Мастер – класс «Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
методическая разработка на тему

Бажаева Вера Ивановна

Мастер – класс

«Формирование  познавательных  УУД во внеурочной деятельности в  условиях  реализации  ФГОС  НОО»

Бажаевой Веры Ивановны

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 2 города Тайшета

 

 

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию  познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию   познавательных УУД на занятиях по внеурочной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование  познавательных  УУД во внеурочной деятельности в  условиях  реализации  ФГОС  НОО»

Бажаевой Веры Ивановны

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 2 города Тайшета

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию  познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию   познавательных УУД на занятиях по внеурочной деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию познавательных  УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию   познавательных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация,

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании  познавательных  УУД  во внеурочной деятельности  в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                             Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер – классе «Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО». Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы, способствующими формированию  познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.  Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

  1. Введение  в тему.

Приоритетной целью школьного образования,  становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий. 

           Познавательные УДД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

              Познавательные УДД включают аспекты: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.

Общеучебные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы.    В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

        Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД

 

Познавательные

общеучебные

Познавательные логические

Русский язык

Моделирование (перевод устной речи в письменную)

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Литературное чтение

Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Математика

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Окружающий мир

Широкий спектр источников информации

В начальной школе познавательные действия формируются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности,

 Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  

        Спортивно-оздоровительная  деятельность  во  2-ом классе  по  1  часу  в  неделю включает в себя игровую занятость на переменах, спортивные соревнования с  целью  повышения  двигательной  активности, сбережения  здоровья  обучающихся,  формирования  у  младших  школьников  ценностного отношения к своему здоровью.

         Общекультурное направление по 1 часу включает: проведение классных часов, практикумов, бесед, инструктажей, с  целью формирования  морально-нравственных  ориентиров,  развития  у  учащихся  навыков эффективного  взаимодействия,  формирования  детского  коллектива.

        Духовно-нравственное направление: подготовка к  классным и общешкольным мероприятиям. Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.

     Социальное направление реализуется  в рамках кружка «Школьный театр «Петрушка»

Общеинтеллектуальное направление реализуется в рамках клуба «Познай свой край»

  1. Практическая  часть

Более подробно я хочу остановиться на работе клуба  «Познай свой край»

Программа внеурочной деятельности клуба «Познай свой край» является общеинтеллектуальной  программой  патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам экологической грамотности и основам краеведения. Занятия клуба позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.  

В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, изучать нормы социальной и экологической культуры.

 Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:

  • Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения,

формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.

  • Познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания об Иркутской области, Тайшетском районе, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
  • Научно – исследовательская – развивает навыки научно – исследовательской работы; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам. 

На занятиях клуба « Познай свой край» ребята знакомятся с географическим положением Тайшетского района и Иркутской области на карте России, водоемами района и области, растительным и животным миром района и области, лекарственными растениями, полезными ископаемыми. Красной книгой Иркутской области. Несколько занятий   было посвящено изучению Байкала. Класс был разделен на группы ( зоологи, орнитологи, гидрологи, ихтиологи).  Каждая группа получила задание. Задания, предложенные детям, стимулировали их на открытие новых знаний. Ребята работали с разными информационными источниками (интернет, энциклопедия, книги, учебники), отбирали интересную информацию, знакомились с легендами о Байкале, сочиняли стихотворения и загадки, готовили выступления,  создавали мини- проекты (формировали познавательные УУД – умение структуировать знания).  Занятия проводились в форме путешествий-исследований. Также можно использовать занятия-эксперименты, занятия-лаборатории, занятия-экскурсии,  исследовательские ситуации. При этом используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов.

        Использование этих технологий позволяет развивать воображение и фантазию у детей, творческое мышление и любознательность. В процессе поиска информации, группы учеников ставили перед собой цель - добыть информацию, которая будет способствовать пополнению знаний об озере Байкал.

         Результатом всей проделанной работы стало открытое занятие «Путешествие по Байкалу», где были заслушаны выступления ребят и созданы мини-проекты.

         Сегодня я хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, отправиться в заочное путешествие по Байкалу. Для исследовательской работы нам нужно создать группы:  зоологи,  гидрологи, историки.

Задание для группы гидрологов: ознакомиться с предложенной информацией, выбрать интересные факты, составить вопросы к ним.

Задание для группы  зоологов: создать книжку-малышку о животных и рыбах Байкала.

Задание для группы историков: изучить легенды о Байкале, выделить главных персонажей, охарактеризовать их, проиллюстрировать.

Для всех остальных, присутствующих в зале, хочу предложить викторину по байкаловедению  озеро «Байкал».

Викторина

1.Что означает название «Байкал»      (богатое, знаменитое озеро).

2.Наибольшая глубина Байкала      ( 1642м)

3.Самый большой полуостров на Байкале  (Святой Нос)

4.Длина озера Байкал    (636км)

5.Млекопитающее Байкала   ( Нерпа)

6.Живородящая рыба Байкала   (Голомянка)

7.Сколько рек впадает в Байкал   ( 336)

8.Возраст Байкала  ( 25 млн.лет)

9.Назовите самых древних обитателей Байкала   ( байкальские губки)

10.Самый большой остров на Байкале          (Ольхон)

11Красная  рыба Байкала                (Осетр)

12.Сколько  времени нерпа может быть под водой  ( 20-25 мин., max 1час)

13.Сколько % мировых пресных вод составляет Байкал   (20% )

14.Происхождение котловины озера     (тектоническое)

15.Назвать основное полезное ископаемое озера   (вода)

Я думаю, что группы успешно справились с предложенными заданиями, спасибо за работу, полученные материалы можно использовать на последующих занятиях клуба « Познай свой край».

  1. Подведение итогов мастер-класса.

Завершить занятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Я предлагаю применить метод «Итоговый круг»

Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

 Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия.

      Таким образом, формируя познавательные УУД во внеурочной деятельности я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

Мастер - класс ФГОС НОО - "Внеурочная деятельность школьников"

   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5105077","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"467","style":"width: 99px; height: 120px;","width":"387"}}]]...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...