ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
статья на тему

Шмилик Ирина Юрьевна

В статье рассмотрены требования к профессиональному развитию молодых педагогов, раскрыты причины возникновения трудностей в профессиональном развитии учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmilik_i.yu_.docx.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Сегодня молодому педагогу предъявляется ряд требований к профессиональной деятельности, его личности и способностям. Это все обусловлено происходящими в обществе социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию молодых педагогов.

Современная модель педагога предполагает, прежде всего: профессиональную, компетентностную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоидентификации обучающегося (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Наряду с вышеперечисленными требованиями от молодого педагога требуется профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального саморазвития выступает потребность в самосовершенствовании. Но, к сожалению, молодым педагогам приходится испытывать проблемы. Исследование Н.В. Пановой, в котором приняли участие 256 учителей, показало, что причинами возникновения  трудностей в профессиональном развитии учителей являются:

  • отсутствие необходимых профессиональных знаний по управлению коллективом класса;
  • неумение планировать свое личное и рабочее время, неорганизованность;
  • сложность адаптации в профессиональном коллективе педагогов;
  • отсутствие системы навыков самоконтроля;
  • отсутствие необходимых условий для самообразования и др. [3].

Наряду с общими трудностями, проблема профессионального развития учителя связана и со специфическими трудностями, возникающими в связи с нарастающим потоком информации, которую необходимо быстро, избирательно, осмысленно и конструктивно читать. Затем педагогу надо эту информацию  уметь перерабатывать и использовать в процессе разработки различных дидактических и методических материалов.

Анализ трудностей, с которыми сталкивается и преодолевает молодой педагог в своей работе, позволяет выделить из общего ряда те, которые наиболее актуальны для нашего исследования. На их основе нам удалось выявить противоречия, которые обусловливают проблему профессионального развития молодых учителей и порождают соответствующие трудности. Эти противоречия заключаются в том, что:

  • молодому педагогу предоставляется богатый выбор разнообразной (педагогической, психологической, художественной и др.) профессиональной  литературы, но у них недостаточно развито умение отбирать необходимую литературу для профессиональной деятельности;
  • у молодого педагога есть потребность в расширении круга чтения, но они ограничены в своем свободном времени и недостаточно умеют его организовать;
  • интенсивный поток информации обогащает молодых педагогов возможностью узнать что-то новое, необычное, интересное, но молодые педагогики недостаточно владеют навыками быстрого, продуктивного чтения. Таким образом, проблема профессионального развития молодого педагога существует в реальной практике. Она требует изучения и решения не только на практическом, но и научном уровне.

Профессиональное развитие личности рассматривали ряд исследователей  (Поташник М.М., Левитан К.М., Коптелов А.В., Митина Л.М. и Машуков А.В.), которые этот процесс представляют как повышение уровня и совершенствования педагогической направленности, компетентности,  эмоциональной гибкости личности через конструктивное разрешение противоречия между актуальным и отраженным уровнями ее развития и осознанием  необходимости самосовершенствования.

Следует отметить, что профессиональное развитие педагога является ключевым звеном, стимулом в достижении результата  профессионального становления молодого педагога.

Под профессиональным становлением  понимается непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию в профессиональной педагогической деятельности, т.е. профессиональное становление обязательно предполагает потребность педагога в профессиональном развитии [2].

Анализ научной литературы (Поташник М.М., Левитан К.М., Коптелов А.В., Митина Л.М.) показал, что профессиональное развитие имеет непосредственную связь с таким понятием как «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность понимается как интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. В структуру профессиональной компетентности педагога, преподавателя входят следующие компоненты: педагогическая компетентность, психологическая компетентность, социально-коммуникативная компетентность, читательская компетентность и т.п.

Одним из компонентов структуры профессиональной компетентности педагога является читательская компетентность, которая включена в показатели оценки деятельности учителя при аттестации педагогических кадров (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

На основе проведенного анализа научной литературы (Болотов В.А., Сериков В.В., Разуваева Т.А и др.), направленного на структурно-содержательное соотношение терминов «читательская деятельность», «читательская способность» и «компетенция», было сформулировано следующее определение понятия читательской компетентности - это определенная мера включения обучающегося в читательскую деятельность на основе его лингвистической, речевой и профессиональной готовности и способности к осуществлению этой деятельности, а также принципов субъектности, самостоятельности, интегративности, когнитивного и деятельностного подходов.

В структуру читательской компетентности включается ряд компетенций:

  • познавательная компетенция (вычитывание информации из текста);
  • операционально-технологическая компетенция (интерпретация прочитанного);
  • ценностно-смысловая компетенция (размышления и оценка прочитанного) [1].

Таким образом, развитие читательской компетентности молодого педагога может выступать  качественной характеристикой профессионального развития педагога.

Литература

  1. Галактионова Т.Г. Успешное чтение: теория и практика/Фонд поддержки образования, СПб, 2009.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф.Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Панова Н.В. Профессиональное развитие личности педагога/Вестник Томского государственного педагогического университета , 2012, №2.
  4. Сушко Н.Г. Психолого-педагогические основы профессиональной компетентности педагога/Ученые заметки ТОГУ, 2011, т.2, №2, с.9-14

Статью рекомендую опубликовать в сборнике научных статей конференции.

Научный руководитель – Э.В. Балакирева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»...

Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")

Тренинг  – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...