Анализ реализации ООП НОО
материал ( класс) на тему

Семенова Оксана Валерьевна
В 2011 году МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности, в том числе - внеурочной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_realizatsii_oop_noo.docx113.45 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

    реализации    основной   образовательной   программы  начального общего образования

в МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа

В 2011 году МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности, в том числе - внеурочной деятельности обучающихся.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с приказом по школе были распределены функциональные обязанности между членами администрации школы и педагогами, участвующими во внедрении ФГОС, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения.

Обучение в начальных классах ведется по образовательной программе «Школа 2100».  Данный УМК допущен Министерством образования и науки РФ, входит в федеральный перечень учебников. Имеются рабочие тетради, программы, диски. Составлены рабочие программы, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к структуре рабочей программы.

Дети обеспечены на 100% учебниками по выбранному УМК. 

Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно - деятельностного подхода.

В содержание выбранного  УМК «заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому в рамках методической работы шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения среди педагогического коллектива.

За отчетный период  проведены педагогические советы, где освещались вопросы введения ФГОС.

15 декабря 2011г.  Протокол №2 «Системно – деятельностный подход как одно из условий реализации ФГОС. Анализ работы по реализации комплексного проекта введения ФГОС».

1 февраля 2012г. Протокол № 4.  «Духовно – нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащихся»

25 октября 2012г. Протокол № 2. «Опыт. Проблемы. Реализация ФГОС в начальной школе»

30 апреля 2013г. Протокол №10. «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классных руководителей при переходе на ФГОС»

1 апреля 2014г.  Протокол №6  «Уровневая дифференциация в обучении, эффективные методы и приёмы обучения в свете ФГОС»

20 октября 2014г. Протокол №3 «Формирование организационной и методической готовности педагогов к реализации ФГОС. Развитие творческого потенциала педагогов через самообразование и участие в конкурсах»

Проведены семинары

Школьные:

  1. «Обновление содержания образования посредством ФГОС НОО. Формирование УУД в начальной школе в рамках ФГОС» (протокол №2 от 16.10.13.)
  2. Круглый стол «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС»  (протокол №6 от 24.02.14.)
  3. Семинар – практикум «ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. Преемственность между начальным и средним звеном» (протокол №5 от 06.02.14.)

Окружные:

  1. «Введение и апробация ФГОС в 5-6 классах» (протокол №2 от 23 12. 2013 г.).
  2. «ИКТ как фактор повышения уровня качества образования» (Протокол №3 от 02.02.2014 г.).

Проведены совещания:

  1. «Организация научно методической работы в образовательной организации в рамках ФГОС. Анализ деятельности ОО за 3 четверть в рамках ФГОС» (протокол №12 от 07.04.14.)
  2. «Введение ФГОС в дошкольное образование» (протокол №11 от 05.04.14.)
  3. «Анализ деятельности УВЦ по реализации ФГОС в рамках системно – деятельностного подхода» (протокол №8 от 16.04.14., при зам. По НМР)
  4. Планирование работы с молодыми специалистами, работающими по ФГОС» (протокол №7 от 24.03.14., при зам. По НМР)
  5. «Итоги мониторинговых исследований развития предметных, личностных и метапредметных результатов» (протокол №6 от 09.01.14., при зам. По НМР)

Заседания научно-методического совета:

  1. «Анализ работы за 2012 – 2013 уч/год в рамках реализации ФГОС (протокол №5 от 07.10.13)
  2. «Выполнение исследовательских проектов учащихся 1-6 классов в рамках реализации ФГОС (протокол №6 от 19.01.14.).

