Доклад по теме самообразования "Привитие интереса к математике через классную и внеклассную работу"
методическая разработка на тему

Тевлянаут Мира Васильевна

Как заинтересовать учащихся к предмету математика

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Центр образования с. Мейныпильгыно»

Доклад

по теме самообразования

« Привитие интереса к математике через классную и внеклассную работу»

Подготовила: Тевлянаут М.В.

учитель начальных классов

 

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательнее.

Блез Паскаль

Математика – это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней –  это прежде всего приобщение к непреходящим культурным ценностям, и, таким образом, её роль совершенно безусловна в развитии личности растущего человека. С другой стороны, благополучие личности во многом зависит от адекватности её поведения современным условиям существования в социуме (т.е. в современном обществе), от её подготовленности к существованию в этом социуме. Математика сегодня – это одна из наиболее жизненно важных областей знания  современного человечества, она крайне необходима для существования  в цивилизованном человеческом обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений для того, чтобы обеспечить ему чувство комфортности.

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к математике.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями, развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию и обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Очень часто, сталкиваясь с первыми трудностями математики, дети теряют уверенность в своих силах, падает интерес к предмету. Или наоборот, математические способности ребенка высоки, рамки учебника ему малы, ребенок начинает скучать на уроке. Как сделать работу на уроке интересной и посильной для каждого ученика?

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? во всяком случае, не принуждением, которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Многие задачи занимательного характера передавались из поколения в поколения, сейчас на их основе составляются новые задачи, так как именно они служат формированию полезных мыслительных навыков. Задачи с поэтическим оформлением (задачи в стихах) в начальных классах просты и доступны по содержанию, их темы близки и связаны с жизнью и деятельностью детей.

В магазин пришли ребята.

Те ребята - дошколята.

Сделали покупок восемь.

сумму сосчитать вас просим.

Зайку купила Галина – 20 рублей заплатила,

Мишку купили Марине – 30 рублей заплатили,

Соне матрешку – за 20 рублей,

Коле гармошку – за 30 рублей,

Толя купил расписной барабан –

20 рублей он кассиру отдал,

40 рублей стоят Ритины сказки,

За 10 – для Нины купили раскраски,

Славе фонарик за 30 рублей.

кто сосчитал, говорите скорей.  (ответ: 200 рублей)

Задачи повышенной сложности. 2 класс.

Во втором классе на 5 учеников больше, чем в первом, а в третьем классе на 7 учеников больше, чем в первом. В каком классе больше учеников, во втором или в третьем, и на сколько?

( ответ: больше в третьем на 2 ученика, чем во втором)

Задачи со сказочным сюжетом.

« Сколько ты весишь, Крошка Енот?» - спросила Мартышка. « Догадайся сама, - ответил Енот. – С двумя одинаковыми корзинами сладкой осоки я вешу 18 кг, а с одной – 14 кг». Сколько весит Крошка  Енот? (ответ: 10 кг)

Оригинальные задачи.

Самые маленькие обезьянки – мышиные лемуры с острова Мадагаскар. Весят они всего 30 граммов. Длина их тела – 6 см! А длина их хвостика 15 см. Узнай длину мышиного лемура от макушки до кончика хвоста.

Познавательные задачи.

Знаешь ли ты, что самый крупный в нашей стране жук – уссурийский дровосек? Какова длина его тела, если длина майского жука 2 см, а уссурийский дровосек на 8 см больше?

Использование энциклопедических сведений в математических заданиях:

Чтобы найти верное утверждение, надо решить математическую цепочку. Как в природе распространяются семена? Сколько всего способов распространения семян? (идет цепочка, затем даются энциклопедические сведения).

Задания с природоведческим и историческим сюжетом позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В логических играх путем «цепочки» несложных умозаключений, дети предвидят, предугадывают необходимый результат, ответ. Высказывая суждения и умозаключения, ребенок приобретает необходимые азы логического мышления, а также учится правильной, четкой, лаконичной речи.

Интерес и игра – вот средства, которые способны организовать детей на активную умственную деятельность, вовлечь в поиск, приобщить его к творческой работе на уроке.  Игра помогает ребенку быть успешным, смышленым, усидчивым, любознательным, смекалистым.

Вызвать у детей интерес к отдельным заданиям и математике в целом помогут оригинальные задания, загадки, ребусы и кроссворды, экскурс в прошлое математики и замечательные математические игры во внеурочное время. Цель этих мероприятий не только привлечь внимание детей и вызвать у них удивление, но и сделать интерес к математике достаточно стойким, помочь овладеть математическими умениями не только сильным ученикам, но и тем, для которых данный школьный предмет является наиболее сложным.

Мероприятия, проведенные мною: это « Путешествие в город Цифирия» в котором, Цель: способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи: воспитание в детях уважения к себе и к другим; формировать любовь к предмету.

«И прекрасна, и сильна математики страна!» (КВН для учащихся начальных классов).

Знакомство с миром чисел и цифр, действий над ними служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике.

Цифры в ребусах, числовые последовательности, интересные факты в числах, математические физкультминутки, пословицы и крылатые выражения с числами, игры на развитие внимания, решаем примеры с увлечением.

Интерес детей к математике невозможен без интереса к предмету со стороны учителя. Включение в урок и во внеклассную работу интересных заданий, ребусов, головоломок, задач, выходящих за рамки учебника, позволяют детям видеть перед собой увлеченного учителя, проявляющего интерес к математике, содействующего развитию их математических способностей.

Нестандартные задания позволяют со стороны развить интерес у ребенка, а с другой стороны – разнообразить работу учителя на уроке. Занимательность и игровые моменты, вносимые в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Использованная литература: « Учим математику с увлечением» 1-4 классы, А.В. Кочергина, Л.И Гайдина, Москва, 2007 г.

« Обучение математике в начальной школе» А.В.Белошистая, Айрис Пресс, Москва 2006

« Математика в начальной школе» Л.Ф. Тихомирова, ТЦ Сфера, Москва 2002

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие их творческих способностей"

Доклад на тему: "Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие их творческих способностей"...

Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК "Перспективная начальная школа"".

Доклад на тему: "Реализация системно -деятельностного подхода через УМК  "Перспективная начальная школа""....

Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".

В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе....

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитани...

Доклад на тему:"Повышение профессиональной компетентности воспитателя через самообразование"

Проблема повышения мастерства воспитателя отличается исключительной сложностью и многоплановостью. Кроме того, поиск путей совершенствования труда воспитателя часто ведётся без надёжных ориентиров, не...

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...

Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

        В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.     Повышение уровня учебно...