обобщение опыта работы
учебно-методический материал по теме

Емельянова Валентина Степановна

ШМО, выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта

Должность

Стаж работы в должности

Емельянова Валентина Степановна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени героя Советского Союза В. П. Чкалова

г. Николаевска-на-Амуре

Хабаровского края

учитель начальных классов

33 года, категория: высшая, образование: высшее

II. Сущностные характеристики опыта

        Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

         Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в жизнь наложили отпечаток на развитие личности ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах

1. Тема педагогического опыта.

Развитие ключевых компетенций учащихся через ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Цель

формирование ключевых компетенций педагогов и учащихся образовательного учреждения для повышения качества образования.

3. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

  • недостаточное овладение учащимися методами и приёмами;
  • необходимость развития познавательных процессов при обучении;
  • творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся;
  • желание учащихся узнать новое;
  • коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания;

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связи, Интернет и т. д.

Использование ИКТ в образовательном процессе способствует:

  • формированию информационно-коммуникативной компетенции.
  • повышению эффективности урока;
  • рационализации организации учебного процесса,
  • повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников;
  • появлению новых форм и видов систематизации знаний;
  • повышению учебной мотивации;
  • повышению качества знаний школьников;
  • обеспечению дифференциации обучения;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • эффективному отслеживанию результатов обучения и воспитания детей.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление.Получение визуальной информации в учебном процессе затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.

3.Идея изменений

Педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной деятельности. Эти условия должны приносить радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их способностей.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В основе концепции лежит ориентация на личностно – смысловое отношение учащихся к учению, на развитие интеллектуальной, рефлексивной и коммуникативной культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации.

   Развитие творческих способностей учащихся с использованием ИКТ имеет ряд преимуществ перед уже существующими технологиями.

Преимущества использования ИКТ в развитии творческих   способностей учащихся:

  • развивают креативные, исследовательские способности учащихся;
  • повышают мотивацию обучения;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • повышают интерес к изучаемому предмету;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
  • помогают и учителю повысить уровень своей компьютерной грамотности.

Новизна: Использование ИКТ в начальных классах позволяет реализовать различные приёмы, разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, принимать во внимание потребности и интересы субъекта обучения, уровень его подготовки, оперативно и целенаправленно контролировать работу учащихся, эффективно управлять ею.

Ученик, обладая способностями творчески решать проблемы, используя компьютерные возможности, учится быть конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности. Интернет позволяет организовать реальную, мобильную информационную среду, в которой можно не только черпать информацию, но и решать множество других коммуникативных задач.

Ограничения:

  • ИКТ    формируется сегодня, как одна из ведущих технологий в отечественной системе образования;
  • профессиональная подготовка учителя требует более глубокого осмысления, изучения и применения передового педагогического опыта, как стратегии движения в новом направлении и в новой плоскости.

Риски: замкнутость учебных материалов на себя (невозможность выйти в живую сеть). Преодолеть этот недостаток можно, направив учащихся к конкретным сегментам Интернета, связанным с изучаемыми темами.

5. Условия реализации

Наше общество нуждается сегодня в духовно обновлённой личности, стремящейся к саморазвитию и самоусовершенствованию, способной сделать нравственный выбор, адекватный общечеловеческим ценностям.  Поэтому моя педагогическая деятельность направлена на развитие творческих способностей учащихся.   Продуктивность данной деятельности обеспечивается использованием информационно – коммуникационных технологий, созданием благоприятных условий для развития каждого ребёнка.

Основные условия:

  • использование гуманного подхода при организации образовательного процесса;
  • активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода;
  • создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.
  • интеграция в образовательном процессе традиционных приемов с привлечением современных интерактивных средств и технологий;
  • расширение метапредметных связей;
  • интеграция учебных предметов;
  • обновление содержания образования в соответствии с возрастными особенностями и объемом возможного осмысления знаний и умений;
  • применение разнообразных инновационных образовательных технологий;
  • создание обоснованной системы изменений в преподавании.

Личностная характеристика педагога: 

  • чувство ответственности за своих учеников и результаты их деятельности;
  • умение экспериментировать и использовать активные методы и новейшие педтехнологии;
  • совершенствование профессионального, интеллектуального, нравственного, культурного уровня педагога;
  • способность сотрудничать со всеми социальными слоями;
  • принятие ученика как партнера в процессе обучения.

6.Результат изменений

Развитие творческих способностей учащихся возможно лишь при использовании информационно – коммуникативных технологий   на уроках в начальной школе, так как именно ИКТ    способствуют реализации творческих возможностей всех учащихся. 

     Критерием внутренней результативности опыта является высокая степень творческого мышления учащихся, способность к самовыражению, самореализации, умение принимать самостоятельные решения, работать в сотрудничестве. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

     Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приёмами учебно – познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Повышение уровня интеллектуального познавательного развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемость. Качество знаний учащихся в моих классах стабильное и высокое.

.

7. Публикации (если есть) о представленном педагогическом опыте

III. Описание актуального педагогического опыта учителя.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы крадем у наших детей завтра.                            

 Джон Дьюи.

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных.   Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения.  

В течение нескольких лет я работаю над проблемой «Развитие ключевых компетенций учащихся и педагогов через ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

 Безусловно, обновление содержания начального образования происходит в условии модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.

Я убеждена, что задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребенка, воспитать его как носителя культуры своей страны. Опыт работы показывает, что использование ИКТ на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи, что позволяет расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать творческие способности. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного процесса.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

 Почему я отдаю предпочтение работе на уроках с компьютером? Во-первых, применение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения, эффективно организовать самостоятельную работу, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает успеваемость и качество знаний, экономит время на опрос обучающихся, помогает и учителю повысить уровень своей компьютерной грамотности. Во-вторых, использование персонального компьютера на уроках дает высокие результаты, так как ИТ развивают креативные, исследовательские способности учащихся, повышают их активность.   Но, на мой взгляд, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

  Благодаря возможности мультимедиа и телекоммуникаций, компьютер – это наглядное пособие качественно нового уровня.  Я использую компьютер на всех этапах обучения. На моих уроках   он становится электронным посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала.  Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки.  

Применение информационных технологий открывает большие возможности. Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Так, например, изучая творчество отдельных детских писателей, я даю опережающее задание подготовить презентацию о жизни автора (4 класс). Здесь я использую не только иллюстративный метод обучения, но и поисковый, совмещаю ИКТ и технологию проблемного обучения. Таким образом, можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию, которой войдут работы моих учащихся.

Необходимость использования ИКТ на уроках очевидна. Такие уроки имеют практические, теоретические и познавательные результаты, интересны ученикам. Дети получают возможность лучше подготовиться по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно найти необходимую информацию.

Внедряя в процесс обучения информационные технологии, я стараюсь достигнуть едва ли не главной цели – формирование положительного отношения обучающихся к предметам в начальной школы, интереса к ним, что позволяет создать условия для полного развития личности учащегося, его творческого потенциала. Способность ребёнка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам возможность развить в нём эти качества. А если эта способность будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже остаётся в человеке и развивается с возрастом.

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Масштаб распространения изменений определяется уровнем практической значимости опыта.

Отраслевой (общепедагогический)уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом.

Общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики преподавания, обучения и воспитания.

Частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения и воспитания

Формы:

участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков;

консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия;

обучающие и деловые игры

 мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары;

конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа №2 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова

г.Николаевска – на – Амуре

Хабаровского края

ОБОБЩЕНИЕ

опыт работы на тему: «Развитие ключевых компетенций учащихся через ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности»

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №2

 Емельяновой Валентины Степановны

Адрес: 682469

Хабаровский край

г. Николаевск-на-Амуре

ул. Сибирская, 193

тел. (42135)2-23-30

nikol-school2@yandex.ru

Николаевск-на-Амуре

2015 год


       Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий.  Информационные  и  коммуникационные технологии –  это  совокупность  методов,  устройств  и  производственных процессов,  используемых    для  сбора,  хранения,  обработки  и распространения  информации»,  главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной деятельности. Успех реформы  российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей  побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые  неизведанные ранее просторы. Простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматическое повышение  уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, педагог и его мотивация. Для учителя необходимо  постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их. При этом внедрение современных технологий должно быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании. Модернизации образования  определяется не столько наличием в школе компьютерной техники и программных средств, сколько готовностью учителя к переменам в соответствии с запросами и проблемами общества.

Что нам даёт использование ИКТ?

1        Электронная обработка документов

2        Использование готовых мультимедийных продуктов

3        Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам и для самообразования

4        Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами

5        Использование компьютерных технологий во внеурочное время

6        Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО

7        Использование собственных мультимедийных продуктов

8        Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях

9        Использование  сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня

10        Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)

    Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие ключевых компетенций учащихся и педагогов через ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности». Я прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.  

Использование ИКТ в учебном процессе позволило мне:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

Вариант 1. Урок с мультимедийной поддержкой.

На этапе подготовки к уроку анализирую электронные и информационные ресурсы, отбираю необходимый материал по теме урока, структурирую и оформляю его на электронных или бумажных носителях. При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Примененяю ИКТ при подготовке и проведении  нетрадиционных форм урока.

Наша школа подключена к сети Интернет, используя приложения, к электронным учебникам провожу опыты в электронном виде или виртуальные экскурсии, что особенно значимо при изучении естественнонаучных дисциплин. Отсутствие лабораторного оборудования позволяет меньше времени тратить на организационные вопросы.

Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в музей.

Но учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью  становится формирование у них навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов.(ПРИЛОЖЕНИЕ) Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта и может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности.

Вариант 2. Урок с компьютерной поддержкой.

В таком варианте возможны случаи, когда учащиеся одновременно работают со мной, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером. Учащиеся попеременно работают на компьютере по указанию. Информацию с экрана учителя ученики получают каждый со своего компьютера благодаря сетевым возможностям.

При закреплении пройденного материала, учащиеся работают с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками; тренажером и т.д. В моей коллекции имеется линейка электронных приложений к учебникам. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения я заранее на основе использования этих ресурсов разрабатываю задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме организовываю промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой), дети решают головоломки, кроссворды, оценивают различные ситуации с применением полученных знаний.