Проведены совещания: в 2014 -2015 г. «Реализация ФГОС в основной школе. Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего образования, основного общего образования в условиях реализации ФГОС», «Система методического сопровождения педагогов по подготовке учащихся к итоговой аттестации и в процессе реализации ФГОС»;

Проблемные семинары:

  1. Особенности организационных форм, структуры и содержания занятий в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.
  2. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся в словиях ФГОС;

Проведены заседания НМС:

  1. «Деятельность творческой группы учителей по теме «Система  внутришкольного мониторинга  образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС»; (от 30.10.2014 г. протокол №3) и (протокол №4 от 09.01.15 года).
  2. «Деятельность творческой группы учителей по теме «Система  внутришкольного мониторинга  образовательных достижений учащихся в рамках ФГОС»;  (протокол №4 от 09.01.15 года).
  3. Коррекция подходов в системе оценки образовательных достижений учащихся от 04.09.2014.
  4. Определение содержания  форм и методов повышения квалификации и аттестации педагогов школы в новой форме; организация плавного повышения квалификации. (протокол №5 от 30.03.2015).
  5. Деятельность в системе оценивания в рамках ФГОС НОО и ООО. (Протокол №3 от 31.01.13 г.).
  6. Анализ деятельности ОУ по ФГОС за 2012 -2013 уч.год.(протокол№5 от 07.10.2013г.)
  7. Анализ деятельности УВЦ по реализации ФГОС в рамках СДП (протокол №8 от 16.04.2014г.)
  8. Деятельность годичной команды учителей, работающих по ФГОС  5-6 класс.  Итоги мониторинговых исследований (протокол №9 от 10.06.14 г.).

Большую работу, как в теоретическом, так и в практическом плане провело МО начальных классов «Детство»

Были проведены заседания:

№п/п

Тема заседания

дата

№ протокола

1.

Проблемы преемственности д/с и школы в условиях введения ФГОС  начального общего образования

18.10.12

№1

2.

Проблемы преемственности начальной школы и средней школы в условиях введения ФГОС  начального общего образования

12.12.12

№4

3.

Система оценки достижений младших школьников

19.12.12

№5

4.

«Обновление содержания общего содержания посредством введения ФГОС НОО».

16.10.13

№2

5.

Изучение методов педагогической   диагностики в соответствии с новым ФГОС

Технология без отметочного обучения – листы достижений. Технология мониторинга образовательных результатов

16.10.13

№2

6

Проблемы преемственности д/с и школы в условиях введения ФГОС  начального общего образования

22.01.14

№3

7

Проблемы преемственности начальной школы и средней школы в условиях введения ФГОС  начального общего образования

06.02.14

№5

8.

Пути  формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся. Подведение итогов работы 1-го класса по новому ФГОС НОО

24.02.14

№6

9.

Внедрение технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы

28.10.14

№3

10.

Новые ФГОС -2. Оценка достижений планируемых результатов.

26.11.14

№5

11

Пути  формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся. Формирование УУД учащихся

23.12.14

№6

12

Система оценивания  учебных достижений и УУД учащихся.

30.12.14

№7

13.

Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.  «Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся» Обмен опытом.

30.04.15

№10

14.

Анализ реализации ООП НОО

25.05.15

№11

В рамках преемственности детского сада и школы был проведен семинар, на котором обсуждалась проблема между воспитателями и учителями начальных классов «Проблемы преемственности детского сада и школы в условиях ведения ФГОС». Главным решением семинара было определить требования к выпускникам ДОУ.

В апреле 2015 года на базе МОУ Урлукская  средняя общеобразовательная школа был проведен районный семинар по проблеме «Создание системы оценки достижений младшего школьника». Семинар посетили 25 представителей из школ Красночикойского района. В ходе семинара были представлены открытые уроки, показана система оценивания как результатов, так и работа по портфолио.

Введение стандарта предъявляет высокие требования к кадровому обеспечению: к уровню квалификации педагогических и иных работников, обеспечению непрерывности профессионального развития педагогов.

Школа  включилась в работу над организацией обучения на основе ФГОС, и одним из главных условий успешности этой работы является формирование соответствующей требованиям стандарта образовательной среды школы

Для подготовки к введению и реализации ФГОС НОО за период с 2011 по 2015 год  учителями начальных классов были пройдены курсы повышения квалификации по следующим проблемам:

ФИО

должность

тема

Место

кол-во часов

1

Хлуднева О.В.

