Из опыта работы по теме: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
учебно-методический материал на тему

Романова Ольга Альбертовна

«Грамотное письмо –

не просто движение пишущей руки,

а особая речевая деятельность.

Чем развитее ребёнок,

чем богаче его словарь и синтаксис,

чем правильнее его произношение,

тем легче даётся ему правописание».

 

Н.С. Рождественский

 

   Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

 

Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_volkovoy.docx38.2 КБ
Файл kak_pisat_bez_oshibok.pptx1004.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 «Центр образования»

Из опыта работы по теме:

«Развитие орфографической зоркости младших школьников»

                         Учитель начальных классов

 О. А Волкова

Тутаев, 2013 г

Слайд 2 

«Грамотное письмо –

не просто движение пишущей руки,

а особая речевая деятельность.

Чем развитее ребёнок,

чем богаче его словарь и синтаксис,

чем правильнее его произношение,

тем легче даётся ему правописание».

 

Н.С. Рождественский

Слайд 3

  

   Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?

    Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.

-  Какими?

Слайд 4

    1.Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и привести примеры? Наверное, да.

2. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленные задачи?

 Скорее всего, да. Большая часть учеников вставит пропущенные буквы.

3.Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает.

4.И вот настает момент, когда ученикам потребуется применить полученные знания и умения при создании собственных письменных высказываний… чаще всего детские тексты будут испорчены  ошибками на изученное правило.

    В чем же дело?

Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…

    Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

    Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, стало предметом целенаправленного обучения.

   

 Слайд 5

  Теперь давайте попробуем ответить на вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?

Можно выделить четыре орфографических умения:

  1. ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
  3. применять правило
  4. проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

    

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

 в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

Слайд 6

   

 Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается? Ограничусь перечислением частных умений:

      выделять отдельные звуки и определять их характер;

      устанавливать последовательность звуков;

      ориентироваться в звуках – «соседях»;

      проводить полный звуковой анализ слов.

     Существует множество упражнений для развития этих умений.

Так, сложный,  процесс решения, орфографической задачи, начинается с выделения орфограммы и установления ее типа (разновидности).

 Ведь только обнаружив орфографическую трудность и осознав ее как задачу, ученик может начать поиск ее решения. Поэтому, бесспорно, развитие орфографической зоркости учеников с ЗПР на основе опознавания или опознавательных признаков орфограмм и овладения рациональными способами действия по их выделению одно из важнейших направлений в обучении их решения орфографических задач.

И, тем не менее, нередко ученики усваивают лишь чисто внешнюю (формальную) и не усваивают содержательную сторону приема проверка.

Что имеется в виду?

Часто ученики, подбирая проверочное слово, изменяют (по образцу) форму проверяемого слова. Не заботясь о том, чтобы выдержать общий принцип проверки: например, для гласных – « изменив слово, поставь под ударение гласный», для согласных «изменив слово, поставь парный звонкий (глух) согласный перед гласным»

Слайд 7 

В результате «проверка осуществляется следующим образом: дождя – дожди, ковер – ковры, косичка-косички, сказка-сказки.

О формальном усвоении приемов проверки непонимании сущности проверки свидетельствуют и другие факты, например, ошибки в правописании гласных и согласных даже при правильном подборе проверочного слова (или при наличии его в контексте) Слайд 7 

 часы – час, сапоги – сапог; смещение понятий «проверочное» и «проверяемое» слово.

Слайд 8

Работа с памяткой. Работая над орфографией, начала с усвоения двух важнейших орфографических понятий – «орфограмма» и « правило», – и двух главных орфографических умений – ставить и решать орфографические задачи. Дети выделяют наиболее распространенные орфограммы: №1,3,4,5,6,8,10,12,13,19. Наблюдали на уроке

  1. В текстах упражнений, в словарных диктантах дети учились находить и обозначать орфограммы. Для этого использовала отрывки из стихотворений, скороговорки, поговорки.

2. Дальше дети работают над текстом. – Найдите в тексте орфограммы, обозначьте их номер (пользуясь таблицей)

 3.  Зачем проводить классификацию орфограмм.  (Например: №2-2орф, №3– 3ор….)

