Проблемы преемственности
статья на тему

Ламзина Татьяна Анатольевна

Доклад на Августовской педагогической конференции в 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_preemstvennosti.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

 «От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

                                                                                                             что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

  
В.А. Сухомлинский.

 

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности (слайд 3) трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Что же такое развитие?

Развитие – это не количество знаний, которые получит школьник, а умение пользоваться ими, применять их в самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартной ситуации. Развитие – это не наличие знаний, а умение их добывать; умение определять своё незнание. Учебная деятельность невозможна, если у школьника не развита контролирующая и оценивающая деятельность.

По новым стандартам ученик – равноправный участник обучения, он в равной мере с учителем отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Он с помощью учителя анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины этого и пути исправления.

Подготовка детей в детском саду является ступенькой к вступлению ребёнка в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную. Подготовка в детском саду определяет успешность вхождения в учебную деятельность в школе. Чем лучше готов организм малыша ко всем изменениям, связанными с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее будет проходить приспособление к школе.

Что же такое готовность к школе?

  • Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. на языке психологии – мотивация к обучению.
  • У него должна быть сформирована позиция школьника: умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.
  • Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего дня.
  • У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения знаниями.

Важен не столько объём знаний, сколько их качество. Важно развивать его речь, способность различать звуки; создавать условия для развития моторики, движений руки и пальцев. Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.

Проблема подготовки детей к школе не нова. Она всегда входила в комплекс задач, решаемых в системе дошкольного образования (слайд 4)

1. Общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желании учиться. Поэтому полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства и адекватная закономерностям развития физическая и психологическая подготовка к школе весьма актуальна.

2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

3.  Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе, бассейн, языки, хореография, музыкальная школа, фигурное катание... Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

4. Особую тревогу вызывает растущее утомление и переутомление ребенка.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

5. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Результат этого – трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

                Поэтому необходимо помнить об основных видах деятельности (слайд 5):

  • Игровая
  • Двигательная
  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение (слушание, восприятие)

   

Эта проблема осознается всеми и в то же время никак не может быть решена.

Исходя из сказанного, реализацию преемственных связей требует решения следующих задач:

1.
Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения (слайды 6-7)- недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.

2.
Организация процесса обучения, воспитания и развития (слайды 8-10) детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.

3.
Приоритетное развитие личности будущего первоклассника (слайды 11-14), формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.

4.
Предварительное знакомство педагогов школы, администрации с детьми через праздники, воспитательные мероприятия (слайды 15-17).  Знакомство с нашими детьми происходит задолго до того, как они становятся учениками 1 класса.  Педагоги, администрация нашей школы приходят на многочисленные праздники, воспитательные мероприятия к нам в предшкольный класс по нескольку раз в год.

5. Посещение музеев, учебных кабинетов, библиотек обучающимися предшкольного класса (слайды 18-19).                                                                                    Обучающиеся предшкольного класса с удовольствием посещают музеи, учебные кабинеты, библиотеку. Это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.. Дети, посидев  за партами, побывав на уроке, начнут воспринимать себя в новой для них роли. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

6.Проведение Дней открытых дверей (слайды 20-21).                                                                    Осенью и весной проводятся Дни открытых дверей, на которые мы приглашаем  гостей из детского сада. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.                                                                                                                           За успешностью своих выпускников мы следим на протяжении всех школьных лет. На совместных педсоветах обсуждаем результаты, намечаем пути к устранению пробелов, трудностей.

7. Работа с одаренными детьми (слайды 22-23).                                                                                          Кроме того, большое значение мы придаём работе с одарёнными детьми. Что бы они смогли в полной мере  раскрывать свои таланты как можно раньше. На праздниках, концертах,  занятиях  обязательно обращаем внимание на таких  ребят, даём  характеристики, рекомендации. Примером могут служить наши ребята, которые на протяжении 6 лет участвуют в школьной  и городской научно-практической конференции                          

        Дети приходят в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы со своей учительницей. Им не приходится привыкать к её требованиям, манере общения, технике речи.  И с первых же  школьных дней первоклашки  видят в школе, на уроках  рядом с собой за партами своих воспитателей, психолога, даже своего директора, которые готовы похвалить, помочь, даже пожалеть, ели нужно.   

8. Методическая работа осуществлялась через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.


Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях  присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

А сколько времени экономит на уроке учитель во время адаптационного процесса у первоклассников! Заранее известно кто правша, кто левша, кого с кем нужно посадить, кто как умеет держать ручку или карандаш  и много других мелочей, которые могут вносить сумятицу в учебный процесс. 

Согласованная и дружная работа с наших педагогов, психологов позволяет  оценить   адаптацию первоклассников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

        Я согласна с высказыванием Л.С.Выготского, что «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» (слайд 24).

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Проблемы преемственности между деским садом и школой.

Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы....