«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Статья:
«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.
Цель проекта: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования
Задачи проекта: стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач и обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе:
- Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
- Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
- Формирование навыков коммуникативного общения.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) для формирования здорового образа жизни.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Духовно-нравственное направление.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется в программах «Подвижные игры», «Ритмика», «Плавание», «Динамическая пауза», в беседах о ЗОЖ и правильном питании,
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие.
Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.
Общекультурное направление представлено программами:
- Хор.
- «Утро художника».
- « Тропинки рукоделия».
- «Театральный кружок».
- «Музыкальный театр».
. Целью общекультурного направления является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.
Социальное направление представлено программами:
1. «ПДД».
2. «Психологическая азбука» (для первоклассников).
Целью программы по «ПДД» является формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
На занятиях происходит знакомство учащихся с историей правил дорожного движения, развитие дорожной грамотности детей, совершенствование навыков ориентировки на дороге. У детей повышается ответственность за свое поведение на дорогах.
Занятия «Психологической азбуки начинаются с подготовительного этапа – адаптации первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению их личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.
Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “Умницы и умники”, «Развитие речи», «Проектная деятельность», «Весёлый английский».
Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.
Духовно-нравственное направление представлено программой «Петербургский этикет».
Необходимо принять во внимание следующие требования стандарта к организации внеурочной деятельности:
- часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;
- аудиторных занятий не должно быть более 50%;
- все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Внеучебная деятельность – это отличная возможность для организации в классе межличностных взаимоотношений, между учащимися и классным руководителем, целью которых служит создания школьного коллектива и органов ученического самоуправления.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Для диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников можно использовать следующие методики:
1) Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»);
2) Детский коллектив (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»);
3)Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»).
Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Целью внеурочной деятельности является формирование личности ученика, приобретение учащимися социальных познаний. Результатов можно добиться лишь в том случае, когда собственно социальный мир станет объектом познавательной деятельности детей, т.е. знание жизни общества и людей. При этом имеют значения не только фундаментальные познания, но и те, которые необходимы человеку для настоящего проживания его ежедневной жизни, удачной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности в школе считается соединение всех образовательных ресурсов общества в единое образовательное пространство, школа обязана быть открытой для адаптации и социализации детей.
В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать о том, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования УУД на ступени начального общего образования
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и ...
МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» П.Г.Т. УРЕНГОЙ
Проект внеурочной деятельности "Арктическое путешествие"-длительная воспитывающая игра-путешествие по Ямалу и Арктике для детей младщего школьного возраста...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"
Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)
Программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22...
Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации. Поэтому в рамах д...