Статья "Актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях вариативности содержания начального общего образования."
статья на тему

. Актуальность методических инноваций в образовании  очевидна – они двигатель развития современного  урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_soveshchaniyu.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа №17»

 на тему:

Актуальные проблемы реализации ФГОС в условиях вариативности содержания начального общего образования.

        

Докладчик:  Костылева Галина Вячеславовна

Анализ работы апробационных, экспериментальных площадок с 2008 года, первый опыт массового внедрения ФГОС НОО с 1 сентября  2011-2012 учебного года позволяет выделить основные трудности учителей:

• Искаженное  понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода;

• Преобладает так называемая «традиционная», сложившаяся за предыдущие

 годы и десятилетия  устойчивая методика проведения урока;

• Принципиальная новизна для большинства учителей – вопросов методического обеспечения достижения новых результатов и решения новых основных задач по каждой предметной области;

• Традиционный  подход к анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

• Отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с  требованиями ФГОС НОО к  личностным и метапредметным результатам;

• Новизна вопросов оценки достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

• Отсутствие  опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования.

Итак, кратко о проблемах, с которыми сталкивается учитель в процессе реализации ФГОС НОО:

Проблема № 1. Не все учителя умеют проводить урок  по-новому. Самооценка учителями собственной готовности составляет – 20% – 25% в разных группах на курсах повышения квалификации (выборка 850 человек). Учителям начальных классов, начинающим работать по новым стандартам, нужно, прежде всего, ответить на вопросы:

• какие изменения необходимо внести в свою профессиональную деятельность?  

• смогу ли я сделать это самостоятельно?  

• чему мне необходимо научиться, приступая к работе по новому стандарту?

Проблема № 2. Готовность учителей к инновациям очень низкая (4 % – полная  готовность, 32 % – относительная готовность.  Самым трудным для учителей начальной школы во всех группах опрошенных оказался Деятельностный подход (от 68 % до 95 % нет ответов совсем). Известно, что это  тот подход,  который заложен в ФГОС НОО [1], как основной. На втором и третьем месте по отсутствию ответов о том, как учителя понимают компетентностный подход (от 48% до 74 % в разных группах) и индивидуализацию (от 19 % до 74 % в разных группах). Что необходимо учителям для внедрения инноваций?  (Более подробно [2]).

Проблема № 3. Создание условий, соответствующих ФГОС НОО еще в большинстве школ  далеко не полное. Для кадровых условий необходимо, в первую очередь, повышение квалификации – от 108ч до 500ч в 5 лет (учитывая необходимость быстро, точно, легко освоить методические инновации на компетентностном уровне). Современный контроль качества уроков на соответствие требованиям ФГОС НОО. Новая схема анализа уроков. Методическая работа школы – новые темы самообразования. Создание психолого-педагогических условий так же требует повышения квалификации. Остальные условия учителя ждут.

Проблема № 4. Учитель перегружен, а ему необходимо время для инновационного развития. Обязательно необходимо повышение материального стимулирования учителя, координация требований и заданий учителю,  снижение количества отчетности. Овладевая инновациями , самое главное, не забывать отказываться от соответствующих «отживших» методических средств, чтобы не приходилось удваивать выполняемую работу.  Учитель вынужден заниматься переделыванием  школьной и учительской документации, так как  «Школа должна стать более самостоятельной в составлении индивидуальных образовательных программ», (ООП, подпрограммы, система оценивания, планы уроков, рабочие программы по всем предметам, ведение портфолио учителя и учеников и др.). Параллельное применение  новых и прежних средств, форм, технологий, операций. Наиболее яркий пример – наличие бумажного журнала сочетают с ведением дополнительного электронного журнала и др.; дополнительная отчетность и подача сведений, информации о реализации, апробации  стандарта и т.д.

