Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»
статья (4 класс) на тему

Шумарова Светлана Николаевна

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti-_inofony.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Главная цель обучения детей- инофонов- прежде всего практическое овладение русским языком. В рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный» мы вовлекаем учащихся в активную языковую среду. Это особая учебная ситуация, направленная на стимулирование инициативы учащегося. В УМК для детей мигрантов « Русский язык: от ступени  к ступени» разработана целая серия методических приёмов, позволяющих с первых шагов обучения приблизить школьника- инофона к живому русскому слову. Основной принцип обучения- опора на коммуникацию,  формирование навыков устной и письменной речи.

        Структура урока включает в себя 4 раздела:

  • Слушайте. Повторяйте. Читайте.
  • Грамматика.
  • Упражнения.
  • Работа с текстом.

        Каждое явление лексико- грамматического курса изучается через текст, в процессе употребления в речи. Каждый из разделов урока может содержать тексты, задания к текстам, игры и др. формы работы, отвечающие коммуникативному принципу обучения языку. Изучаемое грамматическое явление ученик сначала встречает  в тексте, затем происходит сознательное осмысление грамматической темы урока и в процессе продолжительной тренировки происходит наполнение грамматической модели различной лексикой.

        Каждый новый урок начинается разделом « Слушайте. Повторяйте. Читайте».  Формулировка заданий задаёт виды речевой деятельности. Это аудирование – восприятие текста на слух ( Слушайте), говорение ( Повторяйте ), чтение ( Читайте). Для данной группы детей важен этап аудирования. Устная коммуникация имеет большой вес во всех жизненно важных сферах и ситуациях общения. В восприятии текста на слух важны такие параметры, как темп и громкость речи, чёткость артикуляции. Учитель читает текст- дети воспринимают текст только на слух. Темп чтения и количество проговариваний  текста варьируется в зависимости от подготовленности учеников. Дети повторяют на слух за учителем отдельные слова, словосочетания, предложения. Учитель задаёт вопросы к отдельным словам, фрагментам текста.  На начальном этапе обучения учитель сам предварительно разъясняет отдельные слова и поясняет текст ( можно использовать картинки, синонимы, словообразовательный ряд и другие способы семантизации лексики).

Мороз и солнце,

День чудесный!  ( А.С.Пушкин)

Принцесса была прекрасная,

Погода была ужасная. ( Г.Сапгир)

( Основы грамматики, 3 класс )

В данных мини- текстах содержатся слова тематической группы « Погода», « Время года».

Можно провести беседу посредством вопросов и  заданий:

Какое время года описывает А.С.Пушкин?

Назовите все четыре времени года?

Когда бывает ужасная ( плохая) погода?

Что значит ужасная погода: когда тепло? Холодно? Идёт дождь? Светит солнце?

        Данный текст служит основой для корректировки фонетических навыков и может быть использован для фонетических упражнений. Фонетическую тему необходимо включать в каждый урок. При необходимости слово, вызвавшее затруднение, записывается на доске, делится на слоги, отмечается ударение.

Отрабатывается произношение других слов с такой же структурой.

та- та                           та- та

солнце                         мороз

та- та- та                     та-та-та

яблочко                      принцесса

        Следующий раздел, на который необходимо обратить особое внимание - раздел « Грамматика». Он содержит основную грамматическую информацию, представляя грамматическое явление в виде:

  • грамматической модели;
  • грамматического пояснения или правила.

Грамматическая модель может предъявляться в схеме, таблице.

Слово день главное, а чудесный- зависимое. Почему? Слово чудесный зависит от слова день.

День ( он) -чудесный, утро ( оно) – чудесное, принцесса ( она) прекрасная, а принц ( он) прекрасный.

        При презентации нового теоретического материала необходимо включать учащихся в различные виды речевой деятельности ( слушание, говорение, чтение, письмо) и предлагать разные формы работы: фонетическая зарядка, чтение текста, воспроизведение диалога, игры с предметами, написание текста.