учитель начальных классов

 «Организация профессиональной деятельности  педагога в условиях перехода на новые ФГОС»

ЧИПКРО КПК, 2014 г

108 ч

2

Семенова О.В.

учитель начальных классов

 «Новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий»

АНО Санкт- Петербургский ЦДПО,

2015 г

108 ч

3

Комогорова Л.Ф.

учитель начальных классов

«Организация профессиональной деятельности  педагога в условиях перехода на новые ФГОС»

ЧИПКРО КПК, 2014 г

108 ч

4

Михайлова Н.М.

учитель начальных классов

 «Новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий»

АНО Санкт- Петербургский ЦДПО,

2015 г

108 ч

5

Дубинина О.П.

 «Новые требования к образовательным результатам. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий»

АНО Санкт- Петербургский ЦДПО,

2015 г

108 ч

Таким образом, 100 % педагогов  преподающих в начальных классах прошли курсы повышения квалификации.

Выводы:

1. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции учителя начальных классов и заместителя директора по УВР.

2. Выполнен план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением ФГОС НОО.

Определена модель внеурочной деятельности.

Модель ВУД построена на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену.

Так же  в школе имеется спортивный зал со спортивным инвентарём, музыкальная техника, библиотека, спортивная, игровая площадка.

 Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет.

   В реализации принимали участие все педагогические работники  (администрация, классные руководители и учителя начальных классов,  педагог-психолог, учителя физкультуры).        

Внеурочная деятельность не носит характер аудиторной нагрузки и реализуется во второй половине дня. Учитель, работающий в классе,   координирует внеурочную деятельность и регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий. Режим работы в  классах строится по традиционной схеме. Первая половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу в 1 классе; во второй половине дня ученики обедают, отдыхают, посещают кружки по выбору.  Программы дополнительного образования структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. В настоящее время по Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту наша школа предлагает  16 программ внеурочной деятельности.

Программы дополнительного образования структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы, как:  работа спортивных секций по вольной борьбе, шахматам и шашкам, теннису. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья.  Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.

Духовно-нравственное направление реализуется через: встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; выставки рисунков; встречи с участниками «горячих точек»; тематические классные часы; оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда; кружок «Юный пограничник»

Общекультурное направление организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; работа ИЗОстудии, музыкальной студии, танцевального кружка; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, региона.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района; разработка проектов к урокам.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления  положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления разнообразны: работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми: «День добра», «Укрась кусочек планеты», «Покорми птиц», «Поздравь ветерана»); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Магазин») и работу кружка «ЮДП».

 В  процессе реализации плана внеурочной деятельности мы надеемся произойдет:

внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

укрепление здоровья воспитанников;

развитие творческой активности каждого ребёнка.

  Учителя начальных классов ведут учет посещаемости учащихся по классам, отмечая количество кружков и день недели. Данной работе предшествует работа с родителями, на первом классном собрании учитель знакомит родителей с количеством предлагаемых программ дополнительного образования, количество выбранных кружков отмечаются в индивидуальном маршрутном листе. Такая форма очень удобна, наглядно отражает количество кружков, время и дни недели.

Выводы: Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности  очень удобна в условиях нашей школы и села. Такая система позволяет обеспечить плавный переход от урочной к внеурочной деятельности.  Позволяет охватить всех учащихся внеурочной занятостью, что было бы сложно сделать, если бы учащиеся сначала уходили домой, а потом приходили на кружки.    Для того чтобы дети полноценно проводили свое время, для них организовано двухразовое горячее питание. Изучая заказ родителей, школа не может предоставить такие кружки как танцевальный, вокальный, так как нет специалистов.

Разработаны рабочие программы  для 1-4 го класса на основе новых стандартов.

Разработана  и утверждена образовательная программа и воспитательная программа внеурочной деятельности начальной школы.

Ежегодно составляется план методической работы в рамках ФГОС начального (общего) образования.

