презентация методический семинар
методическая разработка (2 класс) на тему

Колпакова Валентина Николаевна

Педагогический опыт по теме: «Организация совместной деятельности как средство реализации  системно- деятельностного подхода  при обучении в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_konkurs.ppt1.07 МБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация совместной деятельности как средство реализации системно- деятельностного подхода при обучении в начальной школе» Выполнила: учитель МОУ Задворковской СОШ Колпакова В.Н.

Слайд 2

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Слайд 3

Необходимость нового подхода к обучению Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.

Слайд 4

Организация совместной деятельности на уроках в начальной школе, а также во внеурочное время обеспечивает более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения, т.к. он позволят в полной мере использовать деятельностные методы обучения. Основная цель совместной деятельности

Слайд 5

- научить ребенка учиться, - самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, - раскрыть свою индивидуальность; - воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; - сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

Слайд 6

Актуальность темы Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности : информационная коммуникативная кооперативная проблемная рефлексивная

Слайд 7

Положительные тенденции в использовании технологии сотрудничества в начальной школе. Два внешне наблюдаемых критерия: снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками; удовольствие партнеров от совместной работы.

Слайд 8

Правила организации групповой работы Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.

Слайд 9

Принципы формирования групп: стихийно. по интересам: а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые – разноуровневые слабые и сильные Количество людей в группе для 1-2 кл.-2-3 человека, для 3-4 кл.- 4 человека

Слайд 10

Основные противопоказания при организации групповой работы Нельзя: формировать пару из двух слабых учеников; требовать полной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;

Слайд 11

Виды групповой работ - Работа в парах - Мозговой штурм - И гр а «Продолжи» - Охота за сокровищами - Снежный ком - Прием «Зигзаг» (Метод пилы)

Слайд 12

Мозговой штурм Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста) После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп

Слайд 13

И гр а «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». M ожно использовать на уроках по разным предметам (например, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном ).

Слайд 14

Р Рассказ на одну букву. Маша,Миша и Максим мыли машину. Миша мешал манку. Максим мечтал о модном мобильнике. Медведи мучали медвежонка Миленкий мишка мыл мордочку

Слайд 15

Снежный ком Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Слайд 16

Учитель делит тему на несколько частей; каждая группа получает свою часть темы. группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Пазлы

Слайд 17

Прием «Зигзаг»

Слайд 18

Метод пилы Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Слайд 19

Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик даёт ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, прослушав ответ учителя, выставляют «+» или «-». Щадящий опрос. (ПО методике А. Гина)

Слайд 20

Что даёт использование технологии организации совместной деятельности моим ученикам?

Слайд 21

Спасибо



Предварительный просмотр:

«Организация совместной деятельности как средство реализации  системно- деятельностного подхода  при обучении в начальной школе»

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И.Г.Песталоцци

Антуан де Сент - Экзюпери говорил: «Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения».  Современный мир стремительно меняется, многие сейчас утверждают, что люди отдаляются друг от друга, нет прежней открытости и желания что-то делать совместно.  Ведущей деятельностью  в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Как правило, ребенок приходит в первый класс с высокой мотивацией к учению, но она исчезает, т.к. ребенок часто бывает не готов к трудностям обучения.  Как же сделать так, чтобы высокая мотивация учения   у ребенка не исчезла к старшим классам? Искать и развивать такие формы и технологии  работы, которые, основываясь на совместной активной деятельности учащихся во всем процессе учебной работы,  повысили бы роль самостоятельности,  объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив.  В течение нескольких лет я работаю по-новому, пересматривая все то, что заложила за многие годы работы школе,   извлекаю самое нужное, дающее результат.

Среди требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом к выпускнику, обращают на себя внимание следующие: «…Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».    Формирование  таких умений не только требование Стандарта, это требование нашей современной жизни.

С одной стороны, мы понимаем, что современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, с другой стороны, в своей педагогической работе постоянно сталкиваемся с крайним индивидуализмом детей, эгоизмом, неумением идти на компромисс, работать в команде. Отчасти это можно объяснить тем, что изменился стиль жизни современных людей, практически отсутствуют детские организации, ранее воспитывающие дух коллективизма, нет условий для социализации личности. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовывать совместную работу.  

