Система оценки достижения планируемых результатов ООП НОО
опыты и эксперименты на тему

Семенова Оксана Валерьевна
В соответствии с требованиями ФГОС в МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как: самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения; фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.

Успешность решения задач оценивания во многом зависит от того, насколько технологична система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

В соответствии с требованиями ФГОС в МОУ  Урлукская  средняя общеобразовательная школа  разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников  начального общего образования.

Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в школе предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Содержанием оценки личностных результатов на ступени начального общего образования служит:

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая ориентация

Внутренняя оценка

сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли 

поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов

поиск и установление личностного смысла учения обучающими

ся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов

-характеристика достижений и положительных качеств учащегося;

-определение приоритетных задач и направлений личностного развития;

-система психолого- педагогических рекомендаций

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

    

Метапредметные результаты – умение учиться

Внешняя оценка

Внутренняя оценка

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую в познавательную, планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение информации;

- умение использовать знаков - символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных  и практических задач;

- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем

Проводится в ходе:

- итоговых проверочных работ по предмету;

- комплексные работы на межпредметной основе

- оценочные листы в портфолио;

- лист наблюдения учителя, школьного психолога

Предметные результаты содержат  систему предметных  знаний и  предметных действий.

В системе предметных знаний выделяются опорные знания: знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие для последующего изучения учебных предметов. 

Предметные результаты

Оценка предметных результатов

Итоговая оценка

Получение новых знаний, их преобразование и применение,

Система основополагающих элементов научного знания, система формируемых действий, способность решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи

Контроль успешности освоения действий в ходе выполнения итоговых проверочных работ, а именно:

- текущее и промежуточное оценивание;

- накопительная система оценки (портфолио)

Оценивание предметных результатов ведется по 5-ти балльной шкале: уровни, превышающие базовый – высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5») и повышенный уровень, оценка «хорошо» (отметка «4»); базовый уровень – оценка  «удовлетворительно» (отметка «3»); уровень достижений ниже базового и низкий уровень, оценка «плохо» (отметка «2»). (Приложение 5)

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания по результатам тематического контроля в учебной четверти, по итогам учебной четверти,  итоговых контрольных работ. Итоговая отметка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений по итогам учебных четвертей.

         В соответствии с требованиями ФГОС ведется соответствующая документация:  рабочий журнал учителя, (приложение 1) где в форме таблиц фиксируются образовательные результаты; таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик; в таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи, оценивание ведётся по шестибалльной шкале (Приложение 2)

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающегося  служит его портфолио.

   По результатам оценки (приложение 3), которая формируется на основе материалов портфолио  делаются выводы о:

1)  сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

2) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. 

Итоговая отметка выпускника по предметам  начальной школы формируется на основе:

- результатов мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

- отметок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

- отметок за выполнение и защиту индивидуального проекта;

- отметок по предметам итоговой аттестации (внешняя экспертиза).

На основании этих отметок делаются выводы о достижении планируемых результатов обучающегося (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении им основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет школы  на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями-предметниками по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования. 

   Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений по предмету. Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволит поощрять продвижения  обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Приложение 1

Рабочий журнал

Таблица 1. Познавательные умения

ФИО учащегося

Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции

Умение 1

Ориентируется в учебниках

Умение 2

Сам-но определяет, какая дополнит. Инф-я б. нужна

Умение 3

Сопоставляет информ. из разных источников

Умение 4

Составляет  слож план текста

Умение 5

Устанавл. Причинно-след. Связи, логич связи, анализирует, сравнивает

Умение 6

Передает содержание в сжатом виде, в виде презентаций

Умение 7

Делает выводы, схемы, таблицы, сообщения

Средний балл

И   в    (%)

1

2

итого

Таблица 2. Регулятивные умения

ФИО учащегося

Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

Умение 1

Самос-но формулировать задание

Умение 2

Выбирает для решения задачи нужные средства

Умение 3

Осущес-ет итоговый и пошаговый контроль

Умение 4

Оценивает рез-ты собствдеят - сти

Умение 5

Адекватно воспринимает критику и учитывает при работе

Умение 6

Ставит цель и удерживает ее

Умение 7

Планирует деят–сть с опорой на учебники

Умение 8

Регулирует свое поведение  в соот – вии с моральными нормами

Умение 9

Планирует собств. Деятельность связанную с жизненными ситуациями

Средний балл  

И   в    (%)

1

2

Итого

Таблица 3. Коммуникативные  умения

ФИО учащегося

Способность к сотрудничеству и коммуникации. Способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

Умение 1

Владеет диалоговой формой речи

Умение 2

Оформляет свои мысли  в устной и письменной речи

Умение 3

Отстаивает свою точку зрения, имеет собств. Мнение и позицию

Умение 4

Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения, стремится к координации различных позиций в паре

Умение 5

Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей

Умение 6

Осуществляет самоконтроль, взаимопомощь

Умение 7

Адекватно использует речевые средства

Средний балл  

И   в    (%)

1

2

Итого

Таблица 4. Личностные умения

  

ФИО учащегося

Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

Умение 1

Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины

Умение 2

Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю своей страны

Умение 3

Определяет личностный смысл учения, выбирает дальнейший образовательный маршрут

Умение 4

Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

Умение 5

Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей среде, стремится к сохранению живой природы

Умение 6

Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой

Умение 7

Ориентируется в понимании причин успешности \неуспешности в учебе

Средний балл  

И   в    (%)

1

2

Итого

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений учащихся   ___  класса по предмету ____________________

Рабочий журнал (метапредм. результаты)

(Комплексный подход)

Классный журнал

(Накопительный подход)

Портфель достижений

Итоговая оценка (средняя арифметическая)

ФИО учащегося

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Средний балл

%

Стартовая диагностика

Промежут и итоговые контр.работы

Творческие работы

Итоговый проект

Средний балл

%

Является основанием для приема в профильные классы)

(Является основанием для получения документа)

1

2

Итого

Оценка предметных результатов учащихся  по  русскому языку

ФИ учащихся

Устный опрос

Проверочная работа

Диктант

Контрольное списывание

Изложение

Сочинение

Средний ариф. балл

Перевод в отметку

1

2

3

Оценка предметных результатов учащихся по  математике

ФИ учащихся

Устный опрос

Проверочная работа

Контрольная работа

Средний ариф. балл

Перевод в отметку

1

2

Оценка предметных результатов учащихся  по литературному чтению

ФИ учащихся

Работа с текстом

Проверочная работа

Техника чтения

Средний ариф. балл

Перевод в отметку

Скорость чтения

Осознанность

Правильность

Выразительность

1

2

Оценка предметных результатов учащихся  по  окружающему миру

ФИ учащихся

Устный опрос

Проверочная работа

Контрольная работа

Средний ариф. балл

Перевод в отметку

1

2

Приложение 2  

Качество освоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений

Шестибальная отметка

Отметка

Баллы

%

Пятибалльная отметка

%

«Отлично» - «6»

Знание или умение по заданному параметру, критерию сформировано на высоком уровне.

6+

6

6-

15

14

13

100

98-99

95-97

5

5

5

83-100

«Хорошо» - «5»

Знание или умение по заданному параметру, критерию сформировано.

5+

5

5-

12

11

10

91-94

87-90

83-86

5

5

4

«Достаточно» - «4»

Знание или умение сформировано достаточно.

4+

4

4-

9

8

7

79-82

75-78

71-74

4

4

4

67-82

«Удовлетворительно – «3»

Знания или умение сформированы частично (задание, операция и т. п. выполнено частично)

3+

3

3-

6

5

4

67-70

63-66

69-62

4

3

3

51-66

«Неудовлетворительно -«2»

Знание и умение по данному параметру неверны или отсутствуют

2+

2

2-

3

2

1

0

55-58

51-54

Меньше 50

3

3

2

Меньше 50

Приложение 4

Портфель достижений, оценка достижений

Качественная оценка

Баллы

В процентах

Превосходно

Больше 60

85-100%

Отлично

47-59

70-84

Почти отлично

33-46

55-69

Хорошо

22-32

40-54

Нормально

11-21

24-39

Плохо

0-10

0-23

Показатели

Измерители

Результат - балл

Учебная деятельность

2 - 3 класс – средний балл годовых оценок

До 5

4 класс – результаты итогового тестирования (внешняя экспертиза) и средний балл годовых оценок

До 5

Олимпиады, НПК

Школьная:

Победитель

Призер

Участник

3

2

1

Муниципальная:

Победитель

Призер

Участник

5

4

3

Краевая :

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Всероссийская:

Победитель

Призёр

Участник

9

8

7

Международная:

Победитель и призёр

Участник

10

8

Спортивные достижения.

Школьные соревнования:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Краевые соревнования, спартакиады:

Победитель

Призер

Участник

7

6

5

Межрегиональные соревнования

Победитель

Призер

Участник

6

5

4

Всероссийские соревнования, спартакиады:

Победитель

Призёр

Участник

9

8

7

Международные соревнования:

Победитель и призёр

Участник

10

8

Дополнительное образование.

Участие в кружках, секциях

2

Школьные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

3

2

1

Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:

Победитель

Призёр

Участник

5

4

3

Краевые конкурсы, фестивали:

Победитель

Призёр

Участник

7

6

5

Школьные мероприятия, практики

Участие

Участвовал  и стал призёром

Организация и проведение мероприятия

1

2

3

Приложение 5  

Оценочные шкалы (1-4 класс)

Успешность освоения учебных программ обучающихся 1-4  классов в соответствии с ФГОС НОО  оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

83-100%

67-82%

51-66%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...