ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Отделения дополнительного образования детей "Зеленый пакет"
рабочая программа на тему

Смородина Янина Валентиновна

Программа является начальным этапом для изучения образовательной программы «Экологический отряд» и направлена на подготовку ребят к выполнению серьезных исследований в рамках программы «Экологический отряд». «Зеленый пакет» материалов по окружающей  среде,  устойчивому развитию     был официально представлен  «ЭКО- Согласие» совместно с  Министерством образования  Московской области 5 апреля 2006 года. На торжественной церемонии, прошедшей в   стенах    одного    из    старейших    педагогического    вузов    страны-    Московского  государственного   областного   университета,   известного   многим   как   МОПИ   им. Крупской. В России комплект существенным образом был переработан, адаптирован и  дополнен    Центром    «ЭКО- Согласие»,    который    также    координирует        проект    в Ленинградской области и Санкт- Петербурге. Большой вклад в создание Российского  «Зеленого пакета» внесли российские ученые, педагоги, активисты экологического  движения. Финансовую поддержку проекту в России предоставили Экологическая программа грандов «Тойоты» и Министерство окружающей среды Финляндии. Для рассмотрения каждое темы обычно предлагается    один или несколько    планов  проведения занятий и методические рекомендации. В первую очередь предлагаемые   формы работы должны стимулировать воображение преподавателя. Программу можно использовать не только  в дополнительном образовании ,но и на занятиях биологии, химии, физики, географии, обществознании, ОБЖ, а также при проведении классных часов на соответствующие темы. Это пример того, как  надо  организовать  работу  с  учащимися,  что  надо  делать  во  время  занятия,  ориентируясь в каждом    конкретном случае на возможности и потребности каждой  группы. Пособие представляет собой часть Зеленого пакета, разработанного   для учителей  и учащихся средней школы, а также системы дополнительного образования. В тоже время, оно может быть использовано и в средних профессиональных и средних специальных учебных заведениях. Цель в формировании у учащихся новых ценностей и этнических подходов, новой модели поведения в школе, дома, в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zelenyy_paket_2.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 527

НЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Согласовано                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                Директор школы № 527    

                                                                                                              __________/И.Ю.Иванова/

                                                                                                            Протокол педсовета №______

«     » __________2007 г                                                                «   »___________200__ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

Отделения дополнительного образования детей

Зеленый пакет

возраст обучающихся- 10-15 лет

срок реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования:

Смородина Янина Валентиновна

Санкт- Петербург

2015

Пояснительная записка

Направленность программы:

« Зеленый пакет»  не просто предоставляет собой   информацию на диске , а  направлен на формирование у учащихся новой системы ценностей и новых моделей поведения в школе, дома и в обществе. Программа является начальным этапом для изучения образовательной программы «Экологический отряд» и направлена на подготовку ребят к выполнению серьезных исследований в рамках программы «Экологический отряд».  

 

Новизна и актуальность:

«Зеленый пакет» материалов по окружающей  среде,  устойчивому развитию     был официально представлен  «ЭКО- Согласие» совместно с  Министерством образования  Московской области 5 апреля 2006 года. На торжественной церемонии, прошедшей в   стенах    одного    из    старейших    педагогического    вузов    страны-    Московского  государственного   областного   университета,   известного   многим   как   МОПИ   им. Крупской. В России комплект существенным образом был переработан, адаптирован и  дополнен    Центром    «ЭКО- Согласие»,    который    также    координирует        проект    в Ленинградской области и Санкт- Петербурге. Большой вклад в создание Российского  «Зеленого пакета» внесли российские ученые, педагоги, активисты экологического  движения. Финансовую поддержку проекту в России предоставили Экологическая программа грандов «Тойоты» и Министерство окружающей среды Финляндии. Для рассмотрения каждое темы обычно предлагается    один или несколько    планов  проведения занятий и методические рекомендации. В первую очередь предлагаемые   формы работы должны стимулировать воображение преподавателя. Программу можно использовать не только  в дополнительном образовании ,но и на занятиях биологии, химии, физики, географии, обществознании, ОБЖ, а также при проведении классных часов на соответствующие темы. Это пример того, как  надо  организовать  работу  с  учащимися,  что  надо  делать  во  время  занятия,  ориентируясь в каждом    конкретном случае на возможности и потребности каждой  группы. Пособие представляет собой часть Зеленого пакета, разработанного   для учителей  и учащихся средней школы, а также системы дополнительного образования. В тоже время, оно может быть использовано и в средних профессиональных и средних специальных учебных заведениях.

 

Цели и задачи:

    Цель в формировании у учащихся новых ценностей и этнических подходов, новой модели поведения в школе, дома, в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.

 Задачи :

Развивающие:

  1. Развивать способы экономного и эффективного использования энергии развить знания о возобновляемых источниках энергии и альтернативных существующих.
  2. Получить и развить навыки использования практических методов оценки водной среды и ее биологического разнообразия, способствовать выработки моделей поведения, направленных на сохранение и устойчивого использования биологического разнообразия.
  1. Развить практические навыки исследования окружающей среды, расширить познания учащихся о выполняемых лесами функциях и важности лесов для человечества.
  2. Сформировать и развить сознательное отношение к прогрессу выбора продуктов питания, показать роль исторических и культурных традиции, связанных с хлебом.

Воспитательные:

1 Воспитывать бережное отношение к окружающей среде на примере отрицательного воздействия образа жизни некоторых людей и последствия для человека и всей окружающей среды , порожденного потребительским поведением.

2 Одной из воспитательных задач является формирования у учащихся желания поиска путей улучшения экологичности промышленности, осознание важности роли отдельных людей в этом процессе. Предложить идеи как сделать ваш населенный пункт более привлекательным, дать,  оценку этим переменам.

3 Воспитывать осознание того, что даже простые прогулки могут отрицательно сказаться на состоянии окружающей среды и закрепление привычки убирать мусор, осознать серьезность проблемы,   отходов, проблемой разрушения озонового слоя.

4        Помочь учащимся осознать разницу между экологически чистыми и так называемыми  "полезными" для здоровья продуктами питания.

5        Воспитывать внимательное отношение к опасности, возникающие для лесов и  окружающих их территорий города вследствие неграмотности или чрезмерной  эксплуатации либо при неграмотной организации в ню туризма и отдыха.

Образовательные:

1 Задача программы является ознакомить с основными принципами устойчивого  развития и основными проблемами, стоящими перед природой и населением Земли.

2 Познакомится с биологическим разнообразием реки и ее берегов и осознать важность  его сохранения, осознать комплексный и динамический характер (взаимодействия  между биологическим разнообразием и состоянием экосистемы).

3 Ознакомить учащихся со способами правильного обращения с некоторыми  продуктами бытовой химии. Дать информацию о том, каким обрезом различные   химикаты оказывают негативное воздействие на здоровье человека и окружающую  среду.

4Ознакомится с биологическим разнообразием лесов, городе в ближайшей окрестности.

5 Проинформировать учащихся о правах и обязанностях граждан в области сохранения окружающей среды.

  1. Показать и обсудить роль атмосферы в регулировании температуры на нашей планете, получить дополнительные сведения об изменениях климата Земли и о последствиях этого процесса для людей и окружающей среды. Осознать исключительную важность биологического разнообразия, а так же угрозу прогрессирующего исчезновения видов.

7 Сформировать знания у учащихся о проблемах, угрожающих жизни морей и океанов. Обсудить основные экологические проблемы Черного и Балтийского морей и подвести учащихся к осознанию того, что эти проблемы можно решить только совместно.

Отличительные особенности:

«Зеленый пакет»-это междисциплинный, мультимедийный комплект материалов по окружающей среде, устойчивому развитию школьников предназначенный в помощь школьным учителям, педагогам дополнительного образования. Он содержит пособие с планами приведения занятии и раздаточными материалами для учащихся, видео кассету с анимационными клипами и учебными фильмами, компакт- диск с обширной     информацией, доступной в интерактивном режиме, которая охватывает 22 темы в области окружающей среды и устойчивого развития. "Зеленый пакет " является открытым учебным пособием.

В пособии предложены подходы к изучению ряда вопросов охраны окружающей среды и устойчивого разлития. Авторы рекомендуют использовать пособие в сочетании с другими компонентами" Зеленого пакета": видно кассетой, СД-РОМом и печатные материалы

Пособие имеет модульную структуру и состоит из пяти частей:

А-блок. Природа и среда:, вода, почва,  воздух, биоразнообразие.

Б - блок. Неблагоприятные воздействия: урбанизация шум, отходы, химические

вещества.

В-блок .Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.

С- блок. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение  озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.

Д -блок ценности.    Общество потребления, здоровье и    окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.

В конце каждой части имеются бланки рабочих листов учащихся.  Эти материалы предназначены для дальнейшего размножения и раздачи учащимся перед занятиями или в ходе занятия. В  каждой  теме  присутствуют  рубрики:

  • Основной информационный блок,
  • тест на 6-8 вопросов,
  • проблемные вопросы ,
  • видеоклип, а также
  • полное методическое обеспечение для проведения  устного занятия.

  В конце каждой темы занятия есть «Рабочий лист» на который заносится результаты занятия (либо это ответы на вопросы, или это задания практического характера.(Примеры занятий прилагаются) Вся информация содержится как на компакт-диске так и в печатном пособии.

       Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной                                               образовательной программы: учащиеся  10-15лет(5- 9е классы)

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 1год, 144часа, как предшественник основной программе «Экологический отряд»

 Формы и режим занятий:

В каждом блоке тем присутствуют лекции, диспуты, мозговые штурмы, дискуссии -теоретические формы занятий; тесты, конкурсы, ролевые игры, опыты, практические работы, экскурсии, полевые исследования и самостоятельные работы -практические формы. Группы комплектуются по 15 человек, занятия проводят 2 раз в неделю по 2 часа..

Ожидаемые результаты и формы подведения итогов:

Учащиеся рассматриваются как активные партнеры преподавателя в организации различных видов деятельности, проведения дискуссий, ролевых игр, принятий решений поэтому в качестве результата могут быть проведение конкурсов, написание рефератов, творческих работ , создание видеоклипов и презентаций, выставок, проектов.

Результатом программы может быть формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде, ознакомление с основными принципами устойчивого развития, экологическими проблемами региона, экосистемами, формировании у учащихся экономически рационального и экологически безопасного отношения к энергоресурсам о полезным ископаемым, осознание важности сохранения окружающей среды, выработка новых моделей поведения. Через учителей и учащихся основные идеи пособия адресуются также другим членам их семей и обществу целом и экологическое воспитание семьи в целом также может быть результатом программы. Мы будем благодарны нашим коллегам за отзывы и предложения, которые способствовали бы улучшению и совершенствования " Зеленого пакета".

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной  программы «Зеленый пакет»

№/п

Темы занятий

Коли-чество  часов

Вид занятий

теория                      

практика

формы контроля

А

Блок. Природная среда

1

Воздух. Чистота воздуха

6

2ч.лекция с видно

4ч.

отчет о работе ,фото

2

Вода-основа жизни

10

2ч.лекция с видно

8ч. сам. раб.

3

Почва- наше богатство

4

2ч.лекция с видео

2ч. практич .занятий

4

Биологическое разнообразие

14

2ч лекция

12ч.видео и полевое исследование

презентация, фото,

 отчет об исследовании

5

Богатство леса, жизнь на лугу,

4

2ч. диспут

Одни ли мы в большом городе

2

2ч. мозговой штурм

Б

Блок .Неблагоприятное воздействие

1

Наш город вчера  сегодня, завтра          

8

4ч.

4ч. ролевые игры, проекты

выполнение микро проектов

2

Шум. Спасите наши уши.            

4

2ч.лекция, мозгов. штурм

2 ч.практика, ролевая игра

фото

3

Отходы. Материалы и отходы    

8.

4ч.часа видео

материалы

4ч. практ. раб.

творческая работа отчет, презентация

4

Химические вещества                

6

3ч.лекц,дисп.,

мозг. штурм

3ч видео, практика

 отчет о практических исследованиях

В

Блок Экономика и окружающая среда.

1

Энергетика

6

1ч.

5ч.сам. раб.

2

Транспорт

6

4ч лекц, диспут

2ч.  модель на полигоне

3

Промышленность                        

6

2ч.лекц.,мозгов.

штурм

4ч.видео,диспут

отчет , творческая работа

4

Сельское хозяйство.                    

4

2ч.дисп.,худо-жест.чтение

2ч.приклад, искусство

5

Туризм

2

дискуссия.

диспут.

2ч.набл.вприр.,экскур

6

Лесное хозяйство( на усмотрение учителя)

(6)

2ч.лекция,диспут,

4ч.иммитац.игра,

видео

С

Блок Глобальные проблемы.

1

Парниковый эффект

6

2ч.мозг.штур,диспут ,лекции

4ч. опыты, видео

отчет , творческая работа

2

Озоновый экран

6

4ч.лекц.,дисп.

2ч.тест,видео

3

Кислотные дожди

6

2ч.лек.,дисп., «мозг. штурм»

4ч.видио

4

Загрязнение морей и океанов

6

2ч.лек.,дисп.,мозг. штурм

4ч. рол. игра

Д

Блок Ценности

1

Общество и потребление

6

2ч.дискуссия,дисп.

4ч.конкурсы,видео

отчет  о практическом исследовании

2

Здоровье и окружающая среда

8

4ч .диск, мозг, штурм

4ч.выставка-дегустац.

дегустация, фото

3

Права граждан

6

4ч .лекция .диспут,

2ч. видео

4

Наша планета в будущем.

8

4ч .лек., дискуссия

4ч. видео

 мини-проект

ИТОГО:

144

134+10часов

 резервное время  (практики)

Содержание образовательной программы :

 Программа содержит пять частей- блоков в каждом располагаются темы, которые содержат рубрики.

Структура размещения материала по каждой теме определенные рубрики:

В  каждой  теме  присутствуют  рубрики:

1 Основной информационный блок,

2 тест на 6-8 вопросов,

3 проблемные вопросы ,

4 видеоклип

5 полное методическое обеспечение для проведения  устного занятия.

 В конце каждой части имеются бланки рабочих листов учащихся.  Эти материалы предназначены для дальнейшего размножения и раздачи учащимся перед занятиями или в ходе занятия.

В конце каждой темы занятия есть «Рабочий лист» на который заносится результаты занятия (либо это ответы на вопросы, или это задания практического характера.

(Примеры занятий прилагаются)

Вся информация содержится как на компакт-диске так и в печатном пособии.

Содержание  тем пяти частей- блоков:

А- блок. Природная среда.

Тема: Воздух.

Тема воздух  содержит информацию о составе воздуха, качестве воздуха в закрытых помещениях, есть видеоролик, тесты, вопросы,  проблемы и дилеммы  Тема содержит информацию о составе воздуха, его качестве в закрытых помещениях, тесты и вопросы по каждому занятию, проблемы и дилеммы по теме  очистка  воздуха. Также темы имеют видеоролики, посвященный загрязнению воздуха автотранспортом, экономии энергии переработки .

Тема: Вода.

В теме рассмотрены вопросы о свойствах воды, водных ресурсах во всем мире и России, о вмешательстве человека в водные ресурсы  вопросы  использования  и очистки воды в  быту и на работе, имеется несколько вариантов проблем в раздел включены видеоролики

Тема: Почва

  Тема содержит определение что такое почва, значение почвы для человека и животных, основные функции почвы, проблемы и угроза загрязнения почвы, проблемы,  связанные с распашкой почвы, загрязнение тяжелыми металлами.

Тема: Биологическое разнообразие.

В данной теме рассказывается о переменах в биологическом разнообразии, об ответственности человека перед животными. Занятия проводятся основном в конце весны или начало осени.

На занятиях знакомятся с биологическим разнообразием местности, состоянием экосистем , получают навыки  использования практических методов оценки состояния водной среды и  суши и воздушной  среды , ее разнообразия, программа учит выработке моделей поведения направленных на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия. В теме представлены занятия: «Они должны жить,», «Разнообразие речной долины», «Богатство леса», «Жизнь на лугу», «Одни ли мы в большом городе».

Тема: Урбанизация.

 Эта тема  рассказывает  и рассматривает город как  экосистему, особенности городских экосистем, проблемы плотности населения и проживание животных в городе. Видеоклип посвящен проблеме использования человеком природных ресурсов.

Б - блок. Неблагоприятные воздействия.

Тема: Шум.

Одним из факторов, влияющих на здоровье человека и животных является шум. Источники и уровень  шума, последствия воздействия, особенности воздействия шума на молодой организм,  классификация шумов- рассматриваются в данной теме.

 Тема: Отходы.

В теме отходы рассматривается взаимосвязь транспорта, окружающей среды, количества отходов, производимых человеком, воздействие отходов на природу. Особо уделяется внимание вопросу  переработке отходов в природе, обеззараживания отходов.

Тема: Химические вещества.

Как и почему образуются кислотные дожди, загрязнение воздуха кислотами, источники кислотных выбросов, Что делают в Европе и России для устранения кислотных выбросов- рассматривают в этой теме.

В-блок .Экономика и окружающая среда.

Тема:   Энергетика (Мы не можем жить  без энергии.)

Без энергии современная жизнь невозможна, однако ее производство оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Потребление энергии рассматривается в этой теме и связано со всеми видами хозяйственной деятельности человека: с отоплением домов, приготовлением пищи, движением транспортных средств, выплавкой металла, пахотой. Как происходит освоение различных запасов энергии, повышение росту уровня жизни, разумное и бережное использование энергетических ресурсов.

Тема: Люди и транспорт.

В теме разбирается вопрос о рациональном использовании автомобильного транспорта, возможности повышения экологической безопасности с помощью технических и управленческих решений.

Тема: Промышленность.

 Тема содержит промышленная  революция навсегда изменила ход человеческого развития, предоставив новых технологий. Влияние промышленных выбросов в атмосферу, воду, почву,  производственное захоронение отходов, использование территории- эти вопросы требуют особого внимания.

Тема: Сельское хозяйство.

В последнее время становится  все более ясной реальная экологическая цена, которую приходится  платить всей Земле за применение методов Сельского хозяйства. Поэтому в этом разделе рассматривается круг вопросов, касающихся контроля  урожайности, методов, использование удобрений, генной инженерии и орошения.

Тема: Лесное хозяйство.

В теме рассмотрено значение лесов, окружающая среда, состояние лесов в Европе, России, устойчивое управление лесами, правила поведения в лесу, методы управления лесами, сохранению и улучшению ландшафтов.

Тема: Туризм.

 Тема содержит вопросы о пользе туристического отдыха, способы и варианты туризма, экологический  безопасный туризм., культура поведения туриста, влияния туризма на состояние окружающей среды.

С- блок. Глобальные проблемы.

Тема:  Изменение климата .Париковый эффект.

 В этом разделе рассмотрены вопросы  выброса в атмосферу многочисленных химических веществ, являющихся продуктами хозяйственной деятельности человека, необратимые последствия изменения климата, рассматривается вопрос состава атмосферы, роли газов в осуществлении биологической жизни, саморегулировании процессов атмосферы, температуры на нашей планете.

Тема: Озоновый экран. Разрушение озонового слоя.