         Обобщение опыта работы.  Реализация федеральных стандартов, проблемы, первые итоги обобщались не только на школьном уровне

   

1

Выступление на научно-практической конференции «ФГОС. Опыт, проблемы, перспективы»

12.05.11

муниципальный

2.

Выступление на окружном семинаре «Методическое сопровождение образовательного процесса для реализации ФГОС НОО

03.03.12

муниципальный

3.

Научно-практическая конференция «Развитие системы образования в условиях реализации ФГОС НОО»

28.08.12

региональный

4

Экспертно-аналитический семинар по профессионально-общественному обсуждению программ стажировок и результатов деятельности опорных площадок по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по направлению «Самостоятельность школ» и «Введение ФГОС»

17.11.12

краевой

5

Семинар «Особенности оценки предметных  и метапредметных результатов в начальной школе»

12.12.12

муниципальный

6.

Семинар «Особенности формирования  коммуникативных УУД в начальной школе»

29.03.13

муниципальный

7.

Семинар «Системно – деятельностный подход – основа ФГОС»

16.10.14

муниципальный

8

Семинар «Освоение современных подходов к контролю и оценке образовательных достижений в условиях реализации ФГОС в УМК «Школа 2100».

02.04.15

Муниципальный

Внутришкольный контроль реализации ФГОС НОО.

Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении трёх видов оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание и итоговое оценивание. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей.

В соответствии с вышесказанным, в сентябре в первом классе был проведен мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению. 29 % не готовы к обучению в первом классе. Полученные данные были использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе.

Так же введение ФГОС НОО требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. В формировании индивидуальных особенностей ученика играет решающую роль период адаптации первоклассника к школе. Поэтому  ежегодно в январе проводится изучение состояния адаптивности обучающихся в 1-х классах. На основании данных диагностического обследования учителям даются рекомендации по работе с детьми с трудностями в адаптации.

Модернизация образования предполагает новые цели начального образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность, развить у них способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формировать УДД – обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях

При посещении уроков в начальных классах наблюдается, что  большое внимание учителя уделяют игровым формам сотрудничества, доброжелательному отношению к личности каждого ученика, формированию навыков работы в коллективе, умению задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. На уроках учителя  формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Кроме этого, учителями применяются проектные, исследовательские методы, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, ИКТ – технология.

Использование ЦОР в образовательной деятельности начальной школы являются приоритетным и необходимым в связи с введением ФГОС НОО.

В ходе контроля данного направления установлено, что учителя начальных классов систематически применяют в учебной деятельности цифровые образовательные ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием рабочих  программ начального общего образования и  поурочным планированием. Однако, наиболее часто в преподавании используются ПК как средство обучения через готовые мультимедийные презентации по различным темам. Интернет-ресурсы для работы в режиме он-лайн практически не используется в силу низкой скорости доступа к Интернету.

В рамках внутришкольного контроля была проведена проверка рабочих учебных программ, которая показала, что учителя начальных классов понимают роль и значение, как самой рабочей учебной программы, так и содержания которое они в нее вкладывают.  Рабочие программы соответствуют требованиям и структуре рабочей программы.

 В основную образовательную программу НОО входит  Программа  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, которая  направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа  образовательной деятельности и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальном уровне общего образования средствами УМК «Школа 2100».

Для отслеживания результатов формирования УУД на каждого учащегося заведено  портфолио достижений, который заполняют дети под руководством учителя и родителей. Учителя ведут мониторинг по отслеживанию предметных и метапредметных результатов.

Результаты каждого ребенка доводятся до сведения родителей при индивидуальных беседах.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт  основных  компонентов  образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности, через кружки.

Оценка универсальных учебных действий осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в проверочные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, так и в отдельную психологическую диагностику.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Анализ результатов позволяет учителю планировать работу на второй год обучения с учетом как общего уровня сформированности УУД в классе, так и индивидуального продвижения каждого обучающегося.

В соответствии с ФГОС в  программе  представлено четыре вида  УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые проверяются насколько сформированы каждое УУД. Проверка осуществляется ежегодным мониторингом.

