Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
методическая разработка на тему

Потапова Ольга Ивановна

Метод проекта в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Общие сведения

ФИО

Потапова Ольга Ивановна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

29 лет

Квалификационная категория

Первая, 15.12.2010г.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема: « Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности».

1. Актуальность и перспективность опыта

Переход  российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Самое главное, на мой взгляд то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

Я считаю, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет  наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках  учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность. Моё видение данной проблемы, ее актуальность и определило выбор темы методической работы: « Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности». Считаю  актуальным  внедрение  проектной методики  в процесс обучения окружающего мира , литературного чтения, математики, русского языка, технологии.

2. Новизна опыта

В чём новизна метода проектов?

Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика  и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Развитие инициативности и активности обучающихся
  2. Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их  творческих способностей
  3. Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  4. Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
  5. Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также  приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

        Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной  проектной деятельности);
  • Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументированно отклонять точки зрения других).

 

3. Наличие теоретической базы

        Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в таких странах, как США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию, метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. За время работы по методу проектов в урочной и внеурочной деятельности я опиралась на научно-теоретические материалы, созданные авторами :. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. , Пахомова Н.Ю. , Полат Е.С. , Сергеев И.С., Гузеев В.В.,. Землянская Е.Н. , Конышева Н.М. ,. Иванова Н.В. и др.  В наличии учебно-методические пособия к комплексу учебников «Школа России», которые входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Теоретическую основу опыта составляют:

•теории содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B.C. Леднев, A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);

•концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, O.A. Карабанова, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина и др.);

•система оценки достижений требований ФГОС (Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова, Болотов В.А., И.А. Вальдман, М.А. Пинская и др.);

4. Ведущая педагогическая идея.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению  вглубь явлений, процессов.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  1. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

        Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:


Ученик


Учитель


Определяет цель деятельности


Помогает определить цель деятельности


Открывает новые знания


Рекомендует источники получения информации


Экспериментирует


Раскрывает возможные формы работы


Выбирает пути решения


Содействует прогнозированию результатов


Активен


Создаёт условия для активности школьника


Субъект обучения


Партнёр ученика


Несёт ответственность за свою деятельность


Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

5. Оптимальность и эффективность средств

        По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач. Во время работы над проектом мною проведено анкетирование.

В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало.
Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:

  • «проект интересный» - 74%;
  • «нужный» - 95%;
  • «понятный» - 81%;
  • «полезный» - 84%;

Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 49% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 34%; реализацию проекта - 17%, а 15% участникам «понравилось всё». В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

6. Результативность опыта.

        Проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

        Я считаю, что метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации. При правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

        Качество знаний учащихся по отдельным предметам составляет 80 % и         выше. Качество знаний обучающихся по итогам года составляло:

2011-2012 учебный год - русский язык - 75%

                                математика - 81%

2012-2013 учебный год - не аттестовывались

2013-2014 учебный год - русский язык - 82%

                                математика - 86%

2014-2015 учебный год - русский язык - 83%

                                математика - 85%

Повысилось качество обученности слабых учащихся.

Трудности  при использовании метода проектов: я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление  опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер. Но некоторые родители выполняют проект за детей, а дети являются лишь пассивными наблюдателями.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

7. Возможность тиражирования.

  • За время работы по методу проектов в урочной и внеурочной деятельности  были  проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, проведён мастер-класс по теме «Проектная деятельность на уроке окружающего мира», выступление на педагогическом совете школы  с показом видеоурока, выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов «Метод проектов. Специфика его применения в начальной школе»;
  • демонстрация презентации учащимся других классов школы;

выступление учащихся перед родителями класса.
        С 2014 уч. года являюсь руководителем творческой группы учителей,         тема:        «Проектно-        исследовательская деятельность в начальных         классах».

8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.

За время работы были разработаны рабочие программы  по предметам для 1-го, 2-го,3-го классов.

Проведены открытые уроки для учителей школы , города и республики, семинары.

Потапова О. И. 15 мая 2015 года участвовала в Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных «51-е Евсевьевские чтения» по теме: «Метод проекта в урочной и внеурочной деятельности».Место проведения: «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Призёр регионального конкурса проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь», проводимый в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.(2015г.)

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/22/proekt-na-temu-kto-nas-zashchishchaet

        http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/22/proekt-na-temu-kto-nas-zashchishchaet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...