Сообщение на МО "Буллинг- новый термин для старого явления"
консультация на тему

Зайцева Оксана Анатольевна

сообщение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling_-novyy_termin_dlya_starogo_yavleniya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение: «Буллинг – новый термин для старого явления».

Подготовила: классный руководитель 7 класса

Зайцева О. А.

Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление,  детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит не только российских педагогов, но и их коллег в разных странах.

Многие педагоги отмечают нарастание детской жестокости. Дети части ссорятся, дерутся. Ни один день не обходится без потасовок. Результат различные травмы, иногда с самыми тяжелыми последствиями.

Как правило, в драках и ссорах участвуют постоянные персонажи. Роль жертвы и роль обидчика всегда играют одни и те же «актеры». Практически в каждом классе есть ученики с какими-либо особенностями, которые и становятся мишенью для насмешек и издевательств сверстников. Среди подростков бывают особо «продвинутые», которые снимают эти сцены на телефон и потом с удовольствием просматривают их в компании своих сверстников. Как правило, педагоги не знают как бороться с этим набирающим обороты явлением. Некоторые объясняют его нестабильностью социальных условий, ухудшением материального уровня семей. Другие отсутствием воспитания и отрицательным влиянием  телевидения, интернета и тд.

Интересно, что этой же проблемой озадачены не только российские учителя, но и учителя из более благополучных стран Западной Европы.

Специалистами, занимающимися данной проблемой, это явление было названо специальным термином – буллинг. Коллектив ученных систематизировал все описания и дал точное его определение. Которое звучит  следующим образом: буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Как видим, проявление жестокости детей в школе не является характерным только для современным российских школ. В последнее время в западных журналах появился целый ряд публикаций о трагических случаях. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками. По данным некоторых исследователей, дети, подвергшиеся насилию в школе, отказываются учиться. Нередки случаи суицида. Естественно напрашивается вопрос: можно ли что то сделать, чтобы прекратить травлю среди детей? Специалисты считают, что образовательное учреждение может играть существенную роль в пресечении детской жестокости, и советуют предпринять несколько шагов для изменения ситуации в школе:

- обратиться к своим школьным коллегам и поставить вопрос на пед совете, собрании и тд.;

- расставить приоритеты; в настоящее время в школе происходит много разных событий, готовы ли вы заняться именно этой проблемой, отодвигая другие?

- если идея расследования этой проблемы встретила одобрение, следует заручиться поддержкой коллег и приступить к формированию инициативной группы с привлечением психолога. По мнения специалистов, занимающихся  этой проблемой,  ситуация с насилием во многом зависит от отношения к этой проблеме администрации школы.

Отмечают интересную деталь: одна из причин насилия – неоднозначное отношение к мужественности, бытующее в школе. Если основным признаком мужского пола непременно считается грубость и физическая сила, то дух насилия в школе будет практически узаконен.

Если стараться разрешать проблему насилия в школе ненасильственными методами, то основной задачей педагога становится управление конфликтом, а не отстранение от него. Все большее распространение получают программы, основанные на психологическом просвещении. Детей и взрослых учат разрешать конфликты без применения насилия. Многими авторами было показано, что эффективные мероприятия в этом направлении можно применять в рамках учебного плана. Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного и разыгрывание ролей  способствуют изменению психологического состояния детей и улучшению морального климата в коллективе.

В рамках этой программы используются пьесы, игровые  сценарии, чтобы дети научились лучше владеть методами общения. Можно также проводить профилактику агрессии  детей, используя детские игровые площадки для детей младшего школьного возраста.

Американский психолог Пол Коулмен, дает много полезных рекомендаций взрослым о том, что надо иметь в виду при общении с детьми, которые не пользуются популярностью среди сверстников и часто бывают их жертвами. Прежде всего педагогам нужно иметь в виду, что отвергнутым детям чрезвычайно важно иметь успех вне школьных дел. Например, в музыке, спорте и тд.

Дети, формируя свое отношение к одноклассникам, во многом полагаются на отношение  к ним учителей. Поэтому школьник, пользующийся отрицательным вниманием со стороны сверстников, получая от учителя унизительные замечания, будет подвергаться еще большему давлению.

Установлено, что среди отвергнутых детей выше уровень преступности и употребления алкоголя в три раза выше чем среди тех кого не отвергали. У мальчиков с которыми жестоко обращались сверстники, велик риск развития депрессии.

Нужно принять во внимание и то, что маленькие дети  в основном относятся к  насмешкам, как к обидам. Поэтому очень важно объяснять, как надо реагировать на поддразнивание, учить адекватным реакциям. Например: если кто то смеется над твоим испачканным лицом, то лучше улыбнись ему в ответ или посмейся вместе с ним. И очень важно как реагирует на эту ситуацию взрослый. Нужно прежде всего выразить ребенку сопереживание. Например: «Конечно, очень неприятно, когда над тобой смеются». Высказанное сопереживание  помогает ребенку почувствовать, что его понимают и заботятся о нем. И это помогает пережить обиды.

Многие родители совершают ошибку, когда говорят обиженному сверстниками ребенку фразы типа: «Вовсе не обязательно, чтобы тебя любили в классе! Достаточно, что мы тебя любим!» Конечно, говорится это с благими намерениями, но на самом деле они демонстрируют свое непонимание проблемы, так как ребенку очень важно быть значимым среди сверстников.

По мнению психологов, многие родители сами делают из своего ребенка готовую жертву. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватную самооценку. Дети с низкой самооценкой обычно и становятся жертвой. К сожалению, иногда в школах педагоги своим невмешательством провоцируют травлю какого то неудобного ученика. В тех классах, в которых педагог устанавливает партнерские отношения, любые попытки кого-либо подразнить изначально пресекаются.

Психологи советуют устраивать «разборки» не со всей стаей обидчиков, а выяснять все с каждым в индивидуальном порядке, давая понять, что каждый несет ответственность за происходящее. Одной известной фразы кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!», явно не достаточно, чтобы дети не конфликтовали друг с другом. Педагог должен планомерно работать над созданием психологического климата в классе, привлекая школьного психолога, социального педагога, а также уметь разбираться в причинах конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бременские музыканты.Старая сказка на новый лад.

Авторы  - весь 4 класс. Музыкальная постановка  сказки заняла 1 место в районном конкурсе исценированных сказок....

Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым  мотивировала  детей на деятельность.Результат проверки  показал, что у...

Новый год, 4 класс. "Новый год в Простоквашино. Старая сказка на новый лад"

Методическая разработка для проведения новогоднего праздника в 4 классе (театрализованная постановка)...

Беседа для младших школьников про старый новый год по новому стилю

Рассказ о календарном народном празднике для обучающихся младших классов "Васильев вечерок или старый новый год по новому стилю"...