 Мониторинг проводят учителя начальных классов, психолог, администрация в конце учебного года (март-апрель).

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Содержание мониторинга тесно связано с программами обучения и воспитания детей.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

-соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

-соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методики  для проведения мониторинга

УУД

Характерис-тика УУД

Инструментарий

Методы

Периодич-ность проведения

Сроки проведения

1

Самопознание и самоопределение

Самооценка

Тест на определение самооценки «Лесенка»

тестирование

1 раз в год

Март- апрель

3

Смысло-образование

Мотивация

  • Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации

Приложение

  • Опросник мотивации

тестирование

1 раз в год

Март- апрель

4

Нравственно-этическая ориентация

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Методика «Незаконченные предложения»

анкетирование

1 раз в год

Март- апрель

5

Регулятивные УУД

контроль

  • Рисование по точкам
  • Корректурная проба

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

6

Познавательные УУД

Логические УУД

  • Сравни картинки
  • Выделение существенных признаков
  • Логические закономерности
  • Исследование словесно-логического мышления

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

7

Коммуниникативные УУД

  • «Рукавички»
  • «Левая и правая сторона»
  • «Узор под диктовку»
  • «Совместная сортировка»
  • «Дорога к дому»
  • «Кто прав?»

Тестирование

Беседа

Тестирование

Тестирование

тестирование

беседа

1 раз в год

февраль- апрель

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания

 младших школьников.  

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. МОУ Урлукская СОШ – социокультурный комплекс «Школа народных традиций - центр патриотического воспитания».

Важнейшей целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для реализации этой цели использовались следующие виды деятельности и формы занятий с учащимися:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 

Экскурсия в школьный музей

Окружной конкурс рисунков «Мы за мир»

Урок Мужества

Праздник «Россия – Родина моя»

Классный час «Изучение основ символики РФ»

Встреча с поэтом-краеведом Свистуновым И.И.

Окружной конкурс детского рисунка «Защитники Отечества»

«Рыцарский турнир»

Конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны»

Акция «Подари музею экспонат».

«Неделя добрых дел».

«Эстафета Памяти»

Окружная игра «Граница»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Ролевая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ролевая игра «Я и взрослые»

Праздник «Казанская»

Ролевая игра «Знаток этики»

Праздник «Я в школе»

Праздник «Дружба крепкая».

Праздник «Рождество»,
«Святки»

Праздник «Рождество»,
«Святки»

Литературная композиция «Правила поведения, отраженные в народных сказках»

Игра «Чему учат пословицы и поговорки». 

Праздник «Масленица»

Презентация сообщений.

«Моя семья: традиции и праздники». Выставка.

Коллективная игра «Как избежать конфликта с одноклассником».

Волонтерское движение

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Экскурсия на  место работы родителей

Трудовой десант

Уборка  овощей на пришкольно-опытном участке

«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки».

Проект «Новогодние игрушки для детского сада».

Изготовление сувенирных открыток

Изготовление праздничных открыток

Изготовление игрушек для ДОУ

Уход за комнатными растениями

«Угощаем блюдами» (коллективная работа школьников и родителей).

 Участие в социальных проектах

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Конкурс рисунков «Краски осени»

Конкурс рисунков «Золотая осень»

Диспут «Не дадим разрушить природу»

КВН по экологии

Викторина «Знатоки природы»

Изучение явлений природы

Экскурсии в школьный парк

День птиц

Добровольные природоохранные действия

День Земли

Встреча с лесничим «Красная книга Забайкалья»

Участие в социальных проектах

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Экскурсия в школьный музей «Деревенская изба»

Конкурс поделок из природного материала

Проект «Мой дом»

Встреча с учителем МХК «Культура России»

Проведение праздника в детском саду «Красота спасет мир»

Театрализованный праздник «Масленица»

Диспут «Некрасивые поступки»

Презентация портфолио

Выставка «Народные ремесла родного края» 

Номер художественной самодеятельности

Творческий отчет, ярмарка.

