Тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_izo_3_klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

       Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучения в 3 классе на основе  авторской  программы  Неменского Б.М. / М.: Просвещение, 2008 год к линии УМК «Школа России».                                                                                                    

Программа  рассчитана на 34 часа  учебного времени.  Объём часов учебной нагрузки, отведённых на основе рабочей программы (1 час  в неделю), определён учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану  общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

В состав УМК входит учебник для 3 класса/авт. Неменский Б. М., рабочая тетрадь «Твоя мастерская»/ авт.Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.          

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.  

      В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

       Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

       Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

   Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

       Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.  В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

          Основные цели программы:

  • содействовать развитию эмоционально ценностного восприятия произведений  профессионального и народного искусств, окружающего мира;
  • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства;
  • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения;

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

          Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.   

     Программа «Изобразительное искусство» предусматривает  чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Особенностью организации учебного процесса по данному курса, является особенность развития детей с ТНР, изменение характера их взаимодействия с окружающим миром.

Перечень основного речевого материала дан в содержании программы. Весь речевой материал учащиеся должны понимать и проговаривать - по возможности.

С первого дня пребывания ученика в классе следует учить его наблюдать, анализировать факты и явления, сравнивать, сопоставлять, находить в них общее, характерное, усматривать закономерности, делать выводы, перепроверять их, приходить к заключению, осознано пользоваться знаниями, применять их в учебной и практической деятельности.

Один из видов самостоятельной деятельности - работа с учебным пособием. Школьный учебник является основным пособием для ребёнка в его учебной деятельности. Научить школьника с помощью этого пособия самостоятельно овладевать знаниями, правильно пользоваться учебным пособием, научить работать с текстом учебника - это важная задача учителя.

Перед учителем при планировании материала встают задачи:

 а)     обеспечить непрерывное повторение пройденного, причём повторение это должно быть по возможности связано с введением нового материала, и вместе с тем гарантировать непрерывное продолжение работы над введённым ранее материалом в целях совершенствования и развития приобретённых знаний и их обобщения;

б)        обеспечить такие условия, при которых стало бы возможным установление связи между новым и ранее изученным. Это требование предполагает своевременное повторение, необходимое в качестве подготовки к рассмотрению новых вопросов, повторение с целью установления связи вводимого нового понятии с теми, которые рассматривались прежде, последующее
повторение и закрепление.

У обучающихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. В результате этого ребёнку трудно определиться в социуме, занять достойное положение в системе межличностных отношений. Контингент учащихся неоднороден по уровню интеллектуального и речевого развития, сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление.

В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и  имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей.

Каждый вывод, каждое обобщение требует всестороннего рассмотрения на основе использования наглядного материала, наблюдаемые и анализируемые учащимися факты должны быть продуманы и подобраны так, чтобы при работе с детьми, страдающими нарушениями речи, пополнялся бы их весьма ограниченный запас слов, а при тяжёлых формах речевых нарушений создавался начальный словарный запас, уточнялось понимание детьми значения слов, формировалось значение слов.

Органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей, повышение теоретического уровня образования и формирование умений применять знания на практике, выработка для этого необходимых навыков - вот те принципы, которые являются ведущими при обучении на уроках ИЗО.

Решение коррекционных задач осуществляется через:

  • проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • проговаривание терминов и слов сложной слоговой структуры (индивидуальное, хоровое);
  • работу со словарями (усвоение терминологии);
  • включение в урок заданий способствующих коррекции, развитию психических процессов учащихся;
  • проведения гимнастики для глаз;
  • выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
  • опору на жизненный опыт обучающихся;
  • соблюдение двигательного  и охранительного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).

                                                                                     

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего, итогового контроля в следующих формах:

  • наблюдение
  • практическая работа
  • беседа

Формы организации учебного процесса:

  •  фронтальная;
  •  групповая;
  •  работа в парах;
  •  индивидуальная.

Оценивание достижений происходит путем формирования портфолио ученика.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники,  методические рекомендации для учителя.

Содержание

Искусство в твоем доме. Твои игрушки. Посуда у тебя дома.  Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды.    Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника  на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира. Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города.

Художник и музей. Музеи в жизни города. Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

Тематический план

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Кол-во

часов по программе

Кол-во пройденных часов

1.

Искусство в твоем доме    

8

2.

Искусство на улицах твоего города

7

3.

Художники и зрелище

11

4.

Художник и музей

8

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

3 класс

(2012/2013 учебный год)

Кол-во

часов

дата

ТЕМА УРОКА

Примечание

1 четверть. Тема: «Искусство в твоем доме».

1

08.09

«Твоя посуда».

Изображение на бумаге  сосудов (чашка с блюдцем, кувшин и т.д.), разных по характеру (стройный, неуклюжий, воздушный, приземистый) и по назначению (праздничный или повседневный).

2

15.09

«Твои игрушки».

Лепка игрушки (изготовление, грунтовка).

3

22.09

«Твои игрушки. Роспись».

Роспись, декорирование игрушки.

4

29.09

«Мамин платок».

Знакомство с искусством росписи тканей. Выполнение эскиза платка.

5

06.10

«Обои, шторы в твоем доме».

Эскиз обоев или штор для определенной комнаты.

6

13.10

«Твои книжки. Иллюстрация».

Эскиз иллюстрации к русской народной сказке «гуси лебеди» или др.

7

20.10

«Поздравительная открытка, декоративная закладка». (эскиз)

Выполнение эскиза поздравительной открытки или закладки (по растительным мотивам).

8

27.10

«Поздравительная открытка, декоративная закладка».

(исполнение)

Исполнение праздничной открытки или декоративной закладки в материале. Возможно исполнение в технике граттажа (франц. – скрести, царапать) или гравюры наклейками.

9

03.11

«Искусство в твоем доме».

Обсуждение работ.

Ответы на вопросы.

2 четверть. Тема: «Искусство на улицах твоего города (поселка)».

1

17.11

«Наследие предков – памятники архитектуры».

Изображение архитектурных памятников по памяти или представлению.

2

24.11

«Витрины на улицах».

Проект оформления витрин магазина «Детский мир»: отдел «Спорттовары, «Игрушки», «Одежда».

3

01.12

«Парки, скверы, бульвары».

Изображение детской площадки или детского парка с аттракционами.

4

08.12

«Ажурные ограды».

Проект ажурной решетки или ворот.

5

15.12

«Фонари на улицах и в парках».

Эскизы фонариков для детских площадок, бульваров и парков.

6

22.12

«Транспорт».

Проект разнообразных автомашин или других видов транспорта.

7

12.01

 «Экскурсия по улицам нашего города»

«Экскурсоводами» должны быть поочередно все, учитель -  «Экскурсантом».

(игра в экскурсию)

3 четверть. Тема: «Художник и зрелище».

1

19.01

«Театральные маски».

(лепка)

Конструирование маски из соленого теста или пластилина. Грунтовка.

2

26.01

«Театральные маски».

(роспись)

Роспись маски выполненной на предыдущем уроке.

3

02.02

«Образ театрального героя».

Выполнение эскиза театрального костюма для героя выбранной сказки.

4

09.02

«Театр кукол»

(голова)

Создание головок кукольных персонажей выбранной сказки.

5

16.02

«Театр кукол».

(театральный костюм)

Создание костюма для перчаточной куклы.

6

02.03

«Театральный занавес».

Выполнение эскиза занавеса к кукольному спектаклю.

(коллективная работа)

7

09.03

«Афиша».

Создание эскиза афиши к спектаклю.

(группами по 2 человека)

8

«Афиша».

Цветовое решение афиши к  спектаклю. Выполнение текста.

9

16.03

«Художник и цирк».

Изображение циркового персонажа (в движении).

10

23.03

 «Путешествие в мир театра».

Игра в театр с использованием собственных работ выполненных в течение четверти.

4 четверть. Тема: «Музеи искусства».

1

06.04

«Музеи искусства».

Изображение музейного интерьера (с фигурками людей).

2

13.04

«В музеях хранятся натюрморты».

Изображение натюрморта по представлению тремя группами:

(радостный, торжественный), (нежный, певучий), (мрачный, тоскливый).

3

20.04

«В музеях хранятся пейзажи».

Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением:

(радостный, торжественный), (нежный, певучий), (мрачный, тоскливый).

4

27.04

«В музеях хранятся портреты».

Выполнение портрета близкого человека по памяти.

5

04.05

«В музеях хранятся скульптуры».

Лепка фигуры человека или животного в движении.

6

11.05

«Музеи архитектуры».

Импровизация на тему древней архитектуры.

7

18.05

«Музеи народного декоративно-прикладного искусства».

Изображение музея народного искусства, расположенного в парке.

8

25.05

 «Искусство вокруг нас».

Игра в экскурсию по художественной выставке

Основные требования к  знаниям, умениям и навыкам обучающихся:

Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:

- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;

- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;

- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;

- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;

- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);

- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);

- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;

- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);

- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);

- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;

- владеть простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги при создании «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.

Словарь

Акварель, гуашь, пастель, проволока, фольга,   художник, изображение, постройка, богородская, филимоновская, дымковская игрушка, хохлома, гжель, сервиз, ритм, печатка, трафарет, кайма, обложка, иллюстрация, памятник, архитектура, сквер, бульвар, фонтан, скульптура, аллея, планировка,  элемент, фонарь, светильник,  ажурная ограда, кружево, витрина, цирк, театр, декорация, макет, спектакль, кукла перчаточная, тростевая, марионетка, костюм, маска, грим, афиша, плакат, шрифт, реклама, представление, карнавал, музей, экспозиция, коллекция, картина, натюрморт, пейзаж, цвет, оттенок, настроение, портрет, расположение, характер, скульптура, пьедестал, выставка.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

1

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского-  М.: «Просвещение», 2011г.

2

Горяева Н. А. и др.Изобразительное искусство: Твоя мастерская.

Рабочая тетрадь: 3 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского

-  М.: «Просвещение», 2011г.

3

Неменский Б.М. и др.Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского -  М.: «Просвещение», 2011г.

Неменский Б. М., Неменская Л. А.,

4

Рейд Б. Обыкновенный пластилин/ Б. Рейд.- М.: АСТ-Пресс, 1998.-128 с

5

Никологорская О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-96 с.

6

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

7

Компьютер

В кабинете информатики

8

Настольные развивающие игры

9

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

10

Стол учительский с тумбой.

11

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

ГОдовое  тематическое  планирование (34 часа) по изобразительному искусству по  программе Б. Неменского ( 4 класс).Логика  изложения  материала полностью соответствует  т...

календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс по программе В.С. Кузина...

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе

Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из  расчёта 1ч Х 34недели, вс...

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, С.В. Кузин

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс...