АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"
методическая разработка

Гребенюк Екатерина Владимировна

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в жизни. Одним из основных показателей деятельности образовательных учреждений является социализация обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

Выполнила:

Гребенюк Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «Лазурненская СОШ»

группа № 128

Челябинск

2020 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проектирование коррекционной работ

1.1 Программа коррекционной работы…………………………………………....4

1.2. Структура и содержание программы коррекционной работы………………6

Глава 2. Примерная программа коррекционной работы с обучающимися начальное общее образование…………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………….. 15

        

Введение

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в жизни. Одним из основных показателей деятельности образовательных учреждений является социализация обучающихся.

Создаваемые условия для развития детей в рамках нормы, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья должны отвечать потребностям учащихся, потребностям их родителей и государства. Таким образом, реализуется идея образования, направленная на успешную и полноценную дальнейшую жизнедеятельность вне общеобразовательного учреждения.

        Практика показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья чаще всего обучаются в традиционных общеобразовательных учреждениях по общеобразовательным программам в полных классах вместе со здоровыми детьми.

        Актуальной проблемой начального общего образования сегодня является разработка и реализация программы коррекционной работы с детьми ОВЗ в общеобразовательном учреждении, которая могла бы осуществляться одним педагогом параллельно с любой другой общеобразовательной программой.

Глава 1.  Проектирование коррекционной работы

1.1. Программа коррекционной работы

Одной из важных задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является "выявление образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья" (ОВЗ), то есть детей с задержкой психического развития, эмоционально-волевыми нарушениями, сложными и комплексными дефектами развития, с нарушениями психического и (или) физического развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП). Эта программа основана на следующих принципах:

 1. Содержанием коррекционной работы является программа оптимального педагогического, психологического и медицинского сопровождения детей, направленная на преодоление и снижение недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

 2. Коррекционная работа отражается во всех сферах деятельности образовательного учреждения.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;

2. Возможность освоения детьми Образовательной программы.

Программа коррекционной работы должна включать:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;

 2. Возможность для детей освоить образовательную программу.

Программа коррекционной работы должна содержать:

 1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных корректирующих действий;

2. Разработана система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе.

3. Механизм взаимодействия при разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов и других специалистов в области коррекционной педагогики;

4. Планируемые результаты коррекционной работы.

        Практическая работа по реализации программы коррекционной работы предполагает:

1. Повышение уровня медицинской, психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей;

 2. Разработка новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей;

 3. Координация деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медицинского, психолого-педагогического сопровождения.

         Программа коррекционной работы позволяет педагогам обеспечить оптимальное использование методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

1.2. Структура и содержание программы коррекционной работы.

Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает взаимосвязанные направления. Эти направления отражают его основное содержание:

 - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;

 - коррекционно-развивающая работа способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

 - консультативная работа обеспечивает преемственность специальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

 - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность

Глава 2. Примерная программа коррекционной работы с обучающимися
начального общего образования

Объяснительная записка

Одним из основных федеральных государственных образовательных стандартов для внешкольных учреждений является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и максимально использующее возможности для его развития.

Программа коррекционной работы согласно Стандарту направлена ​​на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальной адаптации.

Основными документами для создания программы исправительных работ являются:

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 617);

 Положение о МППК;

 Положение о MPSPS.

Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальной адаптации.

Цели программы:

 своевременно выявлять детей с трудностями в адаптации по причине инвалидности;

 определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями;

 создание условий, способствующих усвоению основной образовательной программы начального общего образования детьми-инвалидами и их интеграции в образовательное учреждение;

 осуществление индивидуально ориентированной психологической, медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 разработка и реализация индивидуальных учебных программ, организация групповых занятий для детей с ограниченными возможностями;

 оказание консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Ожидаемые результаты программы:

 своевременное выявление учащихся с ограниченными возможностями;

 создание комфортной развивающей образовательной среды, соответствующей основной образовательной программе дошкольного образования и учитывающей особенности организации начального общего образования;

 обеспечение воспитания, образования, социальной адаптации и интеграции детей;

 достижение целей начального общего образования, обеспечение его качества, доступности и открытости для учащихся и их родителей (законных представителей);

Принципы формирования программы

Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются:

1. Уважение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решить проблему ребенка с большой пользой и в интересах ребенка.

2. Последовательность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ, а также комплексный многоуровневый подход специалистов различного профиля. , взаимодействие и последовательность своих действий в решении проблем ребенка; участие в этом процессе всех участников образовательного процесса.

3. Преемственность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до тех пор, пока проблема не будет полностью решена или не будет определен подход к ее решению.

4. Изменчивость. Принцип предполагает создание переменных условий для обучения детей с различными отклонениями в физическом и (или) умственном развитии.

5. Консультативный характер помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законом прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями на выбор форм обучения детей, образовательных учреждений, защиту законных прав и интересов детей, включая обязательное согласование с родителями ( законные представители) по вопросу о направлении (переводе) детей-инвалидов. возможности оздоровления в специальных (коррекционных) учебных заведениях (классах, группах).

Направления работы

Программа коррекционной работы включает взаимосвязанные модули (направления) на уровне начального общего образования. Эти модули отражают его основное содержание:

А) диагностические работы;

Б) коррекционно-развивающая работа;

Б) консультативная работа;

Г) информационно-просветительская работа.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа проводится поэтапно.

