Доклад "Учебный диалог на уроках русского языка".
материал на тему

Морозова Галина Владимировна

Доклад с презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uchebnyy_dialog_-doklad.zip1.5 МБ

Предварительный просмотр:

           Организация учебного диалога на уроках русского языка

 Диалог – это вид речи, функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками. Состоит из чередования реплик, которые передают человеку информацию.  

Существуют  2 формы подачи информации: МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ.

Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказ, объяснения.

Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии (спор, обсуждение

какого-то вопроса), диспуты (публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации.

В современном обществе изменились приоритеты образования:

выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому на смену монологу пришёл диалог.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

-    учебный диалог строго ограничен по времени;  

-    ни одна реплика диалога не может остаться без ответа;

-    если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

-    речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;

-    учитель стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка;

-    сам педагог должен владеть технологией организации учебного диалога;

-    учебный диалог требует предварительной подготовки.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

 Существуют различные виды учебного диалога, но использовать можно только те, которые соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Нам подходят 2 вида: побуждающий  и подводящий.

 Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформировать учебную задачу.

В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие открытые вопросы, провокации, задания – «ловушки». Именно проблемная ситуация является «начальным моментом мыслительного процесса».

 Так, при изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю прочитать слова: весть, вестник, известие, известный.

Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия).

 Ученики видят, что эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия). И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".) 

Правописание суффиксов –чик-, -щик-.
От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. 
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. 
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока? 
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-. 

Тема «Глаголы-исключения».
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

Ученики: Спряжение глаголов. 
Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Давайте проверим. Проспрягаем эти глаголы на доске. Что вы замечаете? 
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого. 
Учитель: Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) 
Ученики: Глаголы-исключения. 

 В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-

«ловушки». Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной.

Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ. Детям предоставляется выбор, либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении.

Записываем на доске число и проговариваем орфографически: «Пятнадцатое декОбря- проверочное слово  кобра». И выдерживаем паузу.

  Наглядным свойством появления проблемной ситуации является  «феномен удивления». Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует возникновению вопроса: « Почему так получилось?», «Так не бывает!». А появляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления.  Предлагаю проверить безударную гласную в слове «ЗЕМЛ.НИКА», и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова: ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает общеклассная дискуссия.

Возникает вопрос «Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:

  1. Найти слово в учебнике.
  2. Спросить у взрослого.
  3. Проверить написание слова по словарю.

    Подводящий к теме диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения к теме опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся, если же это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, кто думает иначе?»). Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные»  предлагаю классу выполнить следующие задания:

1.        Выпишите из упражнения слова «добежал», «надписал» и т.д.

2.        Поставьте ударение.

3.        Подчеркните безударные гласные.

Выполнив задания, ученики отвечают на вопросы:

В каких частях слова находятся безударные гласные?» (подчеркивают их).

Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

Какого правила о безударных гласных мы ещё не учили? (высказывают предположения)

Значит, какая сегодня тема урока?

 В результате учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Очень часто применяю в своей работе приём "яркое пятно", особенно в 1 классе.          

Например, при изучении согласных звуков читаю стихотворения и спрашиваю, какие звуки произносятся чаще всего? 
Лохматый лев увидел сон: 
Летит с горы на лыжах он. 
Луна и снег - быстрей, быстрей. 
Вот это лев - краса зверей. 

Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].

Мяч летает полосатый. 
В мяч играют медвежата. 
- Можно мне? - спросила мышка. 
- Что ты, ты еще малышка!

 Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].

Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока? 
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м'].

Примеры заданий организации диалога на уроках русского языка:

1.Правильно ли  построены словосочетания?  Если есть нарушения, установи их причину.  Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.

Спелая жёлудь, о сизокрылым голубе, наблюдать за малыш, ехал на метро.

2. Детям предлагается упражнения,  когда на доске записаны два столбика слов (словосочетаний, предложений) и дети их сравнивают. Вначале задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили?» Дети высказываются. Учитель слушает детей, «цепляется» за более интересные реплики (так называемые «крючки») и развивает их. В случае затруднения используются такие приёмы, как наводящие вопросы, дозированная подсказка, живая наглядность. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением результатов в виде какой-то схемы, опоры, плана,  нового термина, словесной формулировкой вывода и чтением вывода в учебнике.

Вывод: и пусть на первых порах в начальной школе детские варианты, модели, гипотезы представляют весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции, но они способствуют творчески мыслить, развивают учебные навыки и диалогичность мышления школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....

Конспект урока русского языка "Диалог"

Что такое "диалог", как оформляется, какие правила составления?...

Урок. Русский язык. 3 класс.Собеседники. Диалог

Т ехнологическая карта урока русского языка 3 класс программа "Перспектива" "Собеседники. Диалог"....

Технология проблемного диалога на уроках русского языка и чтения

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Текст. Абзац. Диалог. Монолог. Урок русского языка

Обучающийся научится:- строить сообщения в устной форме;- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи...