Выступление на педсовете "Рефлексия как этап современного урока"
презентация к уроку на тему

Юченкова Ирина Александровна

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. И вот сейчас, надо сказать о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В данной презентации показано, что такое рефлексия, для чего она нужна, когда её проводить, а также классификация рефлексии, методы и приемя рефлексии по цели : рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_kak_etap_sovr.uroka_.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС Подготовила учитель начальных классов МБ ОУ Починковской СОШ Юченкова Ирина Александровна

Слайд 2

А что же такое рефлексия ? от лат. reflexio – обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов ) самоанализ ( Толковый словарь русского языка ) в современной педагогике под рефлексией понимают этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности .

Слайд 3

Для чего нужна рефлексия? Если ребёнок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, … то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Слайд 4

Виды рефлексии п о содержанию п о форме деятельности п о цели с имволическая устная письменная к оллективная г рупповая фронтальная Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания материала

Слайд 5

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз, разноцветные карточки, изображения, изображающие спектр эмоций «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно . «Светофор » цветовое изображение настроения

Слайд 6

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. -поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. -использовать рефлексивный круг

Слайд 7

Рефлексия деятельности Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Слайд 8

Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Всё сделал правильно Встретились трудности Сделал много ошибок

Слайд 9

Рефлексия деятельности «Поезд» Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Слайд 10

«Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок определённого цвета на полях или подчёркивает наиболее правильно написанную букву. « Цветограмма » Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг . В конце урока проверяется, какой цвет преобладает. Рефлексия деятельности

Слайд 11

Рефлексия содержания материала Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. «Закончи предложение (интервью )» сегодня я узнал … я приобрел … я научился … мне захотелось… у меня получилось … было интересно… я смог… было трудно… я попробую … я выполнял задания… меня удивило… я понял, что… урок дал мне для жизни… теперь я могу… Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Слайд 12

Рефлексия содержания материала Цели урока + Всё понятно - Ничего не понял ? Интересно, хочу узнать подробнее «Таблица» В таблице цели урока записывает сам учитель. « Фразеологизм или пословица» Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. « Синквейн »

Слайд 13

Рефлексия содержания материала «Анкета» « Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Слайд 14

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ Е Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Качественное усвоение знаний ПРЕДМЕТНЫЕ

Слайд 15

Образовательный эффект рефлексии Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты. Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.

Слайд 16

Рефлексия учителя Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг ? А можно ли сделать лучше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия – залог развития и продвижения вперёд

Слайд 17

Уважаемые коллеги , я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...

Применение интерактивной системы тестирования Activstudio 3 от компании «Promethean» на разных этапах современного урока в начальной школе.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль и оценку знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но до сих пор в школе наибол...

презентация Рефлексия как этап современного урока

презентация к мастер-классу "Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС...

Этапы современного урока.

Каким должен быть современный урок? Личность учителя в современной школе....

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

«Рефлексия, как этап современного урока в рамках ФГОС»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед »    Евгений Доманский...

Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.

Рефлексия настроенияРефлексия деятельностиРефлексия содержания...