Главные вкладки

    Система оценки образовательных достижений младших школьников
    статья на тему

    Терентьева Марина Петровна

    Теоретический материал о современном понимании системы оценки достижения планируемых результатов осовоения ООП НОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennoe_ponimanie_otsenki_dostizheniy.docx23.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современное понимание системы оценки образовательных достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

     

                                                                         Подготовила: Терентьева М. П. 

    В соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») в рамках основной образовательной программы начального общего образования ОУ система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна:

    1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

    2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

    3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

    4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

    5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. 

    В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

    Работа в режиме внедрения ФГОС НОО требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы.

    Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
    устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

    • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
    • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
    • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
    • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.


    При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов обучающихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат), совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат).

    При составлении данного раздела программы разработчики в образовательном учреждении должны в соответствии с государственными требованиями, отраженными в методических пособиях серии «Стандарты второго поколения», определить систему своей оценочной деятельности, предложить для обсуждения и утверждения педагогическому совету школы проект локального акта «Положение об оценивании обучающихся на ступени начального общего образования».

    В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам

    • внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
    • Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
    • Оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.
    • Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
    • Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.


    В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. Разрабатывать инструментарий и представлять данные контроля следует, используя уровневый подход. 


    ^ Оценка результатов – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения младших школьников в учебной деятельности.

    ^ Система оценки — многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования.

    ^ Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки младших школьников; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации учащихся; в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

    ^ Накопительная оценка («портфолио») – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника начальной школы. 

    Комплексная работа – это итоговая проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей, в том числе из раздела «Чтение и работа с информацией». Она проводится в конце каждого года обучения и позволяет оценить сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе.

    3. Содержание оценки

    10) Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками (далее учащимися) основной образовательной программы начального общего образования:

    • личностные результаты
    • метапредметные результаты
    • предметные результаты.

    11) Оценка личностных результатов

    Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий. 

    Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения. 

    Процедуры внутренней оценки: мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, определённых в основной образовательной программе как личностные результаты.

    Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

    • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

    • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

    • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.


    12) Оценка метапредметных результатов.

    Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. 

    Предмет оценки: уровень сформированности данного вида учебных действий. 

    Процедуры оценки: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; накопительная оценка, фиксируемая в «портфолио» в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога; а также оценка родителей школьников, фиксируемая на страницах дневников.


    13) Оценка предметных результатов.

    Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием. 

    Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. 

    Процедуры оценки: а) внутренняя накопленная оценка, б) итоговая оценка (внутренняя и внешняя).


    ^ 4. Порядок проведения процедур внутренней оценки результатов

    14) В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание и накопительная оценка.


    15) Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся при переходе с одной ступени образования на другую.


    16) На первый год обучения устанавливается безотметочный режим обучения, предусматривающий выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета первоклассником, включение учащегося в процесс самоконтроля и самооценки.


    17) Порядок текущего оценивания.

    Текущее оценивание – комплексная оценка результатов образования, включает диагностику личностных, метапредметных и предметных результатов.

    ^ Диагностика результатов личностного развития

    Проводится с помощью различных методов (диагностическая работа, анкетирование, педагогические наблюдения и т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником личностных качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом. 

    Диагностика метапредметных результатов. 

    Диагностический материал состоит из компетентностных заданий, требующих от учащегося выполнения познавательных, регулятивных и коммуникативных действий. 

    ^ Диагностика предметных результатов. 

    Осуществляется с помощью различных методов. Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения своего продукта: вывода, оценки, обобщения и т.п. 

    Оценка достижения предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В ряде случаев их достижение может проверяться в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (в форме «портфолио») и учитываться при определении итоговой оценки.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС

    Одним из направлений  организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...

    «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

    В 2014 году я приняла участие  в сетевых курсах повышения квалификации «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»....

    Оценка образовательных достижений младших школьников.

    Статья на тему "Оценка образовательных достижений младших школьников"...

    Система оценки образовательных достижений в начальной школе.

    Презентация к выспуплению на республиканском семинаре учителей начальных классов....

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС

    Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....

    Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

    Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.  Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий,...

    Система оценивания образовательных достижений младшего школьника

    Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...