Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа на тему

Варюхина Галина Владимировна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_dlya_1_klassa.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по математике  и авторской программы  Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология».

Программа предназначена для учащихся1 класса средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи:         

  •  развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • знакомство с видами материалов, их свойствами;
  • формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
  • формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
  • знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
  • развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
  • развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Учебный предмет «Технология» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ №9» ЭМР на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» рассчитана на 1 часов в неделю  

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • практико-ориентированную направленность.
  • экологической культуры

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

      В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся, комплексная интеграция практически со всеми предметами начальной школы.

 При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 
1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология проектной  деятельности.

4. Технология исследовательской деятельности.

5. Игровая технология.

6. Технология дифференцированного обучения.

7. Здоровьесберегающие технологии.

8. Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,

 экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;

  1. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

К учебнику разработаны рабочие тетради с печатной основой Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс, Просвещение 2015, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  •  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  •  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  •  Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  •  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  •  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  •  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  •  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  •  Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  •  Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
  •  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  •  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  •  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами учащихся  являются:

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  •  Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  •  Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;
  •   Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  •  Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В основе реализации образовательной программы по математике лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

Содержание учебного предмета «Технология»

(1 ч  в неделю)

УМК Н.И.Роговцева «Технология»

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Давайте познакомимся.

3ч.

2.

Человек и земля.

21ч.

3.

Человек и вода.

3ч.

4.

Человек и воздух.

3ч.

5.

Человек и информация.  

3ч.

Всего:

33ч.

Практическая часть

Количество уроков с использованием ИКТ

30%

Количество проектов

4

Количество исследовательских работ

7

Количество экскурсий

3

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1

Исследовательская работа «Сокровища природной кладовой» по теме «Природные материалы».

2

Исследовательская работа «От глины к пластилину» по теме «Пластилин».

3

Прикладной проект «Осенний урожай» по  теме «Овощи из пластилина».

4

Исследовательская работа «История бумаги» по теме «Бумага».

5

Прикладной проект «Дикие животные» по теме «Коллаж».

6

Исследовательская работа «Такие разные дома» по теме «Дом».

7

Прикладной проект «Чайный сервиз» по  теме «Посуда из пластилина».

8

Исследовательская работа «Свет в доме» по теме «Свет».

9

Исследовательская работа «Одежда. Ткань. Нитки» по теме «Учимся шить».

10

Исследовательская работа «Выращивание растений и уход за ними» по теме «Вода в жизни человека и растений».

11

Прикладной проект «Речной флот» по  теме «Передвижение по воде».

Тематическое планирование

по технологии (1 ч в неделю)

УМК Н.И.Роговцева «Технология»

урока

Наименование тем уроков

Вид учебной деятельности учащихся

Дата проведения

План

Коррек

тировка

I триместр

1

Как работать с учебником. Я и мои друзья. Урок-игра.

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия.

Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию. Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.

Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.

2

Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Экскурсия.

3

Что такое технология? Урок-путешествие.

4

Исследовательская работа «Сокровища природной кладовой» по теме «Природные материалы». Аппликация из листьев.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства. Выполнять практическую работу  из природных материалов

Осваивать  способы  и правила  работы с пластичными материалами.  

5

Исследовательская работа «От глины к пластилину» по теме «Пластилин». Аппликация из пластилина. Ромашковая поляна.

6

Пластилин. Приемы работы с пластилином. Мудрая сова. Урок-игра.

Осваивать  способы  и правила  работы с пластичными материалами.   Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя.

7

Растения. Получение и сушка семян. Экскурсия.

Сравнивать свойства различных    природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые  материалы для выполнения изделия. Актуализировать знания  об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по получению и сушке семян.

8

Овощи из пластилина. Проект «Осенний урожай».  

Осваивать приемы работы с пластилином.  Подбирать  материал для выполнения изделия.  Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать  «Вопросы юного технолога», осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия.

9

Исследовательская работа «История бумаги» по теме «Бумага». Правила работы ножницами. Волшебные фигуры.

сопоставлять  свойства бумаги. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.  Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов.

Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.

10

Бумага. Правила работы с шаблоном. Закладка из бумаги.

11

Насекомые. Пчелы и соты из различных материалов.

Использовать  различные виды материалов при выполнении изделий

Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее.

 Осваивать приемы  соединения  природных материалов при помощи пластилина.  Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность  при выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога».

II триместр

12

Коллаж из бумаги. Проект «Дикие животные».

Осваивать приемы  создания  изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя

13

Украшение на елку и окно из бумаги.

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов  собственного изделия.

Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.

14

Домашние животные. Котенок из пластилина.

Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать  форму и цвет  реальных объектов (домашних животных).Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека.

15

Исследовательская работа «Такие разные дома» по теме «Дом». Домик из веток.

Использовать умения работать  над проектом под руководством учителя.

Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку  деталей по шаблону и  раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.

16

 Посуда. Сервировка стола для чаепития. Правила поведения за столом.

Использовать умения работать  над проектом под руководством учителя. Анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии.  Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.

17

Посуда из пластилина. Проект «Чайный сервиз».

Использовать правила сервировки стола  при создании композиции «Чайный сервиз». Правила поведения за столом.

18

Исследовательская работа «Свет в доме» по теме «Свет». Правила работы шилом. Торшер из бумаги.

Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы с шилом. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина.

19

Мебель. Стул из  гофрированного картона. Освоение правил самообслуживания.

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры.

20

Исследовательская работа «Одежда. Ткань. Нитки» по теме «Учимся шить». Кукла из ниток.

Осущ. подбор  тканей и ниток,. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы, умение наматывать нитки, связывать их и разрезать Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

21

Учимся шить. Строчки стежков (прямых, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью).

22

Закладка с узорами из ниток.

Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий.

III триместр

23

Пришиваем пуговицы. Оформление игрушки. Медвежонок.

Сравнивать различные виды пуговицы и способы их пришивания. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия.

24

Передвижение по земле. Конструктор. Санки.

Применять «правило винта» при сборке и разборке моделей. Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное).  Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки.

25

Исследовательская работа «Выращивание растений и уход за ними» по теме «Вода в жизни человека и растений».

Исследовать  значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.).

Осваивать способы проращивания семян в воде.

26

Питьевая вода. Колодец из бумаги.

Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты

и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями

27

Передвижение по воде. Проект «Речной флот».

Анализировать процесс сборки реального объекта (плота),конструировать макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами»

28

Использование ветра. Вертушка из бумаги.

Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека,

летательных аппаратах.  Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой. Выполнять украшение изделия по собственному замыслу.

29

Полеты птиц. Мозаика из бумаги «Попугай».

Осваивать новый способ изготовления  мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать  и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе

30

Полеты человека. Летательные аппараты из бумаги.

Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план.

Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз,  тем скорость падения парашюта.

31

Способы общения. Правила дорожного движения.

Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение.

 Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из собственного опыта. Составлять простой графический план местности.

32

Компьютер. Интернет. Экскурсия в компьютерный класс.

Осуществлять поиск информации  о компьютере, его составных частях, сферах применения.  Осваивать правила безопасного использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого.

33

Урок-игра "Технология в нашей жизни"

Анализировать, сравнивать, соотносить информацию Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами».

Информационно-методическое обеспечение

УМК Н.И.Роговцева «Технология»

Литература для учителя:

  • Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2015
  • Образовательная программа «Перспектива». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс, Просвещение 2015
  •  УМК «Перспектива» и новый стандарт (http://prosv.ru)

Литература для учащихся:

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс, Просвещение 2015
  • Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс, Просвещение 2015
  • Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология» (CD).

Адреса электронных ресурсов:

Техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
  2. Интерактивная доска.  
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор
  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...