Конспект урока русского языка "Диалог"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Крушинская Светлана Михайловна

Что такое "диалог", как оформляется, какие правила составления?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog.rar38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог. Оформление диалога на письме.

Цели: создать условия для формирования понятии диалог, умение отличать его от других форм речи, правильно расставлять знаки препинания;

способствовать развитию культуры речи, умению сравнивать, анализировать, делать выводы:

содействовать воспитанию коммуникативных навыков: умение работать в паре, в группе.

Ход урока.

1.Проверка домашней работы (тест и кроссворд).

1. Индивидуальная работа .

Задание 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.

  1. Знайка сказал  Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.
  2. До свидания, братцы  закричал Знайка.

Задание 2
К словам автора допиши прямую речь.

1.) Дежурный сообщил: …

2.) … , - возразил товарищ.

3.) … ? – удивилась девочка.

Задание 3
Начертите схемы предложений.
      1.«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

       2.«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.

  3.Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».

Ученик на доске чертит схемы прямой речи и рассказывает о постановке знаков препинания.

Работа с классом.

- Что такое прямая речь?

- Из каких частей состоит прямая речь? 

- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?

Учитель показывает схемы прямой речи, дети из домашнего упражнения приводят примеры.

4.Объяснение нового материала.

Что такое диалог?

Прочитаем стихотворение В. Орлова «Ёж фонарик не включил».

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

- Как твои иголки? –

Ёж спросил у ёлки.

- Все целы. А как твой нос?

-Целый! – ёжик произнёс.

- Извини! – промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед,-

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной 

Встрече на опушке

Не сказали ни одной

Колкости друг дружке.


- Определите основную мысль стихотворения.

- Кто участвует в разговоре?

- Кому принадлежат слова «Как твои иголки?». Как вы узнали это?

- Как вы думаете, что такое диалог?

Прочитаем  значение слова диалог  по словарю Ожегова:

1) Диалог - Разговор между двумя лицами, обмен репликами

2) Диалог - Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами.

- Из каких частей состоит диалог?

- Что такое реплика?

- В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу героев стихотворения?

- Обратим внимание, как диалог оформляется на письме. 

- Найдите в стихотворении реплику, которая не сопровождается словами автора Почему?

Итог беседы. 

- Что такое диалог?

- Из каких частей он состоит?

- Как диалог оформляется на письме?

5.Разыграйте телефонный разговор «Звонок в какое-либо учреждение (магазин, мастерскую по ремонту чего-либо, театральные или концертные кассы и т. п.)». Подайте реплики в такой последовательности: приветствие, извинение, изложение причин звонка, продолжение разговора-диалога, уточнение деталей, которые вам надо выяснить.

Учитель напоминает основные нормы составления диалога.

Части диалога

1. Вводная часть: ситуация общения (время, место, участники, тема)

2. Приветствие.

3. Собственно диалог.

4. Прощание.

5. Заключительная: идея, вывод, итог.

ПАМЯТКА

Основные требования к диалогу

1. Придерживаться темы диалога.

2. Создавать диалог, соответствующий языковой ситуации и цели.

3. Использовать реплики для поддержки диалога: а вы как считаете? Может быть, вы другого мнения? Расскажите о...

4. Использовать формулы языкового этикета: извините, будьте любезны, простите, пожалуйста, спасибо…

5. Уметь аргументировать (подтверждать фактами) свои мысли, понимать возможность наличия разных взглядов на одну и ту же проблему.

6. Придерживаться правил общения.

7. Соблюдать нормы литературного языка с учетом стиля речи.

8. Количество реплик (7–8).

7.Выступление ребят.

8.Д. з. – составить и записать диалог.

9. Рефл., оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...