Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.
консультация на тему

Зеленская Елена Фёдоровна

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности и его авторитет, который складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Основными показателями авторитетности является:

1.     Соотношение самооценки преподавателя с оценками его личности и учащихся и коллегами.

2.     Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую информацию, находить достойный выход из трудной ситуации.

  Обратимся  к психологическим трудностям профессии педагога. Анализируя труд молодого учителя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования, податлив, высоко ответственен, стремится все делать хорошо, недостаточно реально относится к себе и учащимся, перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей  чаще возникает психологическое напряжение и трудно управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: общение с учащимися носит более партнерский характер, они более искреннее и внимательнее относятся к проблемам учащихся,  молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный.

У каждого учителя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремится убежать. Это социальные страхи преподавателя. Можно выделить два основных вида причин возникновения страхов- внешние и внутренние. К внешним -  относятся внешние особенности поведения учащихся и администрации, к внутренним, связанным с индивидуальностью учителя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.

Основные страхи молодого преподавателя:

- Страх равнодушия со стороны учащихся;

-Страх отрицания сказанного со стороны учащихся:

-Страх большой аудитории;

-Страх показаться смешным;

-Страх критики со стороны администрации;

- Страх разочаровать учащихся, если они хорошо относятся к учителю;

-Страх ответственности.

В соответствии с этим молодой специалист должен уметь мыслить на «психологическом языке», т.е. анализировать особенности своей индивидуальности и ученика. Для этого используются методики, выявляющие особенности личности учителя.

1.Оценка особенности своей системы субъективного профессионального контроля ( самооценка на основе анализа педагогической деятельности).

2. Умение контролировать себя в общении;

3. Умение слушать ученика;

4. Определение модели общения педагога.

Любой специалист- представитель профессии типа «человек-человек», приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, ощущение эмоциональной близости. Трудности ,с которыми сталкиваются начинающие педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Необходима огромная работа над собой, развитие навыков общения. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности и его авторитет, который складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Основными показателями авторитетности является:

  1. Соотношение самооценки преподавателя с оценками его личности и учащихся и коллегами.
  2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую информацию, находить достойный выход из трудной ситуации.

  Обратимся  к психологическим трудностям профессии педагога. Анализируя труд молодого учителя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования, податлив, высоко ответственен, стремится все делать хорошо, недостаточно реально относится к себе и учащимся, перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей  чаще возникает психологическое напряжение и трудно управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: общение с учащимися носит более партнерский характер, они более искреннее и внимательнее относятся к проблемам учащихся,  молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный.

У каждого учителя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремится убежать. Это социальные страхи преподавателя. Можно выделить два основных вида причин возникновения страхов- внешние и внутренние. К внешним -  относятся внешние особенности поведения учащихся и администрации, к внутренним, связанным с индивидуальностью учителя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.

Основные страхи молодого преподавателя:

- Страх равнодушия со стороны учащихся;

-Страх отрицания сказанного со стороны учащихся:

-Страх большой аудитории;

-Страх показаться смешным;

-Страх критики со стороны администрации;

- Страх разочаровать учащихся, если они хорошо относятся к учителю;

-Страх ответственности.

В соответствии с этим молодой специалист должен уметь мыслить на «психологическом языке», т.е. анализировать особенности своей индивидуальности и ученика. Для этого используются методики, выявляющие особенности личности учителя.

1.Оценка особенности своей системы субъективного профессионального контроля ( самооценка на основе анализа педагогической деятельности).

2. Умение контролировать себя в общении;

3. Умение слушать ученика;

4. Определение модели общения педагога.

Любой специалист- представитель профессии типа «человек-человек», приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, ощущение эмоциональной близости. Трудности ,с которыми сталкиваются начинающие педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Необходима огромная работа над собой, развитие навыков общения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального становления молодого специалиста.

В статье рассматриваются педагогические трудности, которые возникают у молодого специалисты после окончания ВУЗа и пути их преодоления....

Справка по итогам персонального контроля деятельности молодого специалиста,

Итоги персонального контроля молодого специалиста...

«План работы с молодым специалистом, в качестве передачи профессионального опыта.»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:развивать профессиональные умения и навыки молодого специалиста.ЗАДАЧИ:оказывать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации ...

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период....

Перспективы использования цифровых образовательных платформ InternetUrok.ru и Учи.ру как фактор профессионального развития молодого специалиста при подготовке конспектов и проведении уроков в начальной школе

В статье рассматриваются особенности профессионального развития педагога с помощью использования современных цифровых образовательных платформ. Освещаются ключевые особенности организации учебного про...