Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей у младших школьников.
методическая разработка (1 класс) на тему

Башарова Эльза Рашитовна

       Чем коммуникабелен ребенок , тем ему легче пройти период адаптации в школе. Поэтому одной из первый задач, которые стоят перед учителем первоклассников, это развитие умения общаться друг с другом, обмениваться информацией, воспринимать и принимать окружающих, иными словами развивать коммуникативные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей у младших школьников.       

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этих задач требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и  коммуникативные способности.

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка : все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период,  прежде всего потому, что школа с первых дней ставит  перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно  с  их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

       Чем коммуникабелен ребенок , тем ему легче пройти период адаптации в школе. Поэтому одной из первый задач, которые стоят перед учителем первоклассников, это развитие умения общаться друг с другом, обмениваться информацией, воспринимать и принимать окружающих, иными словами развивать коммуникативные способности.

   Среди множества разнообразных средств, способов и методов, наиболее доступны и близки игровые формы, т.к. сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли. В играх учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредотачиваться, т. е. развиваются способности.

   Попытки разгадать «тайну» игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет.

     В древнем  мире игры были средоточием общественной   жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки  считали,  что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и  могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае  праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

     В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными   условиями и направлены на достижение определенной цели.

     Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накапливания жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

     Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмов проведения игры. В процессе игры:

- осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса ( минимодели общества), переносимые затем в « большую жизнь»;

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов – аналогов предприятий, фирм, различных типов  экономических и социальных институтов  в миниатюре;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями;

Теории игры.

    Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

    В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.  Различные исследователи и мыслители зарубежья – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К.Бюлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже и др

    К. Гросс усматривал сущность игры в том, что она служит подготовкой к  серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

,связывая игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет Гросс пытается указать источники игры, он объясняя игры человека также, как и игры животных, ошибочно  сводит их к целому биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична.

    Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л. Рубинштейна, является формалисткой, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от  ее содержания, поэтому эта теория не в состоянии объяснить игру.

    Стремясь раскрыть мотивы игры, К.Бюлер выдвинул теорию эмоционального удовольствия( удовольствия от самого действия, а не от результата), как основного мотива игры. Как и динамическая теория Шиллера – Спенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той ил иной эмоционально эффективной окраске. Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь только к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие  ее формы.

   Фрейдовские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается , что не удается реализоваться в жизни.  

   Л.С.Выгодский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

   Д.Н. Узнадзе видит в игре  результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием , которым она как-то внешне наполняется.

Значение педагогической игры

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение  игра находит в народной педагогике, в дошкольных и вне школьных учреждениях. В современной школе , делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части;
  • как технология внеклассной работы;

    В  отличии от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются  учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство  побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве  ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую,
  • успешное выполнения дидактического задания связывается с дидактическим результатом;

    Игра – школа профессиональной семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек , обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. Процесс обучения развивается нВ языке действий, учатся и учат все участники   игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Основные функции игр.

     Место и роль игры в учебном процессе, сочетание ее элементов и учение во многом зависит от понимания учителем функций педагогических функций, ее полезность.

    Социокультурное назначение игры. Игра- сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия  их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатство культуры. Потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющего функционировать в качестве полноценного члена общества.

    Функция межнациональной коммуникации. И Кант считал человечество самой  коммуникабельностью. Игры национальны и в тоже время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

    Функция самореализации человека в игре.  Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как  личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой- либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно  вводит в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющие проблемы и человека и моделировать их снятие.

    Коммуникативная игра. Игра деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым  правилам и конкретная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне , в контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимопоступок никакой игры  между ними быть не может.

    Диагностическая функция игры.  Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений( интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

    Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивание терапевтическое значение игровых приемов , Д.Б.Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

    Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры знает не только свою роль , но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справится с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

    Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразного. Развлекательная функция игры связаны с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализация уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способна давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Игровые мотивы и организация игр.

    Игровые формы обучения способствуют  использования различных способов мотивации:

  1. Мотивы общения:

- учащиеся, совестно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

- при решении коллективных задач используются различные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных товарищей.

- совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявит себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы.

* каждая игра имеет близкий результат ( окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели( победе) и осознание пути достижения цели ( нужно знать больше других).

* В игре команды или отдельные ученики изначально равны ( нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока. Уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

* обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

* ситуация успеха создает благоприятный фон для развития познавательного интереса.

Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

*состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательно для детей. Удовольствие полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает  желание изучать предмет.

* в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск  ответа.

* в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

    Управление многими играми необходимо для активизации процесса самовоспитания ребенка.

    Организация игр содержит следующие моменты.

     Выбор игры зависит от того каков ребенок и какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.. если игра коллективная, то необходимо знать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. выбор игры зависит от времени ее проведения. Природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. В играх  ребенком осуществляется  цели несколько уровней, взаимосвязанных между собой.

     Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

     Цель второго уровня – функциональная , она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетом, ролей.

     Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

    Предложение игры детям.

    Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней.  Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. В предложении игры входят объяснение ее правил и техники действия.  Игру следует объяснять четко и кратко, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

    Оборудование и оснащение игровой площадки.

    Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей.

    Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.

    Игровым называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Разбивка на  коллектив требует соблюдения этики, привязанностей, симпатий, антипатий. Одно из основных моментов  в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными.. это дело  трудное и щепетильное. Учитывая какая роль особенно полезна ребенку, используются следующие приемы:

- назначение на роль непосредственно взрослым;

-назначение на роль через старшего ( капитана, водящего);

- выбор на роль по итогам игровых конкурсов

- добровольное принятие роли ребенком, по желанию;

 Необходимо следить за тем, чтобы у рол было действие и нельзя использовать отрицательные роли.

     Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих. Усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий.

 Основные принципы организации игры:

- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

- принцип развития игровой динамики,

 - принцип поддержания  игровой атмосферы;

 - принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

 - принцип перехода от простейших  игр к сложным игровым формам;  логика перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил;

 Перед учителем стоят ряд задач:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  •   подготовить почву для последующего возраста, т. е. ориентироваться  не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития  мотивов к учебной деятельности.

     Урок проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

  1. Предварительная подготовка.
  2. обязательные атрибуты игры.
  3. обязательная констатация результата игры.
  4. компетентное жюри.
  5.  игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

  Конфуций писал: « Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы позволяют расти как ученикам, так и учителю.

      Игра деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым  правилам и конкретная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне , в контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимопоступок никакой игры  между ними быть не может.

  Предлагаю несколько игр на развитие коммуникативных способностей.

Плот.

Условие:

 Постройте детей в линию и объявите задание: уместиться в круге, намеченном на земле.

Правила:

- Круг должен быть намного меньше диаметра, чем  бы круг, образованный детьми;

-молчание и ограниченное время (10-15 мин)

Если дети затрудняются, подскажите им несколько уловок, которые могут помочь. Например, участники становятся на одну ногу, держат друг друга, придерживают шахматный порядок.

За нарушение правил класс наказывается возвращением за край круга.

Игра позволяет:

*сплотить класс;

*развить невербальное общение;

*развить логическое общение.

Электрическая стена.

Условие:

На уровне бедер детей натяните веревку длиной 2 м. Задача – перебраться через веревку (по верху), не дотрагиваясь до него.

Правила:

- нельзя разговаривать  и время ограничено 15 мин.

Создайте легенду. Например, веревка – это оголенный провод, удар током которого является смертельным. Обратите внимание на безопасность. Ваши дети скорее всего догадаются переправлять друг друга через «стену» на руках, подставляя ноги. Посоветуйте тем кто за чертой, принимать вновь прибывших на руки так, чтобы никто не поранился. Объясните, что главная цель – не допустить страдание кого-либо, ведь тогда команда проиграет.

Игра позволяет:

*сплотить класс;

*развивать командные чувства;

*развить чувство доверия;

*развивать навыки невербального общения;

*научить детей переживать за товарищей.

Подводная лодка.

Условие:

Посадите детей в круг. Расскажите им легенду: весь класс находиться в подводной лодке, которая терпит  бедствие. Спастись можно через узкий люк, в который за один раз проходит только один человек. Больше шансов у самого первого участника т.к. лодка может «взорваться» в любую минуту. Задача – прийти к единогласному мнению, кого, когда и почему спасать. При этом должна объясняться причина именно такого решения.

 Перед началом упражнения стоит создать атмосферу подходящую для выполнения поставленной задачи. Потушите свет, зажгите свечу. Расскажите о трагедии «Комсомольца» и «Курска». Обсудите , что необходимо людям, чтобы быть мужественной, сплоченной командой. Учите детей открыто высказывать свои мысли.