В ближайшие 10-15 лет озоновый слой утоняется до критического уровня. Поэтому эта тема включена  отдельно. Человек может сам предохранять себя от действия опасного ультрафиолетового излучения. В этой теме содержаться сведения о проблемах, связанных с разрушением озона  и мерах по его восстановлению.

Тема: Кислотные дожди. Подкисление и закисление.

На современном этапе вопрос о кислотных осадках приобретает первостепенное значение. Рассматриваются последствия кислотных дождей, меры устранения этой проблемы в Европе, а также в России.

Тема: Загрязнение морей и океанов.

В данной теме рассматриваются вопросы роли морей и океанов, морская окружающая среда, влияние людей на моря, океаны, флору и фауну, морские ресурсы России, ответственность человека за принесенный ущерб.

Д -блок Ценности.  

Тема: Общество потребления.

 В теме данного блока содержится: что такое «Экологическое зеленое потребление», особенности потребления сегодня, нюансы упаковки, рекламы, этики потребления товаров.

Тема:   Здоровье .

Рассматривается окружающая среда как ресурс для улучшения условий жизни, повышения благосостояния людей, а так же факторы, влияющие на здоровье, какие профилактические меры необходимо осуществлять для поддержания хорошего самочувствия и здоровья .  

Тема:  Окружающая среда.

Дается понятия что такое окружающая среда, ее компоненты,  от каких факторов зависит окружающая среда, ее важность для человека и  других живых организмов.

Тема:  Права граждан.

В теме моделируются различные ситуации и их последствия, законодательная база тех или иных действий человека.

Тема: Наша планета в будущем.

В заключительной теме рассмотрены перспективы развития планеты, пределы возможностей природы; экономический рост и социальные изменения; устойчивое развитие; глобальные проблемы, представляющие угрозу для окружающей среды и планеты.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

 Формы,  приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Для реализации данной программы используются следующие методы и приемы: Лекции- присутствуют по каждому разделу , теме или блоку, дискуссии, мозговой штурм,  проектная деятельность,  используются данные смежным предметам( химия, физика, география, классные часы).( см таблицу с учебно-тематическим планом, печатные материалы)

Техническое оснащение и дидактический материал:

Компьютеры, видеопроектор, доска, видеокассеты,   компьютерный диск с программой, природные материалы и территории для исследовательской работы, ручки, карандаши, бумага, само печатное пособие по программе «Зеленый пакет»,дидактические игры, компьютерная лаборатория Nova-5000.

Содержание комплекта образовательного материала папки «Зеленый пакет»:

1 .Печатное пособие для учителей с методическим обеспечением программы.

2.Видиокассета

З.Игра проблемы и дилеммы.

4. Компакт-диск.

Список литературы и источников информации для учителей :

1 Российский сайт «Зеленый пакет».

2Англоязычная версия «Зеленого пакета».

3Центр «ЭКО- Согласие»  Элиас Виктории Валентиновны, координатора

проекта т 624-40-04.

Список литературы и источников информации для учащихся

 и источников информации:

1 Российский сайт «Зеленый пакет».

2Англоязычная версия  диски «Зеленого пакета».

 ПРИМЕР ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)

Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...

Рабочая программа. Отделение дополнительного образования

Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....

Экологическое воспитание через знакомство с животным миром на базе Отделения дополнительного образования детей "Садово-архитектурного колледжа"

Одной из задач Отделения дополнительного образования детей является воспитание экологической культуры, как составной части общечеловеческой. Для ее реализации используется весь потенциал ОДОД....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЯ ГБОУ ЦЛПДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНИЯ ГБОУ ЦЛПДО...

Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Волшебный клубок»

Предлагаемая программа включает основные виды художественной обработки волокнистых материалов: работа с волокнистыми материалами и фурнитурой, изонить, аппликация из ткани, мягкая игрушка, вышивка, вя...

Образовательная программа по дополнительному образованию для детей. Студия изобразительного творчества.

Программа обучения рассчитана на три года, после чего предполага­ется дальнейшее обучение детей, стремящихся продолжить своё об­разование в области изобразительного искусства в детских художе...