Вариант 3. Интегрирование урока с информатикой.

Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; учу выполнять проектные работы; правильно писать, оформлять письма друзьям; красиво и грамотно оформлять тексты; расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ПК.

Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе предлагаю провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал предмета.

На втором этапе повторяю с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

На следующем этапе учащиеся индивидуально работают за компьютером по выполнению задания.

На четвертом этапе проходит защита работы, ее показ и оценка.

На пятом этапе определяется степень достижения целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки.

Вариант 4. Самостоятельная работа учащихся с ЭИР

Этот вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (30% учебного времени).

Условия для эффективного применения этого варианта в нашей школе имеются: оборудование компьютерного класса, наличие специальных обучающих систем, а также  доступ в Интернет.

Возможности применения ИКТ на различных этапах урока

Так же применяю различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио-информацией включаю в объяснение я на уроке, а также использую при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания применяю для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную и справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

При подготовке собственных материалов к уроку для демонстрации в режиме электронной поддержки удобнее всего создавать презентации. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу и др. Очень удобно настраивать порядок появления слайдов и объектов на слайде и время показа. Кроме того, при необходимости, можно добавить гиперссылки на другие документы и программы.

Готовая учебная программа наряду с научно-познавательным текстом, всевозможными графиками, рисунками, таблицами включает задания для практических работ, тренировочные и контрольные упражнения.

Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Как правило, интерфейс таких программ интуитивно понятен, и при наличии электронного варианта теста (набранный текст, подготовленные графики, рисунки) оформить тест можно в течение получаса.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляю с комментариями, работой над ошибками, привлекаю учащихся).

Использование различных тестов и тестовых заданий приобретают особую актуальность в связи с необходимостью выполнения новых ФГОС.

Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

С введением контрольно-измерительных материалов  в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно в начальной школе. Это в значительной степени является результативной подготовкой к дальнейшему обучению в среднем звене.

Работа на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Используя интерактивную доску, можно не только показывать и комментироватбь живопись и графику, но создавать свой рисунок.

 Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет учителю объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

  • Наличие чисто технических проблем.
  • Временные затраты на подготовку урока.
  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, новые технологии открывают широкие возможности для творчества.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
  • использование групповых форм работы;
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
  • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;
  • сохраненные во время урока записи можно передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  • демонстрация  картин, видеороликов, фильмов;
  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.

Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, вопросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.

     Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет  фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

    Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

    Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Доска позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением. Также можно решать задачи-головоломки со спичками и строить фигуры «Танграм».

Небольшой опыт показал, что работа с ИД  улучшает восприятие материала учащимися в начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, для сохранения здоровья детей, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. В зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей можно обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

Использование различных обучающих программ

На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

Источниками демонстрационных материалов могут служить мультимедийные диски. Следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Природа и человек» и другие. Для работы по системе Занкова, разработана линейка приложений к каждому предмету. Это является хорошим подспорьем при работе.

Каждую минуту у детей возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что-то новое. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с дисками интересными и эффективными.

Использование ресурсов Интернет

Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:

  • Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • Дает возможности для профессионального роста;
  • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Во внеурочной деятельности.

Использование ИКТ для индивидуальной работы с детьми и родителями:

Внеклассные мероприятия;

Проведение родительских собраний;

Работа с одарёнными детьми;

Исследовательские работы детей;

Работа детей над сообщениями;

Выполнение различных проектов

Работа со слабоуспевающими учащимися;

Классные часы

Таким образом, применение ИКТ и использование позволяет:

 -  обеспечить положительную мотивацию обучения;

 - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

 - обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

 - повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

 - усовершенствовать контроль знаний;

 - рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

 - формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

 - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, друг

им информационным ресурсам.

Это – лишь некоторые из возможностей, которые я использую. Сложно представить, сколько еще интересного можно узнать, начав проводить уроки с использованием ИКТ.

Результативность опыта.

К результативности данного опыта можно отнести:

  • Рост положительной мотивации в обучении и воспитании с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  •  Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • Рост качества знаний.

математика

русский язык

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

-

3

4

11

6

-

2

-

12

10

-

2

1

18

3

-

1

1

14

6

-

-

8%

-

50%

42%

-

-

5%

5%

84%

6%

окружающий мир

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

-

-

12

9

3

-

-

9

10

5

-

-

-

-

38%

42%

21%

1 класс

2014-2015 учебный год

математика

2014-2015 учебный год

русский язык

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

-

3

5

12

8

-

4

15

7

3

-

10%

16%

39%

35%

-

19%

45%

26%

10%

2014-2015 учебный год

окружающий мир

Начало года

Конец года

Н

ПН

Б

ПВ

В

Н

ПН

Б

ПВ

В

-

5

11

9

3

-

19%

35%

29%

16%

Литература:

  1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
  3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  4. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib)
  5. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
  6. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  7. сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/),
  8. сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),
  9. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
  10. сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/),
  11. SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/),
  12. Клуба Polymedia – SMART сообщество" (http://community.smartboard.ru/), а также сайты поддержки пользователей ИД других производителей:
  13. «Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).
  14. Умные уроки SMART» (http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART),
  15. "Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....