методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения».
методическая разработка

Яньшина Вера Викторовна

методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx15.78 КБ
Файл metodicheskiy_seminar_prezentatsiya_moya.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы не превратить ребенка

в хранилище знаний,

кладовую истин,

правил и формул,

надо учить его думать.

                Сухомлинский

        

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Целью такого обучения становится не получение определенного объема научной информации, а развитие умений самостоятельно приобретать и применять эту информацию в соответствии с личными целями и потребностями, решения актуальных для обучающихся проблем.

Я выбрала тему методического семинара «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения».

Цель данной технологии:  формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой ЗУН и формирования мировоззрения).

С введением ФГОС я выделила для себя несколько основных направлений, одно из которых:  

- создать условия, в которых ребенок сам добывает знания (т.е. научить его учиться);

- помочь ребенку ориентироваться  в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать  трудности;

- для правильного восприятия ребенком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать его творчество.

Стоит отметить преимущество этой технологии, так как она направлена на самостоятельную деятельность обучающихся исследовательского характера.

Проблемная ситуация является основным понятием данной технологии. Это средство организации проблемного обучения.

Проблемная ситуация может быть разной. По методическим особенностям: целевая, проблемное изложение, эвристическая беседа, игровые ситуации, исследовательская лабораторная работа.

Поскольку технология используется в начальных классах, то проблемное изложение наиболее уместно, так как обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить ассоциации. В этом случае поиском руководит сам педагог.

Часто свой урок начинаю с проблемного задания. Это помогает научить детей определить тему  и цели урока. (Это вы могли увидеть на моем открытом уроке).

В ходе обсуждения проблемы на уроке обучающиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать аналитическое и логическое мышление учеников.

К методам решения проблемной ситуации относятся:

- поисковый;

- исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование;

-    проектирование.

Уместно сказать о методических приемах, которые я использую:

- привожу школьников к противоречию и предлагаю найти способ решения;

- излагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждаю сравнивать, делать вывод;

- предлагаю классу рассмотреть явления с разных позиций;

- предлагаю сравнивать, обобщать, делать выводы.

Метод проблемного обучения – это творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Так, например, на уроке 4 класса по окружающему миру задаю вопрос о растительности леса. Они работая с гербарием, называют деревья, которые растут в лесу. Но ведь не только деревья растут в лесу. И здесь дети решают проблему, опираясь на свой собственный опыт. Эти знания помогут детям при работе с определением ярусов леса.

Или

Например: на уроке русского языка 4 класса по теме «несклоняемые имена существительные» я даю невыполнимое задание. Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен). Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация).

Одна из форм решения проблемных ситуаций:

- дискуссия;

- научный спор;

- проблемные задачи и задания;

- задачи исследовательского характера.

Результатом работы учителя является сформированность УУД:

- познавательных (учатся решать проблемы путем поиска ответа в информационно-образовательном пространстве);

- регулятивных (учатся ставить цели, выстраивать этапы деятельности, распределять полномочия в групповой деятельности);

- личностных (учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать членов группы, коллектива);

- коммуникативных (учатся принимать точку зрения соучастника, согласовывать действия и принимать совместные решения).

Критерием результативности и оценки качества деятельности учителя являются: достижения обучающихся более высоких показателей обучения, по сравнению с предыдущим периодом, эффективность участия школьников в конкурсных мероприятиях – олимпиадах.

Результаты моей деятельности по данному направлению представлены в виде диаграмм в презентации.

Таким образом, по моему мнению, технология проблемного обучения действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Методический семинар «Формирование познавательного интереса обучающихся путем использования технологии проблемного обучения» Подготовила: у читель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Екатериновка Донец В.В.

Слайд 3

Цель: формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения ЗУН и формирования мировоззрения).

Слайд 4

Основные направления: - создать условия, в которых ребенок сам добывает знания (т.е. научить его учиться ); - помочь ребенку ориентироваться в различных ситуациях, т.е. научить преодолевать и решать трудности ; - для правильного восприятия ребенком действительности необходимо расширить его воображение, т.е. развивать его творчество.

Слайд 5

Преимущество технологии проблемного обучения – самостоятельная деятельность обучающихся исследовательского характера.

Слайд 6

Проблемная ситуация являетс я Основным понятием данной технологии.

Слайд 7

Использование проблемного обучения позволяет развивать аналитическое, логическое мышление учеников.

Слайд 8

Схема Название Обозначение Объяснительно-иллюстративный ОИ Программированный ПГО Эвристический ЭО Проблемный ПО Модельный МО

Слайд 9

метод решения проблемной ситуации поисковый и сследовательский проектирование и ндуктивное исследование д едуктивное исследование

Слайд 10

Методические приемы: привожу школьников к противоречию и предлагаю найти способ решения; излагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос; - побуждаю сравнивать, делать вывод; предлагаю классу рассмотреть явления с разных позиций; предлагаю сравнивать, обобщать, делать выводы.

Слайд 11

Метод проблемного обучения – это творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Обучающиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Слайд 13

Проблемная ситуация «с затруднением» - Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен). - Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникает проблемная ситуация).

Слайд 14

формы решения п роблемных ситуаций дискуссия н аучный спор проблемные задачи и задания з адачи и сследовательского характера

Слайд 15

Решение проблемных ситуаций подразумевает развитие всего спектра УУД: познавательных; регулятивных; личностных; коммуникативных.

Слайд 16

Участие в школьной олимпиаде

Слайд 17

График участников и победителей школьной олимпиады

Слайд 18

Таким образом, технология проблемного обучения действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...

Обобщение опыта работы "Развитие познавательной деятельности учащихся путём использования технологии проблемного обучения".

Опыт работы по использованию  в учебном процессе технологии проблемного обучения. Фрагменты уроков с применением проблемного обучения .Приемы создания проблемных ситуаций. Структура проблемного у...

Методический семинар Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках марийского языка средствами технологии критического мышления

Методический семинар показывает как можно развивать познавательные интересы младших школьников на уроках марийского языка средствами критического мышления...