Обобщение опыта
опыты и эксперименты на тему
"Духовно-нравственное воспитание в начальной школе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
из опыта работы на тему:
«Духовно-нравственное воспитание
младших школьников»
Дети младшего школьного возраста активно накапливают нравственный опыт. Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное, гармоничное развитие, формирование личности.
В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные цели духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;
-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;
- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;
- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,
-формировать самодисциплину;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.
В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с народными сказками, былинами, проведение сезонных музыкально-игровых праздников и развлечений: «Осенний праздник», «Праздник книги», «Новый год», «День Святого Николая», «Защитники Отечества», «Масленица», и многие другие. Знакомство с элементами видов искусства (например с «Хохломой» и «Петриковской росписью»), знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа. Или например, сравнивая современные дома, в которых они живут, с домами наших прабабушек дети учатся сравнивать, находить общее и различие. Дети получают новые знания об архитектуре, украшении домов, о назначении (жилье, развлечение, обряды – церкви, и т.д.). Знакомятся с пословицей: «Хорошая работа два века живёт», человек умирает, а дело его живет и переходит от внуков к правнукам.
Вместе с ребятами знакомимся с устным народным творчеством – сказки, пословицы, поговорки, приметы, загадки, но большую часть времени мы уделяем игре. Игре дидактической, сюжетно-ролевой, подвижной, народно-хороводной. При подготовке к народным праздникам, например Масленице, мы с ребятами изучили множество народных игр, в которых отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры просты и лаконичны, выразительны и доступны («Гори-гори ясно», «Маланья хоровод», «Зоря – заряница красная девица», «Выйди, выйди солнышко», «Петушки», «горелки», «Веретено»). Они активизируют мыслительную деятельность, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире. Народные игры в комплексе с воспитательными средствами представляют способствуют формированию развитой, активной личности. Перед проведением игры проводится подготовительная работа, рассказываю о смысле игры, культуре и быте того или иного народа (например, русские народные игры «Гуси-гуси», «Два мороза», «Колечко-колечко», «Ручеёк», «Кошки-мышки», «Волк в отаре»)
Дидактические игры прививают уважение и гордость к народным костюмам. Например «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Дом Машеньки и Гульнары», «Исправь ошибку»(национальные костюмы одеты неправильно).
Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство гордости и любви к Родине. «Узнай улицу», «Знаешь ли ты» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Кому памятник?», «Загадки о городе», «Птицы нашего города», «Собери целое» помогают в развитии любви к родной земле, чувство принадлежности к родному городу.
Огромное разнообразие словесных игр я использую при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, «Букет красивых слов» - ребёнок берёт цветок произносит волшебное слово, «Поделись улыбкой», «Чей голос» - ребёнок с закрытыми глазами определяет человека, который произнёс волшебное доброе слово, «Похвали соседа», «Люблю своих близких» - ребёнок только движениями показывает, как любит своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/18/picture-447.jpg)
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-20692-1514126475.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-235094-1365187400.jpg)
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...