Сообщение на педагогический совет: «Адаптация и межличностные отношения в 5 классе».
методическая разработка

Катышевой Екатерины Алексеевны

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_uchashchihsya_5_klassa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 108"

Сообщение  на педагогический совет: «Адаптация и межличностные отношения в 5 классе».

Учитель: Катышева Е.А

Москва, 2019-2020 уч.г.

   

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.

А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

•  учителя-предметники, преподающие новые предметы  в разных кабинетах;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель и воспитатель;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную  деятельность.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения,  характеризуется низкой организованностью, рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса, а так же высоким уровнем ситуативной тревожности.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными,  слишком суетятся.

Основные проблемы, которые возникли в период адаптации к новым условиям в нашем классе:

- много разных учителей.

- непривычное расписание и новый режим дня.

- новые предметы и новые кабинеты.

- новый классный руководитель и воспитатель.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем и воспитателем.

  1. Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

-  Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

    - Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность  посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены воспитательские занятия:

  • «Первый раз в пятый класс »
  •  «Каким я вижу этот учебный год» (запись в кружки, узнаём интересы)
  • «Единые требования  к учащимся школы»
  • «Я иду в школу…….» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников) «Техника безопасности учащихся..»

  1. Знакомство с родителями.
  2. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
  3. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

 Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

  1. Активное участие класса в школьной жизни.

  По результатам наблюдений  можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

Особенности поведения. Учащиеся показывают  средний  уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы.

Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию, о чем свидетельствует сплоченность коллектива и готовность учащихся оказать помощь друг другу при возникновении затруднительных ситуаций. В этом новому учебном году в класс поступил новый ученик Вова. Ребенок сразу смог влиться в уже сплоченный коллектив. Все дети приняли его доброжелательно, в результате чего он смог сразу же адаптироваться к новым условиям пребывания в школе-интернате.

Особенности общения с педагогами, воспитателем. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом, адекватно реагируют на замечания и критику, сказанную в их адрес. Доброжелательны, тактичны.

Эмоциональное состояние. С  нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, ребята эмоционально устойчивы.

           В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у  большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

- обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Ученическое самоуправление в 3-а классе как средство формирования культурной компетенции»

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащими­ся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной ж...

Процесс адаптации и межличностные отношения первоклассников.

Особенности межличностных отношений первоклассников. Условия успешной адаптации детей в школьном коллективе....

Внеурочная работа- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Внеурочная работа- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе

Внеурочная работа- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе...

Внеурочная работа–это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе.

Внеурочная работа–это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе....

Презентация к педагогическому совету "Формирование межличностных отношений в классе"

Презентация к педагогическому совету "Формирование межличностных отношений в классе"...