Зачем нужна эта работа?

Во-первых, нумерация орфограмм помогает фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредотачиваться на проверке, дети хорошо запоминают номера орфограмм.

Во-вторых, вся эта работа направлена на формирование орфографической зоркости, умение решать орфографические задачи.

Слайд 10

Я веду учет, как ученики решают орфографические задачи, умеют ли правильно обозначить орфограмму. Такой анализ дает четкое представление о сформированности орфографической зоркости каждого ученика и всего класса. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность. Зоркость; учит детей анализировать и синтезировать.

Слайд 11

С целью выяснить причины, проанализировать ошибки в работах и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок веду «экрана грамотности» класса. Он  помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе. 

№ п/п 

Список детей 

Орфограммы 

Слайд 12

 Для каждого  ученика был заведен «Дневник грамотности». 
Ошибки классифицируются  по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить  словарные слова: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность. 

№ п/п 

Типы ошибок 

Количество ошибок 

Число и месяц проведения проверочной работы 

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти». 

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать

Однако в учебниках «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой (Закоружниковой, Костенко, Рождественской. ) не достаточно введены рассуждения по грамматике и орфографии, памятки (в сущности алгоритмы), учебник, конечно,  рассчитан на слабого ученика. Нет заданий на повышения уровня логической работы учащихся, их самостоятельности, их познавательной активности. В  школьную практику необходимо все больше вводить понятие «орфограмма»; больше работать над формированием орфографической зоркости у учащихся

Слайд 13

Использую разноуровневые задания. Где задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.

Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.

На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.

Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособия можно  использовать в самостоятельной работе, работе в парах.

Приемы по выработке орфографической зоркости

    В практической работе использую следующие приёмы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.

«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».

«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».                                                                                   


   Списывание. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

    Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
Алгоритм списывания: наблюдали на уроке

   Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

Он имеется он и у каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры:

 «Как птичка зернышки клюет?»

   Задавала этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - «А как мы будем зернышки-слоги клевать?» - хором отвечают: «В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!».

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей «птичкой». - продолжает учитель.

- Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

   Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

  

 Слайд 12 

1. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

-   Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.

-  Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

-   Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

- Спиши слова определённой части речи  и т.п.

  2. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

 

Слайд 13

     Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик».

Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

3. Комментирование (объяснение написания). Карточки: словарные слова

    Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок  на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано  слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

4.Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке! Наблюдали на  уроке

Алгоритм проведения:

  1. Прочитать текст.
  2. Найти в каждом слове «опасные места».
  3. Объяснить их написание.
  4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
  5. Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

5.Скоростное письмо.

     Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного. 

6. Письмо с пропуском орфограмм. Наблюдали на  уроке

   Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана. 

7Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

8.Письмо с простукиванием. Наблюдали на  уроке

     Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

9. Использование словарей.

    Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

10. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки». Наблюдали на  уроке

 

1.Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

   Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

    Я считаю, что «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

  

13.Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками. Наблюдали на  уроке

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.

   

     Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости. Наблюдали на  уроке

 Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

 САД,  ЛЕС,  ЛЕСНОЙ,  САДОВЫЙ,  САДОВНИК,  ЛЕСНИК,  ЛЕСОЧЕК, САДИК,  ЗАЛЕСЬЕ,  САДОЧЕК,  ПОСАДКА,  ЛЕСОВИК,  ПЕРЕЛЕСОК.

 

   письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;

Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать без ошибок 1 . Ищем орфограмму. 2. Определяем тип орфограммы. 3. Вспоминаем правило. 4. Применяем правило или ищем помощи в словаре. 5. Проверяем написанное.

Слайд 2

Как правильно списывать? 1 . Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. 2. Отметь опасные места. 3. Прочитай вслух так, как написано. 4. Повтори, не глядя на запись. 5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места. 6. Проверь себя.

Слайд 5

Как правильно исправить ошибку ? 1 . Найди ошибку. 2. Определи, в какой части слова допущена ошибка. 3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неправильно. 4. Подумай, какое правило надо применить. 5. Примени правило или воспользуйся словарём. 6. Напиши букву. 7. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.

Слайд 6

Молодцы!