Развитие творческих способностей младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Липовская Ирина Васильевна

Чтобы добиться высокого качества знаний, необходимо развивать творчество, что  в свою очередь рождает интерес к учению. А где интерес, там и успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_lipovskaya_i.v.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Липовская Ирина Васильевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП», г. Губкин

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

       Творчество начинается с игры. Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, слышать и чувствовать ритм стиха. [1]

        Игра в словотворчество тоже не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Игра «Кто где живет?»: в улье — улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках, в сапогах — спагетти, на губах—губки, в норе — норки, в лишаях — леший и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки, из рома — ромашки, из репы — репейник, из пола—половник. Работало воображение и в случае, когда надо было придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей. Игра в рифму - тоже работа воображения. Если она удачна, процессу творчества сопутствует радость открытия, находки, если не удачна, то радость смешной нелепицы. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  ловил рыбу король - на крючок попалась фасоль, ходили мы в гости – поели только кости, варил папа уху – сварил в супе уху, учил Ваня уроки – в голове летали сороки. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество. Потому что играют в смешную игру, развивающую одновременно и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма.  Такая игра вовсе не означает, что мы учим детей писать стихи. Рифмовать слова - органическое свойство ребенка младшего возраста. Еще можно применить такие упражнения: дополни слоги до слов;                              закончи фразу; придумай рифму к слову; соедини рифмующиеся слова; поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным); игра                        «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним                           (ла- игла, скала, юла); придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова;  восстанови рассыпанное стихотворение; допиши стихотворение по его началу;  игра «Кто больше подберет  рифм»; «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.[1]                                                                                                                                                                                                                                     На уроках русского языка используются нетрадиционные приемы развития устной речи. «Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, o чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.  Задание «Что такое хорошо и что такое плохо».  Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая - недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка, из него можно пить, это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить, это плохо» и так далее, как можно больше признаков положительных и отрицательных.  Задание «Сочиняй-ка». Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.  Задание «Перевертыши». Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошел сильный дождь». Так, фразу «Муха села на варенье» дети переиначили так: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».                   Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в использовании средств художественной выразительности. Вот некоторые задания. Передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль. Прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение. Прочитай предложение с разной интонацией. Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одну фразу»,  или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка, град, ветер. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.  Прием «Ассоциативные загадки». Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете.                     Работа проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ. Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом). Каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И учителя должны ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность, создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог развиваться.  

Список литературы:

1. Нестеренко А. А. Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников

В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....

Развитие творческих способностей младших школьников

Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В

Условия развития творческих способностей младших школьников...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....