Доклад. "Личностно-ориентированный урок"
учебно-методический материал на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Личностно-ориентированный урок

Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной  глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.

Заманчиво звучит тезис

«Потенциально талантливы все люди, дело лишь в том, чтобы эти таланты раскрыть», т.е. создать идеальные условия для раскрытия этих талантов.

Замысел личностно-ориентированного урока, на мой взгляд, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров урока будут избраны следующие:

·       Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта;

·       Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности;

·       Содействие ребёнку в потребности самообразования и самовоспитания, и в развитии его творческих способностей.

В качестве  принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить идеи гуманистической педагогики и психологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный урок

Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной  глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.

Заманчиво звучит тезис

«Потенциально талантливы все люди, дело лишь в том, чтобы эти таланты раскрыть», т.е. создать идеальные условия для раскрытия этих талантов.

Замысел личностно-ориентированного урока, на мой взгляд, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров урока будут избраны следующие:

  • Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта;
  • Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности;
  • Содействие ребёнку в потребности самообразования и самовоспитания, и в развитии его творческих способностей.

В качестве  принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить идеи гуманистической педагогики и психологии:

1. Принцип самоактуализации.

Учитель должен верить в возможности каждого ребёнка, стимулировать и поддерживать стремление ученика проявлять и развивать свои способности.

2. Принцип индивидуальности.

На учебных занятиях важно не только создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности каждого ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности.

Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путём актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

В «Гармонии» этот принцип Истомина называет принцип «спирали». Например, русский язык, тема – «Части речи». Дети знают, что речь состоит из слов, слова называют предметы, их признаки, действия, количество. Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? и т.д. Но название частей речи не даётся. «Этикетки» непонятны детям, не возникает никакой связи с жизнью, даже выговорить трудно. И только в 3 классе даётся научное название частей речи, их морфологические признаки.

4. Принцип выбора.

Без выбора невозможно развитие индивидуальности человека. Ребёнок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня усвоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.

На окружающем мире ребёнок описывает природную зону, выбирая один из способов:

- самостоятельно;

- с помощью опорной схемы;

- пользуясь письменным планом ответа.

При изучении темы «Комнатные растения» детям дома предлагается выбрать одно из трёх заданий:

- подготовить сообщение о комнатных растениях, за которыми ухаживают цветоводы класса;

- написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным?»;

- оформить книжку-самоделку «Сказка о комнатных растениях»

5. Принцип творчества и успеха.

Подлинное проявление индивидуальности ребёнка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера.

6. Принцип доверия и поддержки.

Недоверие порождает подозрительность, излишняя требовательность, неверие в силы и возможности ученика не стимулирует желание детей быть на уроке открытыми и активными, мешает проявлять свою индивидуальность и креативные способности. А атмосфера доверия и поддержки содействует раскрытию творческого потенциала.

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой. Но, к сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях  материал, который соответствует принципам личностно-ориентированного подхода  и целям урока. Здесь педагогу приходится вносить коррекцию в содержание учебного материала.

При организации такого урока в процесс обучения следует включить несколько обязательных моментов:

  • Применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка (приём сравнения, метод эвристической беседы);
  • Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • Создание для учащихся ситуации успеха;
  • Создание ситуаций индивидуального и коллективного выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • Деятельностно-творческий характер;
  • Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «по-моему мнению …», «я думаю, что …» и т.д.

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики (диагностика уровня обученности, психодиагностика (тревожность, комфортность, конфликтность, уровень умственного развития), социодиагностика – призвана определить заказ учащегося и родителя на образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Доклад "Личностно - ориентированное обучение в начальных классах"

Доклад "Личностно - ориентированное обучение в начальных классах"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"

Доклад  "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"...

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"...