Главные вкладки

    Мастер -класс на ШМО по теме " Формирование регулятивных ууд на уроках математики"
    учебно-методический материал на тему

    Суворова Ирина Дмитриевна

    Практическое применение на этапе целеполагания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл формирование рууд1.34 МБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование регулятивных УУД на уроках математики в начальной школе средствами ОС « Школа 2100» ( слайд 2-3)

    Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

    Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. 
    К регулятивным УУД относятся: (слайд 4)

     • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

     • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

     • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

     • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). ( слайд 5-6)

     В курсе математика авторов С.А. Козловой и Т.Е. Демидовой дети осваивают:

    -числа и действия над ними,

    -величины,

    -элементы геометрии,

    -элементы алгебры,

    -текстовые задачи.

    Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

    Передо мной  встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

    Рассмотрим подробнее приём формирования действий целеполагания. ( слайд 8-9)

    Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

    Рассмотрим несколько приёмов целеполагания ( слайд 10-17)

    Приёмы принятия цели урока:

    – опора на личный жизненный опыт обучающихся;

    – использование занимательного игрового материала;

    – создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

    – выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

    – моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

    – постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

    Учебник по которому я работаю представляет собой технологическую карту не только для учителя, но и для ученика, с понятными плашками и значками.

    Но чтобы сделать урок более выгодным и ярким, я по возможности изменяю приемы целеполагания. ( слайд 18-19).

    Например тему « Доли» можно начать с просмотра мультфильма « Апельсин», дети видят, наглядно применение этой темы. Сразу делают прогноз « где нам пригодится тема доли.» и т.д. 

    Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:

       знаю/могу

       хочу

       делаю

    Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных  действий:

        1. Научить ребенка:

    а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

    б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;

    в) исправлять ошибки.

     2.  Помогите ребенку:

         - научиться адекватно оценивать выполненную работу.

    Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     Условия формирования и развития регулятивных действий на уроках и внеурочной деятельности можно выделить:

     1. Необходимость приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

    2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

    3. Регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

    4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

    5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

    6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

     7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

     -организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп;

    -учебный конфликт;

    -обсуждение участниками способов своего действия;

    -заполнение рефлексивного портфолио.


    Диагностика и формирование регулятивных универсальных учебных действий :

    - «преднамеренные ошибки»;

    - поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

     - диспут;

    - взаимоконтроль;

    - «ищу ошибки»

     - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

    Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

    выбирать средства для организации своего поведения;

    запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

    планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

    предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

    начинать и заканчивать действие в нужный момент;

    тормозить ненужные реакции.

    Критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности становится вид помощи.

    Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка.

    Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше».

    Действие выполняется ошибочно - вопрос «Разве так?».

    Действие выполняется ошибочно повторно - вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия.

    Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

    Результатами сформированности регулятивных УУД становится то, что:

    Ученик умеет составлять план действий.

    Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

    Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

    Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    Ученик способен к волевому усилию.

    Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

    У ученика сформирован внутренний план действий.

    Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

    Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Формирование познавательных УУД на уроках математики в 1 классе

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.Приоритетной целью школь...

    Презентация "Система заданий по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 1 классе", комментарий к слайдам

    Данный материал поможет учителю при подготовке к урокам по теме "Слагаемые.Сумма", можно использовать как выступление на педсовете, семинаре....

    Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

    Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...

    Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

    Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

    Материалы по теме "Формирование регулятивных УУД младших школьников на уроках математики и русского языка"

        Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели ...

    Мастер-класс «Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»

    Мастер-класс«Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»...