«Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов»
методическая разработка

Шлеткова Оксана Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_0.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Как никто не может дать другому того, что не имеет

сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на

самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

 А. Дистервег.

Цель семинара  «Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов» с целью повышения качества педагогической деятельности за счет осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов профессионального развития молодого специалиста.

В современном обществе происходят стремительные обновления во всех областях профессиональной деятельности; предъявляются новые, более высокие требования к профессиональному развитию молодых специалистов. В Концепции модернизации российского образования акцентируется внимание на том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, творчески развитый человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и развивать его как личность.

Компетентность интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий.  

Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели.

Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях.

Какие компетенции, такая и компетентность.

Компетенции – это усвоенные стратегии успеха, обеспечивающие преодоление препятствий на пути к цели деятельности. 

Компетентность –авторитетность; компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (компетентность состоит из компетенций) .

 Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

Ключевые компетенции учителя универсальны, и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом.

Предметные компетенции учителя специфичны и  обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины.

Специальные компетенции учителя  узко направлены и обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.  

Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм молодого педагога.

Ключевые компетенции – выходят за пределы одного предмета и обеспечивают успех обучающей деятельности в целом.

 Ключевые компетенции включают:

успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание).

 успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет),

 успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

Здоровьесберегающие технологии – способы управления поддерживающей учебно-воспитательной средой, исключающей стрессоры, предупреждающей снижение мотивации учения, сохраняющей психосоматическое здоровье учащихся.

Содержание  предметных компетенций

  • Преподавание иностранного языка требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей.  
  • Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента.
  • Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической.  

Содержание специальных компетенций

  • Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной.  
  • Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей.
  • Создание собственных  дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.
  • Внеурочная работа требует следующих компетенций: креативной, организационной, стимулирующей.

         Современная школа остро нуждается в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы учитель был информирован о последних достижениях науки, держал руку на пульсе современности, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе. 

   

     

Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении,  молодой педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование,  владеть методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

           Практика показывает, что не все молодые специалисты в состоянии самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, и это причина того, что часть педагогов уходят из профессии.

 Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, а проблемы возникают  из-за отсутствия необходимого опыта.  

 Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

 дидактичные  – искусство передавать знания в доступной форме;
– конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
– коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
– способность распределять  внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
– актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга.

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

(слайд№1)  Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник, конечно, не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе российского образования  стали предъявляться  другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий –  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

          (слайд№2)  Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.  Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (слайд № 3). Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.  

        Изучив изрядное количество методической литературы, я выделила следующие этапы урока,  способствующие формированию вышеперечисленных УУД (слайд №4)

1 этап - актуализация опорных знаний

2 этап - постановка учебной проблемы

3 этап - формулирование проблемы, планирование;

4 этап - открытие нового знания;

5 этап - применение нового знания

6 этап - рефлексия

        Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД:  должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между  учениками и учителем. Учитель должен помнить, что  обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями.

 Роль учителя на уроке – «дирижер», осуществляющий скрытое управление процессом обучения, вдохновитель учащихся (Таблица 1)

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Новый Стандарт ориентирован на результат. Теперь будут учитываться не только знания, умения и навыки по предметам, но и межпредметные результаты и личностные, то есть развитие конкретного ученика с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей,  ученик становится активным участником образовательного процесса и не просто слушает учителя, который рассказывает новый материал, а учится сам добывать знания.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Учителя! они как свет в пути

Какое ж нужно огненное сердце

Иметь в груди, чтоб людям свет нести.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

Проблемы профессионального становления молодого специалиста.

В статье рассматриваются педагогические трудности, которые возникают у молодого специалисты после окончания ВУЗа и пути их преодоления....

«Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях здоровьесберегающего пространства школы».

О целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий....

Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, о...

Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")

Тренинг  – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...