Игра позволяет:

*научить детей открыто высказывать свои мысли;

* делать осознанный выбор;

*оценивать достоинства и недостатки людей.

Касание.

Условие:

Разделите детей на пары. Попросите их соединить руки, касаясь только подушечками пальцев. Задание – вместе присесть и пройти дистанцию, но так, чтобы не отрывать рук.

 Учитывайте межличностные отношения детей, строя пары. Поставьте вместе детей, между которыми нет взаимной симпатии. Создайте легенду, например, в местах прикосновения находятся невесомые невидимые лепестки. Если дети разорвут касания – лепестки упадут и разорвутся. По мере привыкания детей друг к другу, вы можете усложнить задание, например, станцевать вальс, рок-н-ролл, создать статую. Предложите им соединить затылки , плечи, пальцы  ног и т. п. Объявите конкурс на лучшую пару. Как только дети выполнят все задания, поменяться партнерами.

Игра позволяет:

*сблизить «противников»;

*разрушить барьер расстояния.

Подшипник.

Условие:

Поставьте стулья так, чтобы они образовывали два круга – один внутри другого, посадите детей на стулья лицом друг к другу. Задача – по сигналу человек, находящийся во внутреннем круге, должен рассказать тому, кто сидит напротив, что хорошего сегодня с ним случилось. Когда происходить смена сигнала, партнер объясняет, почему все произошло, чем ранее говорящий  человек это заслужил. По  команде дети во внутреннем круге сдвигаются по часовой стрелке на один стул.

 Перед началом обсудите с детьми, что можно в любой мелочи заметить что-то радостное для себя. Поговорите о том, что все хорошее, что случается с человек, - это его заслуга.

Подведите итоги, попробуйте суммировать все позитивные случаи в сегодняшнем дне и подтолкнуть в выводу: что можно найти что-то хорошев любом моменте.

Игра позволяет:

*развивать способность выслушивать другого человека;

*находить положительные моменты;

*научить детей открыто общаться.

Кораблик.

Условие:

 Сядьте в круг. В центре круга находится маленький предмет – «кораблик». Ведущий начинает со слов «Я ветер, направляю этот кораблик к …, потому что … очень добрый человек». Тот, к кому приплывает кораблик, двигает его к другому участнику, указывая, за что тот удостоился такой чести. Вы, в свою очередь, ведете хронику, подсчитывая к кому кораблик приплывал больше всего.

 Вместо кораблика можно использовать маленькую свечу в колбочке. Закончить можно классной песней, обменом мыслей детей о своем классе

Игра позволяет:

*сплотить класс;

*расслабиться после учебного дня;

*открыто общаться;

Снежный ком

Все дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – первого, второго и свое и т.д. Можно усложнить, если дети знают друг друга, можно прибавить какое-то качество (Вася веселый, Надя умная).

Группы

Детям  предлагается за 30 секунд объединится в группы по различным признаками: цвет волос, глаз, по размеру обуви, по количеству пуговиц, по длине ногтей и т.п. внутри групп дети знакомятся.

Найди пару

Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев ( старик, старуха) или части имен ( царь, горох). Необходимо найти свою пару (Иван-царевичу – лягушку) нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?»

Групповой рисунок.

Начните рисовать что-то важное для себя. Затем передайте рисунок соседу справа, получить рисунок от соседа слева. Рисуйте пока ваш рисунок не вернется к вам. Затем можно сделать выставку.

Пианино

Руки кладутся на колени соседям. По кругу начинается игра на пианино – дети ударяют по коленям. Тот, кто сбился, убирает руку.

Рука к руке

Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами!» - и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнера, - становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами!» все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе нового партнера. «Нос к носу!», « Плечо к плечу!», «Хвост к хвосту!».

Как в зеркале.

Разбейтесь в произвольном порядке пары. Нужно встать лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один  -зеркало, ему нужно копировать как можно точнее все движения партнера. Те, кто стоит перед «зеркалом», будет разглядывать себя, изменяя мимику. Потом поменяйтесь местами.

Таким образом,

- учащиеся, совестно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

- при решении коллективных задач используются различные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных товарищей.

- совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ....

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников

Коммуникативные способности - индивидуальные психологические качества человека, создающие возможность успешного общения, т.е. возможность созидания гармоничных отношений с другими людьми, в которых со...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

В данной  разработке представлены виды работы и игры, направленные на развитие диалогической речи у детей с ЗПР....

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников

материал будет полезен для методистов, педагогов дополнительного образования...