ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
статья ( класс) на тему

Маренко Елена Викторовна

Статья по проблеме над которой работаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marenko.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Маренко Елена Викторовна,  

учитель начальных классов МБОУ ЕСОШ №1

 ст. Егорлыкская РО

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Экологическое развитие и воспитание младших школьников в век  бурного научно-технического и информационного прогресса, потребительского отношения к природным богатствам и нерационального их использования является весьма актуальным.

За последнее десятилетие в нашей стране предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования подрастающего поколения. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, что привело к необходимости усилению внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения учащихся, через формирование их экологического сознания и поведения.

В современных условиях педагогу, в частности учителю начальной классов, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием путем осуществления нового вида деятельности. Именно деятельность учащихся определена ФГОС как главная ценность обучения.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий экологическую ответственность за состояние и улучшение окружающей среды.

В настоящее время стала очень острой и  приняла огромные масштабы экологическая проблема взаимодействия человека и природы. В связи с этим громадное значение приобретает экологическое воспитание и развитие младших школьников не только как образовательный процесс, и как аспект нравственного  воспитания человека, а, следовательно, общества в целом.

Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, в результате соответствующего экологического воспитания и развития младших школьников расширяется их кругозор, повышается эффективность обучения, где учащиеся получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения.

Небезызвестно, что воспитание младших школьников тесно связано с их развитием, поэтому экологическое воспитание поможет ученикам познать понятие «бережное отношение к природе».

Общество нуждается не только в активных личностях, способных креативно решать существующие проблемы, но и в способных совершенствовать свои знания для сохранения и обогащения природных ценностей. В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.

Чтобы ответить заказу общества, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому развитию и воспитанию младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, где целью является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе.

Достижение данной цели возможно с помощью универсальных учебных действий.

Перед школой стоит задача воспитание нового поколения, способного предупредить риск затруднительных состояний, возникающих в природе.

Начальная школа — важнейший этап в становлении когнитивных, духовно-нравственных, предприимчивых отношений учащихся к окружающей среде.  

Таким образом, сущность экологического развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС заключается:

-  в незаменимости раскрытия разнообразия сложности экологических связей;

-  в повышении теоретических знаний и развитии экологического интереса;

- в развитии ответственного отношения к природе;

- в совершенствовании экологической культуры школьников;

- в интеграции базового и дополнительного образования учащихся;

- в инновационной педагогической деятельности учителя начальных классов.

Литература

  1.  Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
  2. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
  3. Посошенко Е.В. Растим здоровых, умных, добрых //Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня. Ростов-на-Дону, 2007
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"

В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...

Духовно-нравственное развитие младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС

В стаье пердставлена система работы учителя начальных классов в направлении "Нравственность" и диагностические методики....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...

«Обучение математике младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Процесс изучения математики в начальной школе по мнению А.Г. Асмолова представляет большие возможности для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся, потому что обучение математи...