Проблемы профессионального становления молодого специалиста.
статья по теме

Хаертдинова Лайсира Рашатовна

 В статье рассматриваются педагогические трудности, которые возникают у молодого специалисты после окончания ВУЗа и пути их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_molodoy_spetsialist.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Р. Хаертдинова, заместитель директора по учебной работе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа № 58»

Проблемы профессионального становления молодого специалиста.

Все люди во всяком возрасте ученики и учителя хотят они того или не очень стремятся к этому или этого избегают. В любом возрасте они учатся у окружающих людей, у самих себя. В любом возрасте кто-то учится у них. Родители маленького ребенка поневоле учатся понимать его желания и нежелания, учатся тому, как лучше эти желания исполнить или как отвлекать малыша от них. Подросшие дети, молодые люди, взрослые мужчины и женщины, глубокие старики – все учат других и самих себя, учатся у сверстников, у младших и старших, учатся тому, как сделать свою жизнь лучше. Они далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Но это не меняет дело. Вся наша жизнь наполнена тем, что мы учим и учимся.

Но есть большая группа людей, для которых учить – часть постоянной работы. Это тренеры, режиссеры, руководители различных рангов. А есть люди – для которых учить – профессия. Это педагоги.

Представим человека, только что окончившего педагогический Вуз и пришедшего на работу в незнакомую школу. Он знает программный материал школьного курса, умеет вести учебную и воспитательную работу. Между тем на душе у него тревожно: как-то его примут ученики, сумеет ли наладить с ними нужные отношения, добьется ли необходимых результатов.

В первые же дни самостоятельной работы возникает масса проблем. Оказывается знания, полученные в институте, не всегда могут помочь в конкретной ситуации. В одном случае успех не достигнут, потому что не учел обстоятельства, в другом не мог наладить контакты, в третьем – не так выразился, в четвертом – не знал, как поступить и ошибся. В такой ситуации молодой педагог, если он всерьез хочет стать мастером своего дела, если он не ленив душой, мобилизуется как никогда раньше. Помня о том, что в процессе педагогической деятельности изменяется не только личность учащегося, но и личность самого учителя, педагог будет рассматривать свою практическую деятельность как средство самосовершенствования, как систему упражнений по саморазвитию.

В качестве примера рассмотрим воспитание учителем у себя такого профессионально-значимого волевого качества как уверенность в себе. Практика показывает, что почти всем молодым учителям приходиться работать над формированием этого качества. Толчком к самовоспитанию в данном случае послужит, очевидно, осознание недостаточной уверенности в себе. Отметив недостаток, учитель должен постараться выявить причины неуверенности в себе и обдумать средства преодоления этого состояния.

Причины недостаточной уверенности молодого педагога самые различные. Причины могут быть объективные и субъективные. Соответственно и способы преодоления недостатка будут разными.

Таким образом, под профессиональным становлением, самовоспитанием учителя подразумевается сознательная работа над совершенствованием своей личности как профессиональное адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности. Результатом процесса самовоспитания станет соответствие между его личностными качествами и выполняемой профессиональной деятельностью. Среди наиболее существенных объективных причин, порождающих эту потребность самовоспитания, вычленяют требования, предъявляемые к учителю школы руководителем школы, коллегами, учащимися, родителями.

Самовоспитание начинается с момента появления конкретной программы – плана изменения своей личности.

Безусловно, процесс преодоления педагогических затруднений в большей мере спонтанен и индивидуален. Однако в этом направлении может быть оказана учителю известная реальная внешняя помощь.

Каковы же основные каналы послевузовской подготовки к преодолению педагогических трудностей?

В процессе осуществления педагогической деятельности начинающий преподаватель сталкивается с затруднениями следующего характера:

      Дидактические                                      

Затруднения в развитии

мышления у учащихся:

 слабая предшествующая

 подготовка детей,

большая наполненость

 классов, отсутствие

(недостаточное количество)

литературы в школьной

библиотеке, но достаточное

 внимание в школе молодого учителя, в системе

повышения квалификации

Трудности в формировании

 у учащихся навыков учебного

 труда

Затруднения в работе со

 слабоуспевающими учениками

 

Диагностические

Необходимость вдумчивой работы диагностического характера, нот загруженность на первый взгляд более важными делами

Недостаточная теоретическая подготовка к диагностической работе

Недостаток времени из-за загруженности учителей воспитательной работой и внеучебными обязанностями

Содержательные

Слабость психолого-педагогической подготовки в Вузе

Недостаточная методическая оснащенность школ пособиями по новым программам

  А какие же функции несут в себе затруднения в педагогической деятельности?

Выделяют три функции:

 

Стимулирующая

Проявляет себя в процессе разрушения интеллектуальных затруднений, является источником мыслительных процессов, направленных на решение возникшей задачи.

Сдерживающая

Проявляется, когда затруднения не могут быть разрешены и обуславливаются состоянием напряжения и неудовлетворенности.

Индикаторная

Основана на возможности их быть эффективным диагностическим средством, вычленяя слабые стороны организации обучения в педагогическом Вузе (объективные), а с другой стороны слабые стороны подготовки к педагогической деятельности конкретного учителя (субъективные).

позитивная роль                                       негативная роль

Одним из существенных условий активной работы над собой с первых самостоятельных шагов является включение педагога в систему послевузовского образования.

Зачастую молодой учитель воспринимает себя законченным специалистом, к тому же трудности, сопровождающие процесс профессиональной адаптации отодвигает образование на второй план.

Послевузовское образование тесно связано с предыдущим – вузовским. Его можно рассматривать как познавательную деятельность, осуществляемую в определенной системе и направленную на удовлетворение профессиональных и возрастающих потребностей молодого учителя. Такое образование должно компенсировать недоработки и недостатки вузовской педагогики.

Послевузовское образование призвано так же содействовать успешной профессиональной адаптации учителя к новой социальной среде, педагогическому коллективу, его руководителям количеству учеников. Школа молодого учителя призвана компенсировать дефицит духовного общения, когда молодые люди смогут в своей среде обсудить волнующие их вопросы, а методическое объединение помогает быстрее вникнуть в суть самой педагогической деятельности.

Не думаю, что будет ошибкой утверждение, что каждый человек когда-нибудь да задает себе такой вопрос: «Я для профессии, или профессия для меня?». Человек в той или иной степени самостоятельно выбирает из мира профессий ту, которая кажется ему наиболее подходящей, но одновременно и профессия выбирает нас, отвергая одних и привлекая других. Сколько неудач, жизненных ошибок и разочарований бывает у тех, кого отвергает профессия. Самый стабильный союз основан на обоюдном «согласии» - я нужен профессии в той мере в которой она необходима мне. Это правило распространяется и на выбор учительской профессии. С ней молодой человек знакомится в школьные годы, приобщается на студенческой скамье. Но только самостоятельная профессиональная деятельность дает окончательный ответ на вопрос о правильности выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, о...

«План работы с молодым специалистом, в качестве передачи профессионального опыта.»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:развивать профессиональные умения и навыки молодого специалиста.ЗАДАЧИ:оказывать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации ...

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Перспективы использования цифровых образовательных платформ InternetUrok.ru и Учи.ру как фактор профессионального развития молодого специалиста при подготовке конспектов и проведении уроков в начальной школе

В статье рассматриваются особенности профессионального развития педагога с помощью использования современных цифровых образовательных платформ. Освещаются ключевые особенности организации учебного про...