Демонстративные дети
консультация по теме

Бредихина Ольга Васильевна

Материал предназначен для молодых педагогов, встречающих трудности  в работе с демонстративными детьми. Этот матерьял также подойдет для заботливых родителей беспокоющихся об успешном обучении своих детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demonstrativnyiedeti.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстративные дети

        Постоянно нарушают дисциплину в классе не только гиперактивные, но и демонстративные дети. Эта категория детей оказывается одной из наиболее трудных для учителя.

        Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал. Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.

        Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованы. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Такие дети часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.

          Причины демонстративного поведения:

* Индивидуально-психологические и нейродинамические особенности ребенка;

* Неадекватное (защитное) реагирование ребенка на определенную сложившуюся ситуацию;

* Стремление выделиться, утвердиться;

* Способ адаптироваться в коллективе;

* Способ манипулирования окружающими людьми.

        Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за родительское внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми, «кумирами семьи».

        

          Виды демонстративного поведения:

Негативное поведение – нарушение ребенком социально приемлемых норм с целью привлечения внимания;

Позитивное – привлечение внимания осуществляется ребенком при помощи подчеркнутого соблюдения всех правил и хорошего поведения.

         Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения.  В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

        Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он становится неуспевающим.

        Таким детям желательно найти возможность самореализации.        

        Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т. п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

        Рекомендуется в таких случаях также включение учеников в детские группы (в том числе учебные), деятельность которых четко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками.

Это особенно важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

        Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых. Задача учителя, причем очень трудная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

        Техника помощи ученикам в установлении позитивных отношений с учителем и умение чувствовать свою коммуникативную компетентность

Приемы

Что говорит учитель

Что слышит ученик

Принятие

«Ты хороший»

«Я хороший»

Внимание

«Я вижу тебя»

«Я что-то значу»

Уважение

«Спасибо тебе за..»

«Мои усилия замечены»

Одобрение

«Я знаю о тебе что-то замечательное»

«Я состоятелен»

Теплые чувства

«Ты мне нравишься»

«Кто-то заботится обо мне»

       Обязателен индивидуальный подход. Стремиться проявлять только доброжелательное отношение к ребенку.

     Источники:

    www.resobr.ru/article/44286-demonstrativnye-deti

     www.igra-msk.ru/forparents-12.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демонстративные дети

информация для родителей...

Знакомство с долями (информационно-демонстративный материал)

При изучении долей важно показать это наглядно.У козлёнка День рождения. Сначала к нему в гости пришёл телёнок и торт пришлось разделить на 2 части.Затем пришла тётушка-корова и торт разделили на три ...

Демонстративный материал на тему "Дом"

Презентация на тему "My Bedroom"....

Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.

Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...

Какие бывают тексты. 3 класс. Демонстративный экзамен. Подлузская Наталья

Урок русского языка 3 класс "Какие бывают тексты"Конспект урока предназначен для демонстративного экзамена....

коррекция демонстративной агрессивности

Индивидуальные  занятия с ребенком по коррекции демонстративной агрессивности....