Анализ реализации разноуровневого подхода с учётом познавательных интересов обучающихся.
опыты и эксперименты на тему

Анализ реализации разноуровневого подхода с учётом познавательных интересов обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ реализации разноуровневого подхода с учётом познавательных интересов обучающихся

Современная школа находится в постоянном поиске новых, качественных, более эффективных подходов, методов и форм обучения и воспитания учащихся. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития и подготовки, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Мною осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. В своей работе осуществляю внутриклассную дифференциацию, которая позволяет провести индивидуализацию обучения, для детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям. Уровневая дифференциация позволяет мне работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

Система работы по этой технологии включает в себя различные ступени:

  • выявление отставаний в ЗУН;
  • ликвидацию их пробелов;
  • устранение причин неуспеваемости;
  • формирование интереса и мотивация к учебе;
  • дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Основной целью использования технологии уровневой дифференциации для меня стало обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Осуществляя дифференцированное обучение изучаю индивидуальные способности и учебные возможности (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, проводит диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую проводят специалисты (школьный психолог, логопед), дополняет картину.

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, учитываю интеллектуальные способности детей и на конец года они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
  • активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется мною на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делю по уровням:

1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Вывод: В результате проведения таких самостоятельных работ повышается уровень самостоятельности ученика, уверенность в своих способностях, появляется интерес к изучаемому предмету и улучшается качество знаний и умений учащихся.

Осуществляемая разноуровневая работа с обучающимися показывает, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
  • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
  • поднялся уровень преподавания;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Социально педагогическая поддержка личности в развитии познавательных интересов обучающихся.

В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой  без развития познавательных интересов.Реализация компетенций происходит в процессе выполнения...

Исследование познавательного интереса обучающихся при освоении образовательной программы школы

Процесс обучения - источник воздействия на обучающегося, причины его поведения и учения, на свойства личности. Именно в процессе учения формируется познавательный интерес, возникает мотивационное поле...

Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы

Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников. В данной статье представлена система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса...

Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства

Презентация по теме: " Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства"...

методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения».

методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения»....