Система оценки образовательных достижений в начальной школе.
презентация к уроку на тему
Презентация к выспуплению на республиканском семинаре учителей начальных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский о проблеме отметки и оценки «... награда и наказание являются психологически совершенно недопустимым средством в школе..». Д.Б. Эльконин о контроле и оценки «Контроль – это действие за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий..» С чего начать? Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля Действия контроля и оценки в рамках урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
В.В Давыдов о контроле и оценки «Оценка – действие по определению наличия или отсутствия у себя общего способа решения тех или иных задач» «Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает» «Контроль заключается в определении соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и получаемого результата»
Три основных линии контрольно-оценочных действий в образовательном процессе Первая Вторая Третья общественное мнение и установление положительных критических отношений в коллективе класса диагностика, коррекция и стимулирование учебной деятельности школьника самооценка (внутренняя, рефлексивная оценка).
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Сопоставлять, сравнивать результаты: ответы, решения, свои действия с предложенным для обсуждения. Обнаруживать сходства, различия. Выбирать образец (то, чему можно следовать). Находить и исправлять ошибки. 1 класс Определять критерии оценивания. Классифицировать ошибки. Фиксировать схематично способы решения задач. Работать с готовыми алгоритмами для контроля, оценивания работы. Восстанавливать процесс выполнения, задачи. 2 класс
Определять причины ошибок. Контролировать процесс выполнения в целом или отдельных его частей. Составлять собственные алгоритмы, схемы для контроля и оценивания. Составлять задания. Определять темы и содержание контрольных работ, зачетов. Составлять задания разного уровня сложности. Выступать в роли учителя для младших школьников. 4 класс 3 класс
1 этап - 1 класс переходный от дошкольного к школьному образованию Освоение операционного (процессуального) контроля (сопоставление действий учащихся с заданным образцом); Соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя, работа над критериями; - рефлексивная оценка ( знание- незнание) -сравнивать действия (отдельные операции) и результат с готовым образцом; по критериям оценивать свои действия и соот- носить свою оценку с оценкой учителя; - предъявлять на оценку свои достижения Содержание КОД Результат КОД
этап – 2 - 4 классы Опробование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества Пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок; - Формирование рефлексивного контроля (анализ основания собственного действия); Формирование прогностической оценки (работа по выбору заданий) Определять возможные «ошибкоопасные» места; Устанавливать возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации; Устанавливать границу применимости СД; -Классифицировать задания по уровню сложности, выбирать объем и уровень сложности. Содержание КОД Результат КОД
З этап – 4- 5 классы Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Определение критериев оценки (что будет проверяться); -составление проверочных заданий ( в том числе и с «ловушкой»); -выделение сложности задания; Создание образца для проверки; -Характеристика ошибок и их причины; - Составление корректировочных заданий -выход на полный цикл КОД; Сформированность КОД как основы учебной самостоятельности для основной школы Содержание КОД Результат КОД
Типы заданий для формирования контрольно-оценочной самостоятельности Типы заданий : 1) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям. (Истинные критерии должны быть скрыты от учащегося). 2) Дано задание с решением и выделено несколько критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что части критериев оно удовлетворяет, а другой части – нет.) 3) Даны несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет. 4) Дано задание (или задания) и приведены ошибочные решения (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный, б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать их причины . 5) Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог). 6) Дается задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников 1. «Волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал самими школьниками) 2. «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи) 3 . «Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа) 4. «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест) 5. «Составление задачи, подобной данной»
6. «Классификация задач по способу их решения» ( выделение общего способа действия) 7. « Обнаружение ошибки» 8. «Создание помощника» 9 . «Обоснованный отказ от выполнения заданий» ( умение обнаружить границу своих знаний ) 10 «Многоступенчатый выбор» 11. «Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач ) Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников
Новые методы и формы оценки метапредметные диагностические работы диагностика результатов личности развития. Репродуктивные Продуктивные вывод оценка Регулятивные УУД 1-2 класс «Рисование по точкам» «Скопируй по клеточкам» 3-4 класс «Тест простых поручений» Познавательные УУД 1-2 класс «Найди несколько отличий» 3-4 класс «Реконструкция простых предложений Коммуникативные УУД 1-2 класс «Рукавица» «Узор под диктовку» 3-4 класс «Взаимодействие в учебной группе» Психологическая карта результаты личностного развития 1 класс диагностика «Школьный старт» (Т.В.Беглова, М.Р.Битянова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация по теме: "Методы и формы оценки образовательных достижений в начальной школе". Выступление на МО учителей начальных классов....

Формирование волевой саморегуляции как составляющая педагогического контроля и оценки образовательных достижений в начальной школе
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС. акт...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.
В соответствии с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе
Система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговуюоценку результатов деятельности младших школьников.Основой для оценки динамики индивидуальных...

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...

Система оценки образовательных достижений обучающихся начальной школы
Файл содержит содержательный аспект оценивания образовательных результатов обучающихся. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. Приведены примеры критериев оцен...

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС. Лист достижения ученика
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС. Лист достижения ученика...
