Анализ реализации ФГОС НОО учителя начальных классов Гладких Н.Д.
методическая разработка

Гладких Нина Дмитриевна

Системно-деятельностный подход позволил развить личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре и группе; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; большая часть детей может работать самостоятельно, оценивать свою деятельность, и давать оценку деятельности товарищей, планировать, контролировать и корректировать свою деятельность. В данном анализе я рассказала о первых годах внедрения ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ реализации ФГОС НОО

Гладких Н.Д. и Крюковой Т.В.

2011-2015 гг.

       С первых дней учителя первых классов осуществляли образовательный мониторинг достижений обучающихся.
      Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;
II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Диагностический анализ дал возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявил и измерил уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определил уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявил затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировал учащихся по успешности обучения.

       В  сентябре 2011года  в  1-х  классах была проведена стартовая диагностика, «Готовность ребёнка к школе».

       Результаты диагностики  показали, что хорошую подготовленность к школе имели-32, 5% детей. Эти дети имели определённый запас знаний и представлений об окружающем мире, развитое воображение, логически развитую речь, читали небольшие тексты, у них сформированы элементарные математические представления, имели навыки количественного и порядкового счёта более 10, сравнивали числа первого десятка, сравнивали предметы по высоте, ширине, длине, ориентировались в пространстве на листе бумаги.

      Среднюю подготовленность к школе имели - 27%, у таких детей были менее развиты познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и мелкая моторика.

      Низкую подготовленность к школе имели - 40,5 % детей. У таких детей были слабо развиты познавательные процессы, ограничен запас знаний и представлений об окружающем мире.

      Основываясь на эти результаты, выстраивалась вся последующая работа по формированию необходимых учебных действий.

      Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление собственной познавательной деятельностью.

      Оценка метапредметных результатов проводилась в ходе различных процедур: проверочных работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе.

      Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения: обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивалось за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

      В 3-ем и 4-ом  классах, диагностика предметных результатов дополнена входным, промежуточным и итоговым контролем в виде контрольных работ и комплексных работ.  По результатам  которых строилась коррекционная работа с каждым учеником класса по формированию необходимых предметных и метапредметных результатов.

      Итоговый контроль по русскому языку проводился в виде диктанта с грамматическим заданием. Анализ показал средний уровень качества знаний  учащихся 4 классов по русскому языку. Средний процент качества знаний составил 48%, обученность 97%, результаты итогового контроля подтвердили оценки за третью четверть. Лучший  результат среди 4-х классов лучший показали учащиеся 4А класса - качество знаний-50%, обученность 93% (учитель Крюкова Т.В. «Перспективная начальная школа»).                                                                                                                                                              

     Итоговый  контроль по математике проводился в виде контрольной работы по повторению основных тем изученных в прошедшем году. Анализ показал среднее качество знаний учащихся по математике. Средний процент качества знаний составил 52%, обученность 97%, данные результаты подтвердили оценки за третью четверть. Лучший  результат среди 4-х классов показали учащиеся 4Б класса - качество знаний-53%, обученность 100%  (учитель Гладких Н.Д., УМК «Перспективная начальная школа»).                                                                                                                                                        

     

                                                                   

     При разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы учтены особенности и возможности УМК «Перспективная начальная школа»:

          1. В сборнике программ УМК «Перспективная начальная школа», описаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться» - в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы.

          2. Содержание всех учебников  «Перспективная начальная школа», сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы).

          3. Комплект  включает: сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу; сборник контрольных работ на основе единого текста. В книге Р.Г. Чураковой «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» (М.: Академкнига/Учебник, 2010) представлены тестовые задания для младших школьников на основе единого текста «Белый медведь».

          4. Дополнительно по отдельным предметам:

   - математика – сконструированы: основные параметры потенциального уровня подготовки обучающихся (по всей образовательной области и конкретным темам); примерные варианты письменных контрольных работ; требования к математической подготовке учащихся; методические рекомендации к дополнительным заданиям; проверочные работы и технология организации коррекции знаний учащихся; практические задачи;

   - русский язык – разработаны: выборочные диктанты (или списывания текста); проверочные работы по определению сформированности первоначальных УУД поиска информации в учебниках и словарях; данные об индивидуальных особенностях учащихся первого класса (в азбуке и письме);

   - литературное чтение – представлена примерная почасовая раскладка к учебнику и методический комментарий к хрестоматии;

   - информатика – разработаны: комплект компьютерных программ к учебнику и учебнику-тетради; пояснения к разделам и дополнительным заданиям; показаны возможности совместного использования учебников информатики, математики, окружающего мира для начальной школы;

   - технология – сконструированы: тематики конкурсов проектов; внеклассные задания; материалы и инструменты; правила проведения и оценки выполненных работ;

   - музыка – разработаны: критерии музыкального развития школьников; методический комментарий к хрестоматии и фонохрестоматии; материалы для работ по слушанию музыки; раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся;

   - окружающий мир — разработаны варианты итоговых контрольных работ (основная и дополнительная часть); методика проведения игр с возможностью мониторинга поведения учащихся; дополнительный информационный материал и механизмы контроля его усвоения.