Проект с родителями «Моя цветочная клумба»

В рамках программы осуществлялось взаимодействие:

Внешкольные организации

Совместные мероприятия

1. Учреждения дошкольного образования

Смотры художественной самодеятельности;

 праздничные мероприятия; творческие отчёты;  концерты

2. Администрация сельского поселения «Урлукское»

Реставрация памятника воинам-односельчанам; проведение турниров «Дворовых команд» по футболу, баскетболу, волейболу, теннису, и др., а также  поощрение участников  спортивных соревнований; экологические   мероприятия (уборка территории села)

3. Дом культуры с. Урлук

Смотры художественной самодеятельности; праздничные мероприятия; творческие отчёты;  концерты; тематические вечера

4. КДН,  ОВД Красночикойского района, ЦРБ, Урлукская участковая больница

профилактические мероприятия; совместные общешкольные ученические и родительские собрания, организация летнего отдыха, профилактические медосмотры учащихся, классные часы, деловые игры с учащимися

5. Пожарная часть

проведение тренировок по ЧС; экскурсии; проведение бесед с учащимися, родителями, педагогами.

6. Пограничная застава «Жиндо»

Проведение   окружной игры «Граница», «Эстафеты Памяти»,  концертов, экскурсий.

7. Погранотряд г.Кяхта

Проведение показательных выступлений, выставок огнестрельного оружия. Встреча с поисковыми отрядами «Русские витязи» и «Байкал»

8. Сотрудничество со школами района

Сетевое взаимодействие школ района. Организации нового вида партнёрства – МОУ Урлукская СОШ является опорной школой Урлукского образовательного округа.

Проведение окружной игры «Граница», окружных интеллектуальных марафонов по предметам.

9. Сотрудничество со школами Республики Бурятия.

«Вольная борьба» привлечены специалисты из Республики Бурятия. Проведение совместного мероприятия с Алтайской СОШ - «День Дружбы».

Параметры  мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Мировоззрение, ценности, отношения через диагностику нравственных представлений учеников, через выделение морального содержания действий и ситуаций. (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).

Побуждения и мотивы через диагностику мотивационной сферы учеников -  (Методика «Незаконченные предложения» Т.В. Павловой).

Эмоционально-волевая регуляция через диагностику регулятивно волевой сферы учеников (Методика «Круг воли» Е.Н. Степановым)

Используемые методики

 Адаптированный вариант теста     «Размышляем о жизненном опыте»
для младших школьников (составлен    доктором педагогических наук
Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В.
 Павловой, Е.Н. Степановым

Методика «Незаконченные предложения»

Методика «Круг воли» 

22.jpg

Диаграмма показывает рост (в среднем 35%) всех показателей во втором классе, причем существенный рост наблюдается показателей личностной (50%) и социальной культуры (55%), что соответствует ситуации, в которой оказывается ребенок. К третьему классу показатели личностной культуры незначительно (5%)снижаются, ребенок приспосабливается  к новым условиям жизни и существует в рамках приобретенного опыта; существенный рост (38%) семейной культуры, родители и семья также адаптируются к обучению. В четвертом классе незначительный рост личностной культуры (7%), незначительное падение (8%) показателей социальной семейной культуры

Программа коррекционно-развивающей работы

Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка с ОВЗ и достижения планируемых результатов основной образовательной программы. 

Определены направления коррекционно-развивающей работы.

  1. Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.  

Работа строилась на основании: «Положения о разработке адаптированной образовательной  программы»,  «Положения об индивидуальном обучении на дому в МОУ Урлукская СОШ»,   «Положения о психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)».

Контингент обучающихся.

Год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Обучающиеся с ЗПР

1

Обучающиеся с УО

2

3

2

3

Дети-инвалиды

2

4

3

5

Ежегодно для обучающихся с ЗПР и УО разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Коррекционно-развивающая работа велась педагогами и психологом и включала: коррекционно-развивающей работы: разработку индивидуальной  программы; коррекционно-развивающую работу по развитию психических функций; коррекционно-развивающую работу по восполнению пробелов в знаниях, моторики; создание учебно-методического комплекса; работу с родителями; отслеживание динамики развития учащегося с ОВЗ; преемственность в работе педагога, медработника и психолога; ПМПк, ведение дневников наблюдения; прохождение курсовой подготовки педагогов.

2. Система психолого-медико-педагогического сопровождения.

Звеном  системы коррекционно-развивающей работы является школьный ППК, который осуществлял диагностику учащихся и консультирование родителей и педагогов. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводятся завуч (председатель ППК), психолог, врач, учитель начальных классов.

3. Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Создана соответствующая нормативно-правовая база.

Разработана адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обновляется материально-техническое оснащение.

Функционирует кабинет психологии для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

В начальной школе преподают 7 человек, работающих с данной категорией детей.  Награждены  знаком "Почетный работник общего образования"   - 1, прошли курсовую подготовку по работе с детьми с ОВЗ - 4 чел.

Высшая квалификационная категория составляет - 2 ед., первая - 1 ед. Наибольшее количество педагогов имеют стаж свыше 20 лет, что говорит о достаточно серьезном опыте работы и о том, что эти люди являются наиболее зрелой и работоспособной частью коллектива.

Основной путь профессионального роста педагогов - курсы повышения квалификации, методические семинары, педагогические конференции, мастер-классы, педагогические чтения. Уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается через систему самообразования.

4. Механизм взаимодействия учителей, медицинских работников,  психолога и родителей.

В образовательном учреждении создалась следующая система работы по данному направлению. Психолог проводит диагностику ребенка, исследуют память, волю, мышление, учитывает индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения. По результатам диагностики психолог  дает рекомендации и практические советы родителям ребенка, а также знакомит учителя с этими результатами. Учитель использует полученную информацию, осуществляя индивидуальный подход и дифференцированные задания. Поэтому ребёнок благоприятно адаптируется к учебной деятельности. Психолог проводит индивидуальные занятия с ребёнком, результаты которых влияют на развитие и адаптацию данного ребёнка.

Большое значение в коррекционной работе  имеют лечебные и профилактические мероприятия. Поэтому медработник осуществляет  динамическое медицинское наблюдение. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа, на фоне адекватной воспитательно - образовательной деятельности, способствуют укреплению здоровья ребёнка.

 Работа с родителями:

1) Проведены родительские собрания: «Психология младшего школьника, испытывающее трудности обучения и общения»,  «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»,  «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

2) Родительские  конференции и семинары: «Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка  с ограниченными возможностями здоровья», «Детские страхи и пути их преодоления», «Домашняя работа ученика».

5. Планируемые результаты коррекционной работы.

1)  Обеспечение достаточного уровня качества образования для обучающихся в ОВЗ.

       2) Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

3) Дополнение предметов адаптированной образовательной программы  электронными образовательными ресурсами  до 50% .

Программа  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется в школе с целью укрепления здоровья детей (7–10 лет) и профилактики заболеваний посредством проведения интегрированной, основанной на сотрудничестве партнеров, программы через развитие образовательного компонента.

Основными для учащихся начальных классов в данной программе являются следующие направления:

  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • организация рационального питания;
  • рациональная организация двигательной активности учащихся, соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные игры на переменах, динамические перемены);
  • формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (законных представителей);
  • система работы школы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Для отслеживания достижения планируемых результатов в части экологической грамотности и формирования элементов экосистемной познавательной модели, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся используется методика и инструментарий, предусмотренный программами по отдельным учебным предметам.

Финансово-экономическое обеспечение освоения  основной   образовательной   программы  начального общего образования представлено наличием в школе системы мотивации и стимулирования труда педагогических кадров, оплаты труда педагогических и иных работников в соответствии с требованиями нового  образовательного  стандарта.

Если анализировать материально-техническое обеспечение, то следует отметить, что учебно-воспитательная деятельность в школе ведется в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами и нормами, работа педагогического коллектива организована в соответствии с нормами охраны труда.

Один из кабинетов начальных классов оснащен интерактивной доской, компьютером, сканером, проектором, цифровыми  образовательными  ресурсами. Все остальные кабинеты оснащены рабочим местом учителя и доступом в Интернет.

Проблемой остается нехватка мультимедийных проекторов в 1 и 2 классах. Исходя из поступления финансовых средств необходимое оборудование приобретается.

 Парты, стулья новые, мебель соответствует росту учащихся. В классах тепло, уютно создана комфортная среда для занятий. В школе имеются: спортивный зал, спортивная площадка, борцовский зал, шахматная комната, библиотека, столовая. Спортинвентаря достаточно для проведения занятий физической культурой и внеурочной деятельностью.

Информационное обеспечение учреждения включает в себя размещение и сохранение материалов  образовательной деятельности,  в т.ч. работ обучающихся и педагогов, на информационных носителях, доступ участников  образовательной деятельности к информационным  образовательным  ресурсам в Интернет, фиксацию хода  образовательной деятельности и результатов освоения  образовательной   программы  начального общего образования.

Впервые родителям сообщили о внедрении ФГОС НОО на родительском собрании будущих первоклассников в апреле 2011 года.

Для создания условий реализации ООП НОО была проделана огромная работа, был задействован практически весь коллектив: деятельность в рабочей группе, участие в семинарах, педагогических советах. Проводится мониторинг внедрения ФГОС НОО, разработан план ВШК. На совещаниях при директоре заслушиваются вопросы по реализации ООП НОО.

Проводится анкетирование с родителями на выявление уровня удовлетворенности родителей работой школы и его педагогического коллектива.

Запланированы также проверки эффективность организации внеурочной  деятельности, информированности родителей и др.

Разработана система внутришкольного контроля.

В школе собрана нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по созданию условий введения ФГОС.

Разработано нормативно-правовое обеспечение:

  • внесены изменения в Устав школы;
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции административных и педагогических работников;
  • составлен и реализуется план методической работы, обеспечивающий сопровождение перехода на новый  образовательный  стандарт;
  • внесены изменения в локальные акты, регламентирующие организацию учебно-воспитательной деятельности (Положение о системе оценок, текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Положение о портфолио обучающегося, Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников)

Из вышеизложенного следует, что в школе реализация ООП НОО прошла успешно.

  Но наряду с положительными моментами работы по ФГОС НОО  можно выделить следующие проблемные моменты:

  • формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках носит не систематический и непоследовательный характер;
  • совершенствование материально – технической базы школы;

Пути решения проблем:

  • организовать практические занятия, методические недели, обмен опытом, взаимопосещение уроков учителями;
  • взять на контроль работу учителей начальных классов по формированию метапредметных и предметных умений.
  • Администрации МОУ Урлукская средняя общеобразовательная школа спланировать работу по дальнейшему изучению ФГОС НОО и ООО.
  • Оснащение интерактивным оборудованием начальных классов.

Руководитель МО «Детство»: Семенова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ

Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений, из Журнала «Управ­ління школою» № 16,2010...

Новые государственные стандарты: возможности для учащихся и учителей. Анализ реализации ФГОС НОО.

Выступление на городском методическом объединении города-курорта Кисловодска(26 августа 2013 года)...

Анализ реализации разноуровневого подхода с учётом познавательных интересов обучающихся.

Анализ реализации разноуровневого подхода с учётом познавательных интересов обучающихся...

Анализ реализации рабочей программы по предметам учебного плана за 2017– 2018 уч. г.

При реализации программы используются следующие общепедагогические и коррекционные методы:- Словесный (беседа, рассказ)- Наглядный (демонстрация наглядности, использование ИКТ)- Практический (ведение ...

Анализ реализации Внеурочной деятельности " Югра-моё наследие "

Анализ реализации Внеурочной деятельности "Югра-моё наследие"  ...

Анализ реализации ФГОС НОО учителя начальных классов Гладких Н.Д.

Системно-деятельностный подход позволил развить личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не прос...

Анализ реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки

       Программа «Доброслов»  была реализована  учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения &l...