Системно- деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО.
статья ( класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

В статье " Системно- деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО"рассматриваются принципы подхода, цели , задачи , структура современного урока .

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Системно- деятельностный подход как технологическая основа

ФГОС НОО.

           

        Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ и определил модель ученика. Мы проанализировали теоретические материалы ФГОС и поставили перед собой следующие цели: начальная школа должна сформировать у ученика  предметные и универсальные способы действий, обеспечить возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации ; обеспечить индивидуальный прогресс  личностного развития.

        Мы  сделали вывод, что реализовать поставленные Стандартом цели  и задачи возможно  только при  обучении на основе системно-деятельностного подхода.  Существуют различные определения данного подхода, но наиболее полное, на наш взгляд следущее.

       Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развёртывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использование различных источников информации,  организацию учебного сотрудничества различных уровней .

       

      Мы изучили принципы  системно-деятельностного  подхода, на основе которых строим свою работу:  

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а, осознанно добывает  их сам.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения .

 3) Принцип целостности –  формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип минимакса –возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне

5) Принцип психологической комфортности –  снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества –  я думаю, объяснять не нужно.

Применение  данных принципов  позволяет нам:

  • поставить ученика в новую роль «исследователей»
  • сделать процесс учения поисковым и творческим
  • предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путём размышления самим выбирать образец правильного алгоритма учебного действия.

      Для себя мы определили важнейшие положения системно-деятельностного подхода:

  • наличие у детей познавательного мотива;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия для осознанного применения приобретённых знаний;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;
  • умение использовать информацию    в любой жизненной ситуации.  

Сегодня перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда) 
  • научить жить (учение для бытия) 
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

         Всем известно,что  ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а  

     субъектом учебной деятельности. 

           Начиная работать по Стандартам, мы изучили данный вопрос со стороны психологии и сделали вывод, что деятельностный подход  становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для её достижения, результат. Перечисленные элементы в структуре урока могут проявить себя по-разному.

           В связи с этим  мы пересмотрели  сам принцип построения урока, свою позицию- к классу не с ответом, а с вопросом, изучили примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

           

        В связи с этим мы можем  сделать следующие  выводы.

         На современном уроке:

1. Цели  задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику,

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие .

3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся  (учебное сотрудничество, сотворчество, диалог).

4. Задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

5. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя  разноуровневые задания, которые выбирают сами учащиеся. Педагог      стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. На этом этапе необходима доброжелательность и такт учителя.

6.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока,      принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, его «Я», иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

7. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Таким образом,  мы считаем, что организация учебной деятельности на уроке должна быть построена  с опорой :

  • на мысленные и практические действия учащихся;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности;
  • на усиление интенсивности мышления.

  Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1)Уроки «открытия» нового знания;

2)Уроки отработки умений и рефлексии

3)Уроки общеметодологической направленности;

4)Уроки развивающего контроля.

       

          Рассмотрим особенности структурных элементов урока открытия новых знаний, одного из самых распространённых уроков.  

1этап- Мотивация к учебной деятельности.  

Данный этап  предполагает осознанное вхождение учащегося в  пространство учебной деятельности на уроке.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

             
      Способы мотивации деятельности детей разнообразны, это

  • вопросы, суждения, ошибки персонажей;
  • задания, для выполнения которых недостаёт знаний; 
  • заголовки-вопросы; 
  • наблюдения за фактами , в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения;
  • девиз, эпиграф, музыкальные фрагменты и др.

2 этап            

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Основная цель этапа - организовать анализ  возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причину затруднения .

Например, на уроке русского языка при изучении темы «Перенос слов» в 1 классе, учитель записывает на доске предложение, которое не помещается на одну строчку, например,

На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать.

-  Какая проблема перед нами встала?

- Слово не помещается на строку.

- Как поступить, если при написании слово не помещается на строку?

- Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку.

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?

  Дети пока не знают данного правила, в этом и причина затруднения.

     

3этап- Постановка цели и темы урока.

      Рассмотрим конкретный пример. На уроке в 1 классе при изучении темы «Письмо заглавной и строчной буквы В (в)» осваивается один из сложнейших предметных способов действия, обеспечивающий формирование навыка письма, – звуковой анализ. Все помнят алгоритм знакомства с новой буквой.

           Сейчас, используя системно-деятельностный подход, мы предлагаем ребятам, работая в паре, провести звуковой анализ слов с помощью алгоритма, вспомнить схему, составленную на предыдущем уроке , договориться, кто какое слово будет анализировать, послушать друг друга и проверить, не забывая пользоваться алгоритмом, а затем попытаться записать слова письменно.

-Почему не получается записать? Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание?

-Вот и подошли к тому, что дети сами формулируют цель урока – будем учится писать букву в.        

Мы перешли к 4 этапу

Построение проекта выхода из затруднения  (открытие нового знания)

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 

5.Реализация построенного проекта

Основной целью данного этапа является

-выдвижение  и обоснование гипотезы с  использованием предметных действий с моделями, схемами ;

- применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

- фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаково  и   возникшего ранее затруднения.

         Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. Это сущность второго условия реализации деятельностного подхода, которая  хорошо раскрывается Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать его видимость»

    На данном этапе очень часто мы  используем  одну из форм деятельностного подхода - проектную деятельность обучающихся.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

         Мы включаем своих учеников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации.  Удобнее всего организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах, таких , как например, литературное чтение   это возможно. Например, при исследовании  русской народной сказкой «Теремок» можно выйти на понятие вариативности народного творчества, бродячем сюжете, увидеть отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства .

 На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика  должна сводиться к развитию таких способностей и умений , как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого .

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является использование  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку  решений по эталону;

- создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

          Например, при изучении темы «Перенос слов»  можно предложить выполнение разноуровневых заданий, уровень сложности которых определяют сами учащиеся под руководством учителя,  а затем каждый ученик выбирает одно задание, выполняет его и проверяет по эталону. На любом этапе урока важно помнить о праве ребёнка на индивидуальность, поэтому задания должны быть дифференцированными.

8.Включение в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использования  его в системе изученных ранее знаний. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

На данном этапе  возможно применение групповой  формы работы.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен.

В течение  времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение  правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. В это время осуществляется включённый контроль со стороны учителя.

               Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, необходимо провести  несколько разъяснений  по теме «Учимся работать дружно», где ознакомим  ребят с основными правилами работы в паре и группе.

      При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

9. Рефлексия УД на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, а также соотношение цели и результатов данной деятельности.

  На этом же этапе намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

                 

 И в заключение хочется добавить, что только тем, кто изучил особенности ФГОС, сумел принять новые требования и перестроить свою педагогическую позицию, можно смело идти вперед, не боясь трудностей; потому что НОВАЯ школа начинается с НОВЫХ уроков. Будем продолжать учиться  учить по-новому, накапливать опыт и делиться с коллегами!

Библиографический справочник
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего 
об разования. М.: Просвещение.2010.
2.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС

Тема: Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС...

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС

Презентация "Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС"...

Компетентностный и системно-деятельностный подходы как методологическая основа ФГОС

Школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, дос...

Системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы+презентация....