Особенности психического развития детей.
статья на тему
Статья содержит теоретический материал об особенностях психического развития детей младшего школьного возраста, о свойствах их памяти, восприятия и воображения. Данный материал особенно интересен начинающим педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического развития детей
младшего школьного возраста.
Чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи педагогам
начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.
Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращение их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем про-
исходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагирова-
нию.
К моменту перехода в 5-й класс школьники должны научиться самостоя-
тельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать,
находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Рассмотрим более подробно развитие теоретического мышления у учащихся начальной школы.
Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное по-
нятие, необходимо научить его дифференцированно к признакам предметов.
Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых пред-
мет не может быть подведён под данное понятие.
Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.
На втором этапе нужно сформировать умение оперировать сущест-
венными признаками понятий, опуская признаки несущественные, т.е. речь
идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстроги-
рование.
На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на
формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и
несущественные признаки предметов и явлений.
При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий,
предметов и явлений.
Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2-м
классах начальной школы.
На четвёртом этапе (3-й класс) –школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому
этапу развития логического мышления можно отнести и формирование уме-
ния давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: ринг (видо-
вое понятие) – это площадка (родовое понятие) для бокса ( видовой отличи-тельный признак).
Пятый этап: 3-4-й классы предполагает развитие аналитической дея-тельности. В умении анализировать связи между предметами и явлениями.
К окончанию младшей школы у ребёнка должны быть сформированы
такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, ана-
лиз и синтез.
К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
Развитие творческого мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлек-сии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преобража-ет познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям
и самим себе.
« Память становится мыслящей»
(Д.Б. Эльконин)
В связи с относительным преобладанием деятельности первой сиг-
нальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная
память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это
объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо и младший школьник ещё не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо за-
помнить дословно, а что в общих чертах), ребёнок ещё плохо владеет речью,
ему легче заучить всё, чем воспроизвести своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать матери-
ал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, со-
ставлять логический план текста.
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте
развивается в двух направлениях:
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания;
-формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регу-
лировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития
логического мышления.
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способ-
ность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, дока-зательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно на-
учить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Имен-
но от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоми-
нает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором време-
ни, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится
точнее.
Восприятие становится думающим
В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребёнка
становится:
- более анализирующим;
-более дифференцирующим;
-принимает характер организованного наблюдения;
-изменяется роль слова в восприятии (если у первоклассников слово по преимуществу несёт функцию названия, т. е.является словестным обозначе-
нием после узнавания предмета, у учащихся более старших классов слово-
-название уже является самым общим обозначением объекта, предшествую-
щим более глубокому его анализу).
Развитие восприятия не происходит само собой, а идёт параллельно с
развитием мышления.
Здесь велика роль педагога, который специально организует деятель-
ность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять сущест-
венные признаки, свойства предметов и явлений.
В развитии восприятия младших школьников немалую роль могут сы-
грать и родители, организуя занятия с детьми.
Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдатель-
ности является сравнение. Развивая у ребёнка такую мыслительную опера-цию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом коли-
чество ошибок восприятия уменьшается.
Внимание становится произвольным
Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроиз-
вольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредо-
точиться на неинтересном, ,на трудной работе ради результата, который
ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя
сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации
(перспективы получить пятёрку, заслужить похвалу учителя).
Воспитание у младших школьников « далёкой» мотивации произволь-
ного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особен- ностями, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей.
Начало обучения в школе стимулирует дальнейшее развитие непроиз-
вольного внимания. Непроизвольное внимание становится особенно концен-
трированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается на-
глядностью, яркостью, вызывает у младших школьников эмоциональное вос-
приятие. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом,
то, естественно, уроки и занятия с детьми должны быть увлекательными и занимательными.
Формируется способность к саморегуляции
На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распростра-
няются только на ситуации, которые связаны с учёбой, а затем и на другие
сферы деятельности ребёнка.
Формируется интерес к содержанию учебной
деятельности, приобретению знаний
К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется
отношение к учёбе. Сначала у первоклассников формируется интерес к само-
му процессу учебной деятельности.
Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик прочи-
тал самостоятельно на улице вывеску, был очень рад.
После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у
первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности,
потребность приобретать знания.
Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого,
подчёркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперёд.
Младшие школьники, особенно первоклассники, испытывают, напри-
мер, чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель, поощряя их жела-
ние работать лучше говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а
как настоящие ученики».
Даже относительные неудачи полезно комментировать примерно таким
образом: «Ты уже пишешь гораздо лучше,чем неделю назад. Молодец! Ещё
немного усилий - и ты будешь писать так, как надо».
Происходит осознание личного отношения к миру
Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению, но не все дети оказываются готовыми к нему.
В результате может сформироваться «мотивационный вакуум», который ха-
рактеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а
новые ещё не осознались, не оформились.
Складывается характер
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не
взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуля-
ции поведения ); общая недостаточность воли (школьник 7-8 лет ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать труд-
ности); капризность, упрямство (объясняются недостатками семейного вос-
питания ). Ребёнок привык, чтобы все его желания и требования удовлетво-
рялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка
против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против не-
обходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того, что «надо».
К окончанию начальной школы у ребёнка формируются трудолюбие,
прилежание, дисциплинированность, аккуратность.
Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего по-
ведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки,
не поддаваться непосредственным импульсам, растёт настойчивость. Ученик
3-4 класса способен в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мо- тиву долженствования.
В целом за время обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия,
мышление в понятиях; успешное освоение программы; основные компонен-ты учебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимо-
отношений с учителями одноклассниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-93407-1414552062.jpg)
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Особенности психичекого развития детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-637962-1433154636.jpg)
Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829621-1476270047.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для родителей....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий....