Процесс адаптации и межличностные отношения первоклассников.
материал (1 класс) на тему

Бардышева Марина Вадимовна

Особенности межличностных отношений первоклассников. Условия успешной адаптации детей в школьном коллективе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс адаптации и межличностные отношения первоклассников.

 Как  редко ребенок бывает таким, как нам хочется …
Я. Корчак

Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: радостное нетерпение, боязнь неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Достигнув 7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии.

Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является социально- психологическая готовность. Её определяют как формирование у детей качеств, благодаря которым они могут общаться друг с другом, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо уметь выстраивать взаимоотношения с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и отстаивать свои интересы.

Социально-психологическая готовность предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы и способности справляться с ролью школьника в ситуации обучения.

По мнению ряда исследователей (Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б., Давыдов Г.А.) в структуре социально-психологического компонента школьной готовности выделяют социальную компетентность. Компетентность означает осведомленность в чем-либо. Социальная компетентность – это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним, реализация этих знаний на практике.

Одним из составляющих компонентов понятия “социальная компетентность” является характер межличностных отношений между детьми. Формирование межличностных отношений рассматривается как важнейшая цель начального образования.

Адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем. Сегодня эта актуальность обусловлена  растущим интересом общества к процессу гуманизации образования.

Возникает противоречие:

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к межличностным отношениям учащихся начальной школы. А неблагоприятные экологические факторы, социальные условия жизни, усиливающийся информационный поток, дефицит общения и положительных эмоций способствуют нарушению  устойчивых межличностных отношений детей.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие.

Марьяна Михайловна Безруких (директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования) делит процесс адаптации ребенка к школе на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, является изменение поведения ребёнка.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то всё вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

В современной психологической науке в последнее время особую популярность приобретает идея  сопровождения. Это особая форма осуществления социальной и психологической помощи учащимся, родителям, педагогам. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на имеющиеся и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

Совместная работа педагогов и школьного психолога помогает эффективно изучать и организовывать адаптационный период первоклассников в школе.

Чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, необходимо:

  1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника.
  2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации.
  3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности.

С поступлением ребёнка в школу начинается активное приобретение навыков общения. Оно становится одной из важнейших задач развития ребёнка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе даёт возможность ребёнку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у ребёнка реализуется потребность в социальном соответствии: желание выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это  побуждает ребёнка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Первоклассник стремится к выполнению норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, ребёнок приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, позволяют развивать самоконтроль.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребности в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли (Л.С.Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

                                                                Самым значимым человеком для первоклассника является учитель. Поэтому неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации является тесное взаимодействие администрации, школьного психолога с учителем. Это можно представить так:

http://festival.1september.ru/articles/568846/f_clip_image002.jpg

Личность воспитывается личностью. В связи с этим закономерен интерес исследователей к личности педагога, к его характерным особенностям как субъекта профессиональной деятельности, которые обеспечивают профессиональную компетентность педагога и успешность педагогической деятельности. Во многих работах, посвященных личности учителя, отмечается, что учитель имеет дело с самым сложным, бесценным, дорогим - с человеком, его душой. Поучая, наставляя в настоящем, учитель формирует будущее. Специфика учителя начальных классов в огромной вере детей в знания педагога, справедливость его решений. Учитель является образцом для учеников. Он решает воспитательные задачи и формирует личность ребенка. Можно предположить, что стиль его отношения к детям становится одним из существенных факторов в развитии и формировании стиля межличностных отношений учащихся. В начальной школе нет другого образца, этот образец - учитель.
 
                                     

                                                                                  Меры, облегчающие процесс адаптации:                                       Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм. Формирование коллектива путем создания доброжелательной атмосферы в классе. Организация взаимодействия между детьми. Создание ситуации успеха ребёнка на уроке, на перемене, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Обеспечение возможности проявить себя, самоутвердиться. Использование щадящего оценочного режима в сферах неуспеха.

Так как дети в 1 классе еще мало знакомы, необходимо помогать им установить контакт, наладить дружеские отношения. Этому способствуют игры, диалоги, беседы, тренинговые упражнения. Например, задача развивать умение прислушиваться к однокласснику, отвечать на его вопросы, проявлять внимание, терпение, т.е. учиться взаимодействовать в речевых ситуациях, решается при выполнении следующего упражнения: учитель разбивает класс на пары и предлагает за 2-3 минуты как можно больше узнать друг о друге. Тематика таких упражнений различна: “Кто я такой и что мне нравится”, “Моя семья”, Моя любимая сказка”, “Мой любимый мультфильм”, “Моя любимая игра”, “Моя любимая книга”, “Мое любимое животное”, “Мое любимое занятие” и т.п.

Сплочению детей помогает совместная деятельность на уроке, работа в парах и группах.  Например, группа детей делает общий коллаж, или пара детей составляет совместный рассказ – описание животного. В ходе работы дети помогают друг другу, дают советы. Учитель поощряет эти обсуждения, обращает внимание на доброжелательность, взаимопомощь. В результате получается продукт совместного творчества, стараний, переживаний за общее дело. Преимущества этих форм организации обучения заключаются в том, что они позволяют установить хорошие взаимоотношения между детьми и помогают учителю понять особенности межличностных отношений школьников.

Примером организации коллективного труда учащихся является дежурство в классе. Дежурные готовят доску к уроку, раскладывают наглядные пособия, следят за порядком в классе, ухаживают за комнатными растениями. Такой опыт совместной деятельности ставит детей в условия необходимой согласованности действий для достижения положительного результата.

Таким образом, сочетание разных форм организации обучения и воспитания (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) дает учителю возможность развивать межличностные отношения первоклассников.

В младшем школьном возрасте формируется довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в школе, ежедневным общением детей.

На формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте влияют следующие факторы:

  1. Роль функции руководства – подчинения в игровых объединениях.
  2. Характер игровых объединений детей (их состав, количество играющих, длительность, устойчивость).
  3. Успех в совместной деятельности.
  4. Включение детей в значимые для школьников виды деятельности, связанные с четкой установкой на результат.
  5. Уровень игровых умений.
  6. Уровень развития общительности ребёнка, навыков общения.
  7. Наличие потребности в общении.
  8. Характер оценки учителя.
  9. Речевая активность детей. (Речевая активность может изменить межличностный статус в более высокую сторону. С другой стороны, высокий межличностный статус может способствовать улучшению речевой активности.)

Установив причину трудностей в отношениях ребёнка со сверстниками, выяснив, почему тот или иной ребёнок не входит в детский коллектив, учитель должен помочь таким детям наладить отношения со сверстниками.

Для этого можно использовать следующие приёмы:

- положительные оценки, поощрение таких детей в присутствии сверстников;

- внимание к успехам ребёнка в разных видах деятельности, его положительным поступкам;

- привлечение к участию в праздничных концертах, чтобы обратить внимание сверстников на их успехи;

- поручение посильных заданий, важных для всего класса.

Вывод:

 Положение в группе определяется как личностными качествами ребёнка, так и теми требованиями, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди детей младшего школьного возраста пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, весёлые, эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.

Ведущими факторами, обеспечивающими благоприятное положение первоклассника в системе межличностных отношений, являются особенности личности ребёнка, уровень развития, а так же  особенности оценочной деятельности учителя и особенности личности самого учителя.

                                              5 коротких советов:
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть.                                                                              По возможности честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребенка.
Признавайте право ребёнка на ошибки.
Ставьте себя на место ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.                                    Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

Р.S.    «…Работая с детьми, очень важно хотя бы попытаться проникнуться давно забытыми ощущениями детства. Но трудно их вспомнить. Трудно восстановить, воспроизвести по памяти детские переживания,  ощущения. Мы, как правило, помним какие-то отдельные факты, а вот свои эмоции, мысли не можем заново так же прочувствовать. Детское мироощущение крайне тяжело, почти невозможно передать словами. Оно слишком особое, отличное от взрослого. Поэтому мало кто может до конца понять ребёнка…» ( Алексей Львович Гордин. Короткие будни продлённого дня)                                                                                                                                                                                                                                                      



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование межличностных отношений школьника в процессе социализации

Проблема формирования межличностных отношений школьников актуальна для многих учителей. Педагог ставит непростые задачи: изучение отношений учащихся, применение форм и методов организации совместной д...

Особенности межличностных отношений первоклассников.

Данная статья дает представление о межличностных отношениях первоклассников ....

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИЮ К ШКОЛЕ.

Психологической основой успешного формирования межличностных отношений является положительное отношение ребенка к себе, что определяет необходимость строить процесс формирования межличностных отношени...

Деятельность учителя по формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации

Всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.Одной из важнейших  задач социального воспитания  и обучения является организация це...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

Сообщение на педагогический совет: «Адаптация и межличностные отношения в 5 классе».

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей э...