При изучении темы « Винительный падеж существительных ) можно дать творческое задание: придумать стихотворение по образцу, сочинённому девочкой:

Щенок.

Мама купит мне щенка.

Жаль, что нет его пока.

Назову щенка я Бобик,

Для него построю домик.

Будет в доме жить щенок,

Спать, как серенький клубок.

Используем глаголы купить, назвать, построить.

Мама купит мне котёнка.

Будет  у меня « сестрёнка»,

Назову котёнка Мурка.

Дом построю для неё,

Будет  в доме жить  котёнок,

                                      Спать, как маленький ребёнок.

При изучении имени существительного используем игры с предметами: « Я знаю пять имён…», игра « Кто- что?», Съедобное- несъедобное»  ( мяч), подвижные игры « Здравствуйте, меня зовут…».

Этап изучения грамматической формы необходимо наполнить следующими видами конкретных заданий:

  • Найди слово и словосочетание ( главное и зависимое слово)
  • Определить значение формы слова ( ед. ч- мн.число, падеж существительного и прилагательного, время глагола и т.д.)
  • Изменить форму слова ( поставить в начальную или образовать нужную форму слова)
  • Наполнить новой лексикой данную конструкцию.
  • Составить словосочетание, предложение, текст.

Примеры упражнений:

  1. Соедини слова:

Я              спрашиваешь

Мама        разговариваю

Ты             стирает

  1. Вставь глагол в нужной форме.

Стол, за которым ты _______________ ( сидеть)

Кровать, на которой ты ______________ ( спать).

Ложка, которой ты ___________________ ( есть).

Нож, которым ты _____________________ ( резать).

  1. Выбери одежду для жениха и невесты. Напиши, что оденут  жених и невеста. Раздели слова в два столбика.

Свадебн…  бел…  платье, цветн… футболка, лёгк… шорты, строг… чёрн… костюм, бел… рубашка, бел… туфли, стар… кроссовки, нов… чёрн… ботинки.

        Этап работы с текстом продолжает изучение грамматики. Используются тексы, разные по жанру, прежде всего, художественные, учебные, бытовые. Формы работы с текстом разнообразны:

  • ответы на вопросы ( устные или письменные);
  • упражнения на подстановку;
  • пересказ текста;
  • чтение текста по ролям;
  • инсценировка текста.

        Материалы урока содержат задания для разноуровневого обучения в группе учащихся с разным уровнем владения языка.

        Вторая часть УМК  « Чтение и развитие речи» знакомит учащихся с основами русской духовной и материальной культурой. В данном пособии представлены лексические темы « Семья»,  « Хлеб», « Дом».

        Основные виды занятий: лексическая работа с тематической картинкой, лексико- грамматические задания к художественным стихотворным и прозаическим текстам, загадкам и пословицам, объяснение и разучивание пословиц, скороговорок по лексической теме, отгадывание загадок, игровые задания, подвижные игры.

Работая над лексической темой « Хлеб» в 4 классе  были использованы виды занятий:

  • для фонетической зарядки была предложена скороговорка:

Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку.

Кто съел вареник? Как звучит полное имя? Кто съел ватрушку? Как звучит полное имя? Что такое вареник, ватрушка?

  • Используя тематическую картинку, ребята называли хлебные изделия: буханка, батон, каравай, булка, плюшка и т.д.
  • Каждый учащийся выучил около десяти пословиц о хлебе. Был проведён конкурс на лучшего знатока пословиц о хлебе.
  • Отгадывание загадок о хлебе.
  • Работа в группах. Что было сначала, а что потом.
  • Пересказ текста « Как хлеб пришёл на  стол»
  • Подвижные игры « Серпантин», « Золотые ворота», дидактическая игра « Каравай».

        Разнообразные творческие задания, упражнения, облечённые в занимательную, игровую форму, способствуют развитию речевой активности учащихся, облегчают усвоение сложного лексического и грамматического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"

Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"

Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...