Траектория интерактивного обучения на уроках русского языка в начальных классах
учебно-методический материал на тему

ТРИО на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_rabota_na_ms.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Траектория интерактивного обучения на уроках русского языка в начальных классах».

Социальный заказ современного общества – конкурентно-способная высокообразованная успешная личность. Требование к современной личности: «Совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».«Портрет» выпускника начальной школы направлен на создание образовательного пространства, способствующего развитию успешной личности ученика на основе собственной деятельности.

Согласно ФГОС, формирование матапредметных компетенций включает освоение обучающимися УУД, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.  Продиагностировав актуальный уровень развития внутренних ресурсов учебного успеха предыдущих выпускников, я сделала вывод, что созданное на тот момент образовательное пространство давало возможность не всем обучающимся  использовать свои внутренние ресурсы для достижения определенного  личностного результата.

Исходя из этого я  поставила для себя цель создать образовательное пространство, позволяющее успешно реализовать внутренние возможности каждого учащегося. Учитель не может управлять внутренними ресурсами ученика напрямую, но он может использовать внешние ресурсы, чтобы ученик захотел учиться. Согласно технологии ИСУД Галеевой идея раскрытия внутренних ресурсов ученика, развития заложенных в нем потенциальных возможностей должна исходить из антропологического принципа природосообразности.

    Формируя образовательное пространство, необходимо создать условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, научить учиться, обратить внимание на индивидуализацию учебного процесса. На это направлена технология  интерактивного обучения, способствующая преодолению проблемы неуспешности обучения ученика. Идея интерактивного обучения не нова, она возникла еще в 20-е годы XX века.Свое развитие интерактивное обучение получило в трудах Амонашвили, Шаталова, Ильина.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Любая технология эффективна, если она используется в системе, если выстроена траектория ее применения.

На мой взгляд, наиболее   продуктивна такая траектория интерактивного обучения в образовательном пространстве, которая используется  через групповую форму работы.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

  1. Разработать траекторию интерактивного обучения (ТрИО) в начальных классах.
  2. Сформировать мобильные интерактивные группы (МИГ)на разных этапах урока.
  3. Проанализировать эффективность использования ТрИО через МИГ в образовательном пространстве, направленным на развитие внутренних возможностей учащихся.

Предлагаю рассмотреть использование ТрИО на уроках русского языка в 1-4 классах, так как в начальном обучении «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения ученика по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

В первом классе дети обладают острым желанием быть успешным, они эмоциональны, активны, любознательны, но в силу своих возрастных особенностей в деятельностной сфере для них   характерен внешний план действий.Учитель очень   значимая фигура для ребенка.Результаты стартовой диагностики показали, что,несмотря на то, что дети стремятся к общению,  коммуникативные,  регулятивные УУД в полной мере у них не достигли базового уровня. В данных условиях эффективность обучения в 1 классе будет напрямую зависеть от применения ИМО, направленных  на формирование межличностных отношений первоклассников. Так как дети стремятся к игровой деятельности в группах, то ИМО наиболее целесообразно применять через КМГ, сформированные на основе психолого-педагогической диагностики сформированности УУД, а также в зависимости от интересов ребенка, направленные на осмысление обучения первоклассниками.

На уроках русского языка я столкнулась с проблемой - детям в этом возрасте трудно запоминать  орфограммы. Поэтому на этапе мотивации интерактивного урока русского языка при знакомстве с темой заглавная буква в именах собственных, с целью сконцентрировать внимание и вызвать интерес, использую интерактивный метод «Ассоциации». Создаем пять групп «Фамилии», «Имена», «Города, «Реки», «Твое предложение». Используя свои знания и интерес,  учащиеся распределяются по данным группам. Каждая получает задания «Записать пять названий», «Выбрать одно название и предложить ассоциации с пояснением».

Предлагаю использовать прием графических ассоциаций.

Например, к слову «Москва» дети предлагали нарисовать Кремль, флаг, герб, Красную площадь, президента РФ. Некоторые дети подходят после урока и предлагают ещё и другие варианты графического изображения.

Использую прием «маленьких кроссвордиков», ребусов.

Подбираются слова ассоциации, представляются словачерез  загадку, ребус, происходит знакомство с  лексическим значением слова, правописание слова, что активизирует мыслительные процессы и способствует запоминанию.

Чтобы наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам, например, при изучении  русских народных сказок, использую интерактивный метод «Ролевая игра», который способствовал созданию в классе сказочной библиотеки «Сборники сказок для малышей».

Использование данных интерактивных методов и приемов концентрирует внимание и вызывает интерес к изучению темы,позволяет активно включиться каждому ученику в процесс усвоения учебного материала,  обучает навыкам успешного общения; учит принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Результаты мониторинга сформированности УУД по окончании 1 класса показали, что происходит активное освоение учебной деятельности, учащиеся начинают учиться оценивать причины своих достижений и неудач, развивают познавательную рефлексию, работают в комфортных мобильных группах. Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников. Во втором классе начинаются создаваться МИГ  (мобильные интерактивные группы, направленные на развитиевнутренней мотивации учения, где  происходит сдвиг внешнего мотива на цель учения), действующие с преобладанием парной работы. Дети учатся выполнять различные роли (лидера, исполнителя);  определять и формулировать цель деятельности в группе на уроке  с помощью учителя, так как учитель продолжает оставаться значимой фигурой для ученика.

