Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".
    презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Волженина Светлана Анатольевна

    Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta.pptx609.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие орфографической зоркости младших школьников Краснодарский край Красноармейский район х. Трудобеликовский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 39 Учитель: Волженина С.А.

    Слайд 2

    Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

    Слайд 3

    Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано! Поэтому, умение обнаруживать « ошибкоопасные » места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

    Слайд 4

    Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

    Слайд 5

    Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника. - ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью); - устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом; - применять правило; - проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

    Слайд 6

    Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

    Слайд 7

    Необходимо формировать умения слышать звучащее слово: выделять отдельные звуки и определять их характер; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках – «соседях»; проводить полный звуковой анализ слов.

    Слайд 8

    списывание Орфографические минутки Конструирование предложений Восстановление деформированных текстов Комментируемое письмо Упражнения, способствующие формированию орфографического навыка Диктанты - словарные - сплошные - выборочные-предупредительные - объяснительные - творческие - «Проверяю себя»

    Слайд 9

    Задание «Сильный – слабый». 1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? 2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок . (Гласные буквы одинаковые.) 3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки? (Гласные звуки разные.) 4.Поможем слабому! В слове кОт гласный под ударением – сильный. В слове кОтенок гласный безударный – слабый. 5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

    Слайд 10

    Приемы по выработке орфографической зоркости: 1.Списывание. Алгоритм списывания: 1. Прочитай слово (предложение). 2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте). 4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал по слогам; б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении); в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

    Слайд 11

    2.Письмо с проговариванием. 3.Комментирование. 4.Орфографические минутки . Алгоритм проведения: прочитать текст; найти в каждом слове «опасные места»; объяснить их написание; прочитать еще раз орфографически , а затем – орфоэпически ; списать.

    Слайд 12

    5.Скоростное письмо. Методика проведения: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.

    Слайд 13

    6.Письмо с пропуском орфограмм. 7.Звуковой анализ слов. 8.Письмо по памяти. чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию; орфографическое чтение детьми, орфографический разбор; упражнение в запоминании; орфографическое чтение слов с орфограммами; запись; проверка.

    Слайд 14

    9.Письмо с простукиванием. 10 . Использование словарей. 11. « Запоминалки ». Элла, Анна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. 12. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

    Слайд 15

    13.Работа над ошибками. Памятка работы над ошибками. Запиши и подбери проверочное слово. (Проверяемое написание). (З и ма –зимы. Ска з ка – сказочка. Грус т ный – грустит). Подбери 3 слова на это правило. ( М осква, Благовещенск , Хабаровск , Сочи . Об ъ езд, с ъ ёмка, в ъ ехал, с ъе ли.) (Молодёж ь , доч ь , реч ь , рож ь . Лы жи , жи ла, пру жи на, жи знь.)

    Слайд 16

    Напиши целую строку ( непроверяемое написание). (С о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака. Р и совали, р и совали, р и совали, р и совали, р и совали). 14.«Какография».

    Слайд 17

    15. Диктанты Предупредительный диктант Объяснительный диктант Выборочный диктант Свободный диктант Самодиктант Зрительно-слуховые диктанты

    Слайд 18

    Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости. Прочитайте три раза слова: мама дети человек брат доброта тётя мужчина ребёнок сколько букв в предпоследнем слове? сколько слов, состоящих из двух слогов? назовите третье слово; сколько слов заканчивается на гласный? согласный? сколько слов заканчивается на букву «а»? какие слова женского рода? сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

    Слайд 19

    Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета, составление ребусов: Словарная работа

    Слайд 20

    Правила в стихотворной форме Мягкий знак и твердый знак Было “сели”, Стало “съели”, Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? – Твердый знак. Твердый знак нам нужен тоже Без него писать не сможем: Съезд, съедобный, объявление, И подъезд, и объяснение.

    Слайд 21

    ИГРЫ « Кто больше напишет слов» например : Верный – преданный , постоянный , неизменный , надежный, проверенный , испытанный ; Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость , сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность .

    Слайд 22

    Упражнение: 1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание. Под лестницей на веревке грустно висели и сохли восемь прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. Шесть прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина . Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки? (Подражая Г. Остеру ) 2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».

    Слайд 23

    Упражнения на правописание слов с непроверяемым написанием. 1. В каких словах живет рак? ( ЗавтРАК , РАКета .) 2. В каких словах спрятались ноты? ( ПоМИдор , РЕбята , ДОрога , и др.) 3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) ) 4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж". ( дЕЖурный , УЖин .) 5. Какие слова любит ворона? ( КАРандаш,КАРтина , КАРтофель .) А лягушка? ( КВАртира , МосКВА .) 6. В каких словах ель растет? КартофЕЛЬ , учитЕЛЬ , понедЕЛЬник .)

    Слайд 24

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

    Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

    Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

    Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

    Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

    Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

    ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ

    ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ  ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...

    Презентация материалов для осуществления контроля знаний учащихся начальной школы на уроках русского языка

    Совершенствование учебно-воспитательно­го процесса в целом или отдельных его ком­понентов (форм, методов и средств обуче­ния и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся...

    Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

    Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

    Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

    Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...