходит к концу наш урок. Месяц октябрь прощается с вами и хочет вам сказать… угадайте что?

Слайд 15-16.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

 - Как меняется погода в октябре?

 - Что происходит в жизни деревьев?

 - Что происходит в жизни птиц?

 - Как называются улетающие на юг птицы?

 - Что делают в октябре лесные жители?

  1. Релаксация.

Перед вами на столе, ребята, кленовые листики двух цветов – жёлтые и коричневые. Если вам понравилось занятие, то возьмите жёлтые листики и оденьте ими наше деревце на доске. Если занятие не понравилось, то к дереву прикрепите коричневый листок.

  1. Домашнее задание.

Дома нарисуйте рисунки о золотом октябре, о тех изменениях в развитии деревьев, жизни птиц и зверей, о которых вы сегодня узнали.

        

  1. Список литературы.
  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В.
  2. О детях с отклонениями в развитии. Министерство Просвещение 1973 год Власова Т.А. Певзнер М.С.
  3. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности. Ульянкова Т.К.
  4. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. Речь. 2010 г. Карпова С.И. Мамаева В.В.
  5. Развитие речи. Экзамен. 2009 г. Хамидулина Р.М.
  6. Детям о природе. Экология в играх. Академия развития. 2000 г.
  7. И учёба, и игра: природоведение. Академия развития 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс

Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...