Проблема № 5. Ресурсное обеспечение уроков  не всегда  приведено в соответствие с требованиями ФГОС НОО. Для решения данной проблемы необходимы:  современные контент  для ИКТ,  справочники и словари по всем предметным областям;  дидактическое оборудование для психологически грамотных уроков;  выбор учебников теми, кто будет отвечать за результаты в итоге 4 класса; реализация требований ФГОС средствами УМК  не всегда возможна.

Проблема № 6. Психологическая компетентность учителей недостаточная. Учителю важно овладеть  основными психологическими понятиями: личность (так как  новая цель – развитие личности);  учебная деятельность (в основе реализации требований ФГОС НОО лежит системно- деятельностный  подход); особенности восприятия информации  через разные каналы; разнообразные психологические индивидуальные особенности  учеников;  оценочная деятельность,  умозаключения и суждения должны строиться психологически грамотно; отношения  учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебный материал продумывается с точки зрения психологии; развитие учеников по законам психологии необходимо строить и  многое другое.

Проблема № 7. Большая вариативность и трудности выбора учителя. Необходимо обращаться к  экспертам. Директор школы создает условия для постоянного беспрепятственного обращения к эксперту, например  научному  консультанту школы.

Для разрешения актуальных проблем и повышения готовности  учителей к реализации  требований ФГОС НОО необходима  их активизация инновационной деятельности.  В готовности учителя к  воплощению новых стандартов  рассматриваются  разные составляющие:

1.  Когнитивная – «Знаю»  2. Аксиологическая – « Принимаю» 3. Мотивационная – «Хочу и надо» 4. Профессиональная – «Умею» 5. Личностная – «Могу» 6. Компетентностная – «Делаю» Учитель – центральная фигура современной школы и реализации требований ФГОС НОО на уроке. Поэтому сегодня перед администрацией ОУ (образовательного учреждения), учителями начальных классов стоят следующие задачи:

 освоение новой системы требований к результатам, структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;  принятие идеологии ФГОС НОО;  

 формирование психологической готовности учителя к инновациям;   развитие его профессиональной компетентности;   разработка методических инноваций;  овладение новыми методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения новых основных задач по предметной области, достижения новых целей, заявленных в стандарте;   освоение учителями новых образовательных технологий для достижения новых целей и решения новых задач, в соответствии с ФГОС НОО;  ресурсное обеспечение проведения уроков по-новому информационными и дидактическими источниками;  изменение методической работы в школе в соответствии с требованиями  ФГОС НОО;   обеспечение комплексной подготовки по ФГОС школьной  команды учителей  и заместителя директора, их курирующего  (самое распространенное пожелание учителей  в ходе рефлексии, завершающей курсы,  выражается словами:  «научите нашего завуча этому же»);  изменение системы внутреннего контроля качества проводимых уроков (новые схемы анализа уроков), ресурсного обеспечения, системы оценивания  уровня достижения  новых планируемых результатов.  Рассмотренные компоненты  готовности учителей, методистов, заместителей директора  школы  для большинства работников образования  еще предстоит в ближайшее время пройти самостоятельно, при помощи курсов повышения квалификации или экспертов в вопросах  инновационной методики начального образования.

Что ждут учителя для более активной реализации требований ФГОС НОО? На первом месте, с большим отрывом (в 2 раза) оказалось следующее – Методическое обеспечение инновации, методическая проработанность педагогической инновации. По мнению самих же учителей начальной школы им для внедрения психолого-педагогических инноваций необходимо, прежде всего, методическое обеспечение инновации. То, что мы называем методическими инновациями. Актуальность методических инноваций в образовании  очевидна – они двигатель развития современного  урока, а значит образования в соответствии с ФГОС НОО.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Преемственность реализации требований ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования

В данной статье рассмотрено понятие преемственности с позиций школы и детского сада, обозначены  точки соприкосновения дошкольного учреждения и начальной школы в рамках федерального государственн...

Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего  образования...

«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»

Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика....

Преемственность реализации требований ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования

В данной статье рассмотрено понятие преемственности с позиций школы и детского сада, обозначены  точки соприкосновения дошкольного учреждения и начальной школы в рамках федерального государственн...