Развитие коммуникативных способностей у младших школьников
статья

материал будет полезен для методистов, педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_prohorovoy_l.s.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Развитие коммуникативных способностей у младших школьников» (Прохорова Л.С.)

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда основным видом деятельности становится общение.

Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в подростковом возрасте. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть для той категории младших школьников, которые в силу различных отклонений психического или физического плана не могут вести полноценную жизнь. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Под коммуникативными способностями В.Г. Белинский понимал способности природной силы личности, или её возможности.

По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности. Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Изучением коммуникативных способностей детей занимались многие психологи, педагоги и медицинские специалисты. Большая часть специалистов склоняется к тому мнению, что коммуникативные способности находятся в прямой зависимости от уровня развития лексики ребенка с ОВЗ.

Также Д. Б. Эльконин пишет, что развитие коммуникативных способностей и в том числе лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Формирование коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач школы. Результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.

Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, и др. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.

В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста – возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий, и контроль над его исполнением. Таким образом, младший школьник – это ребенок, в возрасте от 6–7 до 10 лет, который проходит обучение в 1–4-х классах средней общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей у младших школьников.

     Чем коммуникабелен ребенок , тем ему легче пройти период адаптации в школе. Поэтому одной из первый задач, которые стоят перед учителем первоклассников, это развитие умения ...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. (Иванова Н.Г.)...

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников

Коммуникативные способности - индивидуальные психологические качества человека, создающие возможность успешного общения, т.е. возможность созидания гармоничных отношений с другими людьми, в которых со...

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...

Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников

Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...