 5. Разработаны и представлены в соответствующих учебниках вступительные задания в научные клубы младших школьников (литературное чтение, окружающий мир). Ученики нашей школы являются членами клуба «Ключ и заря».

    Со второго класса регулярно используются типовые тестовые задания Т.А. Кругловой «Итоговая аттестация» по основным предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

    Основная образовательная программа НОО МКОУ СОШ №2  предполагает обязательные и дополнительные формы контроля и учета достижений обучающихся.

   Формы контроля и учета достижений обучающихся, использованные в работе:

Обязательные формы   и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

-  диктанты

-  контрольное списывание

-  тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

- выполнение тестовых работ

- выполнение комплексных работ

- диагностическая  контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

- комплексная контрольная работа

- анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

- листы индивидуальных достижений

- диагностические  карты учебных возможностей

      С первого года обучения ведётся диагностика УУД.

      В апреле 2012 года была проведена диагностика уровня сформированности общеучебных  умений и навыков в 1х классов,  «Интеллектуальные умения и навыки», «Коммуникативные умения и навыки», «Организационные умения и навыки», имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система  работы обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеурочную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

Было обследовано 37 учащихся.

Результаты исследований показали:

Интеллектуальные умения и навыки:

          сильная группа – нет – 0%

          средняя группа –  14  учащихся – 38%

          слабая группа –   23  учащихся – 62%

Организационные умения и навыки:

          сильная группа –  2  учащихся – 6%

          средняя группа –  15  учащихся – 40%

          слабая группа –  20   учащихся – 54%

Коммуникативные умения и навыки:

          сильная группа –  6  учащихся – 17%

          средняя группа –  12  учащихся – 32%

          слабая группа –   19   учащихся – 51%

     Результаты исследования обсуждены на МО начальных классов, дан анализ и намечены пути по развитию интеллектуальных, организационных и коммуникативных умений и навыков.

В апреле 2013 года (2 класс) было обследовано 35 учащихся.

Результаты исследований показали:

  1. Интеллектуальные умения и навыки:

           сильная группа – нет – 0%

средняя группа –  22  учащихся – 61%

          слабая группа –   13   учащихся – 39%

  1. Организационные умения и навыки:

          сильная группа –  2  учащихся – 6%

          средняя группа –  16  учащихся – 46%

          слабая группа –   17   учащихся – 48%

  1. Коммуникативные умения и навыки:

          сильная группа –  14  учащихся – 40%

          средняя группа –  12  учащихся – 34%

          слабая группа –   9   учащихся – 26%

       Результаты исследования обсуждены на МО начальных классов, дан анализ, намечены пути по дальнейшему развитию УУД.

В мае 2014 года (3 класс) года было обследовано 30 учащихся.

Результаты исследований показали:

  1. Интеллектуальные умения и навыки:

          сильная группа – 7 учащихся – 23%

          средняя группа –  20  учащихся – 67%

          слабая группа –   3  учащихся – 10%

  1. Организационные умения и навыки:

          сильная группа –  8  учащихся – 27%

          средняя группа – 18 учащихся – 60%

          слабая группа –  2  учащихся – 7%

  1. Коммуникативные умения и навыки:

          сильная группа –  15  учащихся – 50%

          средняя группа –  10  учащихся – 30%

          слабая группа –   5  учащихся – 20%

В мае 2015 года (4 класс) года было обследовано 30 учащихся.

Результаты исследований показали:

  1. Интеллектуальные умения и навыки:

          сильная группа – 10 учащихся – 34%

          средняя группа –  18  учащихся – 60%

          слабая группа –   2  учащихся – 6%

  1. Организационные умения и навыки:

          сильная группа –  14  учащихся – 47%

          средняя группа –   14 учащихся – 47%

          слабая группа –   2   учащихся – 6%

  1. Коммуникативные умения и навыки:

          сильная группа –  18  учащихся – 60%

          средняя группа –  8  учащихся – 27%

          слабая группа –   4  учащихся – 13%

      Исходя из результатов диагностики, за три прошедших года мы видим, что по всем направлениям идёт значительный рост числа учащихся относящихся к сильной группе и сокращение числа учащихся слабой группы, что говорит о положительной динамике формирования УУД.

       Итоговой работой по выявлению сформированности  предметных  и метапредметных УУД является итоговая комплексная работа, которая проводится, ежегодно начиная с первого класса.

       Структура итоговой комплексной работы включает в себя две части (основную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по основным предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

      Задания основной части направлены на проверку сформированности метапредметных и предметных результатов на базовом уровне, задания дополнительной части направлены на проверку сформированности метапредметных результатов на повышенном уровне.

   

Сравнительный анализ выполнения ИКР за 1, 2, 3, 4 класс

     

№ /класс

Всего

по списку

Писали

работу

Приступили к

выполнению заданий

базового уровня

Справились с

 выполнением заданий

 базового уровня

Не справились с

 выполнением заданий

базового уровня

Приступили к

 выполнению

заданий повышенного уровня

Справились с выполнением заданий повышенного уровня

Не справились с выполнением заданий повышенного уровня

1

37

35

35

12/33%

23/67 %

22/61%

6/ 27%

16/72%

2

35

34

34

23/66%

11/34%

24/70%

12/50%

12/50%

3

31

30

30

28/93%

2/7%

22/73%

6/27%

16/73%

4

30

30

30

30/100%

-

22/73%

6/27%

16/73%

       Анализ  комплексной работы показал повышение уровня сформированности всех необходимых  предметных и метапредметных УУД, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения.  Увеличилось число учащихся справившихся с необходимым базовым уровнем заданий, с 33% до 100%, стабильно число учащихся приступивших  и справившихся с повышенным уровнем заданий. Данные результаты говорят о положительной динамике формирования предметных и метапредметных результатов.

Показатели успешности выполнения итоговой комплексной работы

п/п

Классы, года обучения

Кол-во уч-ся по списку

Кол-во

уч-ся,

выполнявших

ИКР

Кол-во

уч-ся,

выполнявших

1-й вариант

Кол-во

уч-ся,

выполнявших

2-й вариант

Показатели выполнения ИКР*

не освоили базовый уровень

(чел./%)

освоили базовый уровень

(чел./%)

освоили базовый и повышенный уровень

 (чел./%)

1

1/2011-2012

37

35

18

17

23/66%

6/17%

6/17%

2

2/2012-2013

35

34

18        

16

11/32%

12/36%

11/32%

3

3/2013-2014

31

30

16

14

2/7%

21/70%

7/23%

4

4/2014-2015

30

30

16

14

-

24/80%

6/20%

   Исходя из результатов анализа успешности выполнения ИКР, можно сделать вывод, что по сравнению с первым классом увеличилось число учащихся, которые освоили базовый уровень и базовый и повышенный уровень с 34% до 100% - все учащиеся четвёртых классов освоили базовый уровень.

Сравнительный анализ

уровня самостоятельности при выполнении итоговой комплексной работы

Класс/год

высокий уровень

самостоятельно

средний уровень

1-2 раза

низкий уровень

критический уровень

ученик не может выполнить задания ИКР даже с помощью учителя
(0 баллов)

1/2011-2012

8 человек/23%

15человек/43%

12 человек/34%

Данный уровень не выявлялся

2/2012-2013

15 человек/44%

12 человек/35%

7 человек/21%

Данный уровень не выявлялся

3/2013-2014

15 человек/50%

8 человек/27%

5 человек/16%

2 человека/7%

4/2014-2015 (входная)

16 человек/53%

8 человек/27%

6 человек/20%

 -

           При анализе самостоятельности выполнения ИКР  выявлено, что   процент учащихся выполнявших работу самостоятельно, по сравнению с первым классом повысился на 30%, понизился  процент учащихся выполнявших работу с помощью учителя, и не выполнивших работу даже с помощью учителя на – 14%, нет учащихся находящихся на критическом уровне,  что даёт возможность говорить о положительной динамике формирования УУД у учащихся данного класса.

Для оценки динамики  достижений использовался портфель достижений ученика.

Портфолио

          I.«Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)
  • Место для фото (или автопортрета)
  • Напиши о себе (как умеешь):
  1. Меня зовут___________________
  2. Я родился ____________________ (число/месяц/год)
  3. Я живу в ______________________
  4. Мой адрес ____________________
  • Чем я люблю заниматься
  • Я ученик

          Вкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых занятиях «Готовность ребёнка к школе» и т.п.

  • Я могу делать
  • Я хочу  научиться в этом году…
  • Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

  • Я читаю.
  • Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель
  • Мой распорядок дня

Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер

  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у  меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

          II. «Коллектор» 

  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
  • Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
  • Памятка: Правила  общения

          III. «Рабочие материалы»

      На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

          IV. «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

   Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

   Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение,  смыслообразование,   морально-этическая ориентация.

   Личностные результаты выпускников на ступени начального образования в полном соответствии с требованием ФГОС не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов  обучающихся начальной школы  осуществляется только в ходе внешних  мониторинговых процедур.  Одной из таких диагностик является диагностика выявления уровня воспитанности, так с начала обучения  учащихся, уровень воспитанности в классах повысился с 2,6 до 2, 8 балла, что говорит о положительной динамике  формирования личностных результатов обучающихся.

В соответствии с ФГОС в школе реализуется  как урочная, так и внеурочная деятельность.

        С целью определения интересов учащихся проводилось анкетирование родителей, по результатам анкетирования школой были предложены кружки, курсы, секции, клубы по пяти направлениям внеурочной деятельности. По выбору родителей и с учётом интересов детей организована внеурочная деятельность, начиная с первого класса.

             Внеурочная деятельность в каждом классе  организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличалась от урочной системы обучения и была представлена:  

 

Направления

внеурочной

деятельности

                       Класс                                

Форма

 организации

внеурочной

деятельности

Форма

 организации

внеурочной

деятельности

Форма

 организации

внеурочной

деятельности

Форма

 организации

внеурочной

деятельности

1

2

3

4

спортивно-

оздоровительное

Кружок «Русские народные игры»

Кружок «Подвижные игры»

Кружок «Подвижные игры»

Кружок «Здоровейка»

Спортивные секции «Борьба»/ «Бокс»

Кружок «Ритмика»

духовно-нравственное

 Кружок

«Патриотическое воспитание»

Кружок

«Я- гражданин России»

Кружок

 «Я- гражданин России»

Кружок

 «Край, в котором я живу»

Кружок

 «Юный патриот»    

социальное

Кружок

 «Росток»

Кружок

 «Окружающий мир»  

Кружок

 «Окружающий мир»  

Кружок

 «Окружающий мир»  

общеинтеллектуальное

Факультатив по математике «Расчётно-конструкторское бюро»  

Факультатив по математике «Расчётно-конструкторское бюро»  

Факультатив по математике «Расчётно-конструкторское бюро»  

Факультатив по математике «Расчётно-конструкторское бюро»  

Кружок

 «Окружающий мир»    

Кружок

 «Край, в котором я живу»

общекультурное

Кружок

 «Чудеса аппликации» Кружок

 «Музей в твоём классе»  

Кружок

 «Чудеса аппликации»

Кружок

 «Чудеса аппликации»

Кружок

 «Весёлые нотки»

Кружок

«Искусство

сцены»

     

 С целью предупреждения переутомления ежедневно проводится динамическая пауза, 40 минут между урочной и внеурочной деятельностью, в ходе которой учащиеся наблюдают за окружающим миром, развиваются физически, учатся дружелюбию, развиваются  коммуникативные УУД.

     Выводы по итогам введения ФГОС НОО:
• концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
• материально-технические возможности школы (использование спортзала, компьютерного кабинета, читального зала, открытой спортивной площадки) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
• много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности, которая
активизирует  познавательные  способности обучающихся, глубокое  раскрывает  их творческие возможности.  Школьники наглядно  видят практическое применение  своих теоретических знаний на практике,  понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как  много им ещё  предстоит постичь;

• системно-деятельностный подход позволил развить личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД, дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре и группе; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; большая часть детей может работать самостоятельно, оценивать свою деятельность, и давать оценку деятельности товарищей, планировать, контролировать и корректировать свою деятельность;

• применение на уроках интерактивных технологий, интерактивных методов, форм, средств обучения позволило модернизировать процесс обучения, сделало возможным:

- повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению предметов;

- учить обучающихся самостоятельно добывать и овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности;

- сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий;

- развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;

- актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

- вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ Районного методического обьединения учителей начальных классов

Анализ районного методического обьединения учителей начальных классов...

анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011гг

В материале дан подробный анализ работы учителей школы, определены цели и задачи работы на будущий год....

Анализ Районного Методического Объединения учителей начальных классов

Полный анализ Районного Методического Объединения учителей  начальных классов за 2010 - 11 учебный год.К нему прилагается презентация работы. ...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов.

В данной публикации - анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 - 2011 уч.г....

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...

Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах. Анализ работы в 4 классе

Анализ работы учителя начальных классов Вандановой Н.Д. по ФГОС 4 класс 2018/2019 учебный  год....