На первом этапе происходит сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом является оценка всех учеников с целью учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

На втором этапе разрабатываются планирование, организация, координация (организационно-исполнительная деятельность). Результатом является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, процесс, условия обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

На третьем этапе проводится диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат - подтверждение соответствия созданных условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую деятельность, образовательным потребностям детей.

На заключительном четвертом этапе анализируются регулирование и корректировка (регулирующая и корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в учебный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Механизмы реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Минобрнауки образовательного учреждения, обеспечивающее систематическую поддержку детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Это взаимодействие включает:

1) комплексность в выявлении и решении проблем ребенка, оказании ему квалифицированной помощи специалистов разных сфер;

2) многомерный анализ личностного и познавательного развития ребенка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Программа медико-психолого-педагогического исследования ребенка

(Изучение ребенка, содержание работы, методика, ответственные)

1. Медицинский - определение состояния физического здоровья; изучение медицинских карт, беседы с родителями (законными представителями). Ответственным лицом является медицинский работник.

2. Психологический. Определение текущего уровня психического развития, определение зоны ближайшего развития; определение уровня развития мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); определение уровня развития внимания (концентрация, устойчивость, распределение); определение уровня развития памяти (объема кратковременной памяти). Особый эксперимент. Педагог-психолог.

3. Логопедия. Определение текущего уровня речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Особый эксперимент. Педагог-логопед.

4. Социально-педагогический. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями; педагогический мониторинг достижений студентов. Посещение семей, наблюдение, беседа, допрос. Социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники.

На основании данных диагностики заполняются первичный протокол обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, карта медицинской, психолого-педагогической помощи, педагогическая характеристика, выписка из анамнеза, речевая карта.

 Комплексная медико-психологическая и педагогическая коррекция студентов-инвалидов. (описание направления: название, цель, форма, содержание, ответственное).

1. Педагогическая коррекция. Коррекция нарушений развития, преодоление трудностей в обучении. Уроки и внеклассные занятия. Реализация индивидуального подхода к обучению. Учителя-предметники.

2. Психологическая коррекция. Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Коррекционно-развивающие классы. Коррекционно-развивающие программы. Педагог-психолог.

3. Логопедическая коррекция. Коррекция речевого развития у детей-инвалидов. Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Программы коррекции. Педагог-логопед.

В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. В рамках социального партнерства учебное заведение сотрудничает с различными учреждениями и организациями:

1. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия: МПСНБ, ППС - уровень контактов. Методическая, диагностическая и консультативная помощь - результаты контактов.

2. Учреждения дополнительного образования (ДЮТ, ДШИ): классные руководители, родители - уровень контактов. Непрерывность обучения, развитие и адаптация, социализация детей с ограниченными возможностями - это результат контактов.

Условия реализации программы

Для эффективного выполнения программы корректирующих работ

студентам необходимы определенные ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические и др.).

Психолого-педагогическая поддержка:

• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы обучения и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

• обеспечение психолого-педагогических условий (с учетом индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

• использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса, повышения его эффективности, доступности);

• обеспечение специализированных условий (использование специальных методик, приемов, учебных пособий, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на учебу.

Заключение

Дети с ограниченными возможностями имеют особые образовательные потребности.

Каждый прием и работа должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в коррекционно-развивающем образовании; методика использования форм приема должна быть четко продумана преподавателем, тщательно отработана во взаимодействии с учащимися, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к обучению; при выборе той или иной формы назначения необходимо учитывать уровень познавательных способностей конкретного класса, учитывать индивидуальные особенности учащихся и реализовывать дифференцированный подход к использованию той или иной методики.          

Командный подход, междисциплинарные формы организации работы и комплексный характер помощи существенно повышают эффективность коррекционных мероприятий и способствуют повышению качества жизни детей с отклонениями в развитии.

Список литературы

1.Аслаева, Р.Г. Пути развития системы психолого-педагогической поддержки детей младшего школьного возраста / Р.Г. Аслаева // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 2. - С. 2. - Доступ с сайта электронной библиотечной системы. НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=12291939 , бесплатно. - Название с экрана.

2. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Междунар. научно-практическая конф. / Под ред. С. В. Алехина. М .: Издательство Мос. горы. психо-пед. Университет, 2011. с. 127.

3. Методические рекомендации по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными физическими возможностями и Федерального государственного образовательного стандарта для учащихся с умственной отсталостью (умственной отсталостью), разработанных Московским городским психолого-педагогическим университетом.

https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-11032016-n-vk-45207/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-vnedreniia/

4. Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в переходный период к внедрению СФГОС: материалы Международной научно-практической конференции. –M. –Челябинск: МБОУ ДПО УМК, 2015. –212с.

 5. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС ХВЗ, размещены на сайте https://fgosreestr.ru/.

6. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с УО http://www.inclusive-edu.ru/life_news/22/591 .

7. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными физическими возможностями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования УУД на ступени начального общего образования

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и ...

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...

«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»

Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования

Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся ОВЗ и детьми -инвалидами на ступени начального общего образования

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и детьми -инвалидами и оказание помощи детя...

Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации. Поэтому в рамах д...