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске инновационных подходов в организации совместной деятельности учащихся.

Проблема обусловила выбор темы и поставила цель: научить детей учиться с удовольствием, творчески путем организации совместной деятельности.

  Организация совместной деятельности на уроках в начальной школе, а также во внеурочное время обеспечивает более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения, т.к. он позволят в полной мере использовать деятельностные методы обучения.

    Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

  Технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.

    На первом этапе необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при выполнении учебных заданий.

При построении учебного сотрудничества всегда учитываем, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Вводя новую форму сотрудничества, даём ее образец.  Вместе с 1-2 детьми у доски показываем на одном примере весь ход работы, акцентируем форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

      Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного  взаимодействия друг с другом при фронтальной работе:

 -  ученик при затруднении сам вызывает себе помощника;

-  требование учителя при групповой работе представлять неиндивидуальные результаты  работы учеников, а результаты работы всей группы в целом;

-  использование игр, развивающих умение слушать другого;

-  составление коллективных рассказов на заданную учителем тему.

Работу в парах  использую  уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

Пример: Задание в  1 классе

Перенеси буквы в кружочки внизу, и ты узнаешь, кто спрятался на дереве. 

Приём «Напарник»

Один ученик руководит работой второго.

1. Выбрать букву (А)

2. Указать маршрут (вниз, вправо, вниз, вправо, вниз, влево, вниз, вправо, вниз)

3. Смена обязанностей.

     Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

  На втором этапе ребята все активнее вовлекаются в групповую работу.   Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком»,  «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.  

1. Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.

Правила мозгового штурма.

  1. Называя идеи, нельзя повторяться.
  2. Чем больше список идей, тем лучше.
  3. Идеи не оцениваются и не критикуются.
  4. Предлагается по одной идее.

Метод мозгового штурма можно использовать на уроке литературного чтения. Детей можно поставить в ситуацию, когда им надо кого-то спасти. Только этот «кто-то» должен быть обязательно «хорошим героем». Например: «Давайте поможем Красной Шапочке спасти бабушку» или «Поможем Аленушке спасти братца»

    На уроке окружающего мира предложить решить проблемную задачу: «Как быстро охладить стакан с кипятком?»

 Решения: 

  - Добавить холодную воду, заварку или молоко.

- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

    Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?". Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

2. Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

4. Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

       После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

        Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

        В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

5. Пазлы.

       Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

    После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

    Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

      В заключение работы делают выводы.

6. Прием «Зигзаг».

    Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

    Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

    Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

  Моделирование урока с применением приема «Зигзаг».

     Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

     Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.

- Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой кооперативной группы.

 Данный прием эффективно применять на уроках закреплении изученного материала.

7. Щадящий опрос. (ПО методике А. Гина)

1. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам.

2. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик даёт ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы.

3. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, прослушав ответ учителя,  выставляют «+» или «-».

4. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа  учителя выставляют ученикам второй группы  отметку, таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит  на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам.

5. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего.

Что даёт использование технологии организации совместной деятельности моим ученикам?  

Но важнее, на мой взгляд, те умения, которые формируются у детей: умение самостоятельно определять цели обучения, планировать пути  их достижения; самостоятельно организовать работу  в группе; умение активно использовать  речевые средства и средства ИКТ.  

         Не менее важны личностные результаты. Из  высказываний детей,  мы понимаем, что они дорожат коллективом, в котором учатся, открыты для общения с одноклассниками, с удовольствием занимаются  во внеурочное время. Наблюдая за учащимися класса, можно сделать выводы о высокой мотивации детей к обучению, ответственности, требовательности к себе. 

                 Таким образом, организация совместной деятельности становится не только неотъемлемой частью современного урока, в основе которого может быть любая педагогическая технология, но и школьной жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской.

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на р...

Методический семинар презентация

Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профес...

Презентация к методическому семинару

Презентация на тему "Фронтальное интерактивное обучение"...

Презентация "Методический семинар" Формирование у младших школьников информационной компетентности

Переход  к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандарт...

Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....