Например,  на этапе формулировки темы «Имя существительное» с целью понимания учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока использую интерактивный метод «Микрофон». Каждой группе дается задание «Расскажите все о существительном» Группа высказывает свою точку зрения по проблеме, что позволяет развивать навыки самостоятельной учебной деятельности, обеспечить понимание учащимися их действий, чего они должны еще достигнуть в результате урока.

Использую карточки – «помощницы», которые состоят из теоретической и практической частей.

Получил карточку – выполни задание, проверь у соседа, задай контрольные вопросы, поменяйтесь карточками и выполните второе задание. Отметь галочкой ту карточку, которую получил, найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2 в новой паре.

Анализ мониторинга сформированности УУД показал, что интенсивно развивается вербальное мышление. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера, даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, активно участвуют в обсуждении и решении поставленных задач. Ученик становится самостоятельным,более критичным, особенно к учителю, Активно функционируют МИГ, где я играю роль помощника, тьютора.

По проекту модернизации образования было получено и освоено оборудование, позволяющее применять ИМО с использованием ИКТ.

Например, при использовании метода «Презентация домашнего задания». Тема урока «Склонение имен существительных Перед выполнением домашнего задания назначаю командиров групп. Каждый командир получает карточку с текстом загадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир, который распределяет роли внутри группы. Детям дано домашнее задание «Создать презентацию  по теме урока, связав свои идеи  с 70- летием Великой Победы». Данная презентация создана на основе шаблона Комаровского.

Это позволяет воспитывать лидерские качества; умение работать с командой и в команде, обучать навыкам успешного общения, воспитывать любовь к Родине.

В 4 классе происходит осознание потребности в саморазвитии. Становится устойчивой адекватная самооценка. Развивается  социальный интерес. Мониторинг личностного роста показал положительную динамику развития умственных способностей, эмоциональной и мотивационной  сферы, личностной самооценки. Эффективно действуют на уроках МИГ по разным схемам взаимосотрудничества. Главное, дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо. Я для них являюсь модератором, режиссером.    

В 4 классе при изучении темы  «Фразеологизмы» использовался метод «Защиты проекта». Предлагаю учащимся выбрать из фразеологического словаря несколько фразеологизмов, учащиеся выбирают, объединяются в группы по единому выбору. Если они чувствуют дискомфорт, они имеют возможность перейти в другую группу.

Приведем пример, фиолетовая группа подготовила проект «Как две капли воды». Давайте рассмотрим результат.

1.         учащиеся выбрали один фразеологизм

2.        Поставили цель

3.        Определили задачи

4.        Нашли источники происхождения

5.        Привели примеры из произведений русской литературы и аналоги из других языков.

6.        Проведя исследование, ребята сделали открытие, в нашей большой школе, где обучается более 800 человек, только 2 девочки как капли воды похожи. (сестры Скворцовы из 3 Г)

7. продукт проекта викторина «Своя игра».

В ходе данного задания

формируются навыки  сотрудничества, взаимоуважения, ответственность за совместную деятельность и результат, вычленение и анализ ведущей проблемы,

наработка возможных вариантов решений.

       Использование интерактивных методов позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний за время применения технологии как класса в целом, так и отдельного ученика. Например, у учащегося Никиты средний балл  по русскому языку на момент 2 класса , 2 четверти составлял-3,2, на данный момент -3,8. И может быть, это и небольшой прогресс, но это личный успех ученика.Сначала Никита не принимал участие в конкурсах, а на данный период только за первое полугодие 4 класса он принял участие в 6 конкурсах различного уровня. И это тоже успех. Проведенный совместно с психологом анализ диагностических исследований, показал уровень тревожности Никиты составлял 16 баллов (высокий уровень), а сейчас это средний уровень 8 баллов. Такой же личностный прогресс наблюдается и других учащихся.На протяжении всего обучения учащиеся класса принимают активное участие в олимпиадах и  конкурсах по русскому языку различного уровня.

Как показывает практика, использование траектории интерактивных методов на уроках через мобильные интерактивные группы учит школьников конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогает формировать критическое мышление, позволяет ребенку глубже познать самого себя, дают мощный толчок для развития природных способностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы учителей)

Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются п...

Работа с интерактивной доской на уроках русского языка в начальной школе

 У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструм...

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

Проблемное обучение на уроках русского языка в начальных классах

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, инд...

Интерактивное обучение на уроках русского языка в начальной школе

Обучение является интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителем наблюдается высокий уровень взаимодействия....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах

Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересн...

Игровые технологии обучения на уроках русского языка в начальных классах.

В современной школе  возникает насущная потребность в расширении  игрового  потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Игровые технологии   являются одной из...