Главные вкладки

    Статья ( класс) на тему:
    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

    Маренко Елена Викторовна

    Статья по проблеме над которой работаю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл marenko.docx24.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

    Маренко Елена Викторовна,  

    учитель начальных классов МБОУ ЕСОШ №1

     ст. Егорлыкская РО

    Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

    Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

    Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

    (Китайская мудрость)

    Экологическое развитие и воспитание младших школьников в век  бурного научно-технического и информационного прогресса, потребительского отношения к природным богатствам и нерационального их использования является весьма актуальным.

    За последнее десятилетие в нашей стране предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования подрастающего поколения. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, что привело к необходимости усилению внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения учащихся, через формирование их экологического сознания и поведения.

    В современных условиях педагогу, в частности учителю начальной классов, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием путем осуществления нового вида деятельности. Именно деятельность учащихся определена ФГОС как главная ценность обучения.

    Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий экологическую ответственность за состояние и улучшение окружающей среды.

    В настоящее время стала очень острой и  приняла огромные масштабы экологическая проблема взаимодействия человека и природы. В связи с этим громадное значение приобретает экологическое воспитание и развитие младших школьников не только как образовательный процесс, и как аспект нравственного  воспитания человека, а, следовательно, общества в целом.

    Формирование экологического сознания учащихся – это одна из важнейших задач школы в настоящее время. Поэтому, в результате соответствующего экологического воспитания и развития младших школьников расширяется их кругозор, повышается эффективность обучения, где учащиеся получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения.

    Небезызвестно, что воспитание младших школьников тесно связано с их развитием, поэтому экологическое воспитание поможет ученикам познать понятие «бережное отношение к природе».

    Общество нуждается не только в активных личностях, способных креативно решать существующие проблемы, но и в способных совершенствовать свои знания для сохранения и обогащения природных ценностей. В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.

    Чтобы ответить заказу общества, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому развитию и воспитанию младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС, где целью является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе.

    Достижение данной цели возможно с помощью универсальных учебных действий.

    Перед школой стоит задача воспитание нового поколения, способного предупредить риск затруднительных состояний, возникающих в природе.

    Начальная школа — важнейший этап в становлении когнитивных, духовно-нравственных, предприимчивых отношений учащихся к окружающей среде.  

    Таким образом, сущность экологического развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС заключается:

    -  в незаменимости раскрытия разнообразия сложности экологических связей;

    -  в повышении теоретических знаний и развитии экологического интереса;

    - в развитии ответственного отношения к природе;

    - в совершенствовании экологической культуры школьников;

    - в интеграции базового и дополнительного образования учащихся;

    - в инновационной педагогической деятельности учителя начальных классов.

    Литература

    1.  Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
    2. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
    3. Посошенко Е.В. Растим здоровых, умных, добрых //Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня. Ростов-на-Дону, 2007
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"

    В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...

    Статья по теме "Формирование ИКТ-компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения".

    Статья была представлена в 2013 г. на интернет-конференции ТГПУ "Новые образовательные технологии"; содержит описание опыта преподавания информатики во внеурочной деятельности; рабочую прогр...

    Духовно-нравственное развитие младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС

    В стаье пердставлена система работы учителя начальных классов в направлении "Нравственность" и диагностические методики....

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

    В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

    Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

    21 октября на базе МОУ  СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование  метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...

    Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС

    Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...