Системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС
материал

Выступление на педагогическом совете школы+презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход в обучении – основа ФГОС

СЛАЙД 2.

(выступление на педагогическом совете, зам.директора по УВР Перфилова Г.Б.)

СЛАЙД 3.

Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность»

   

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

СЛАЙД 4.

Хочу привести данные результатов  Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.(по Слайдам 5, 6, 7, )

Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

СЛАЙД 8. О стаже учителей. (Интересные исследования)

СЛАЙД 9.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)  

  • Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы
  • Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного
  • Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
  • Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.  

По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

СЛАЙД 10.

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению  образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования.

СЛАЙД 11.

Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.

СЛАЙД 12.

Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО)

  • Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

СЛАЙД 13

Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, уровневой дифференциации, обучение на основе «учебных ситуаций»,  информационные и коммуникативные технологии

  Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

СЛАЙД 14.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

СЛАЙД 15.

Технология деятельностного метода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов.

СЛАЙД 16.

Дидактические принципы:

СЛАЙД 17

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

СЛАЙД 18

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

СЛАЙД 19

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

СЛАЙД 20 

4. Принцип  минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

СЛАЙД 21

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

СЛАЙД 22

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

СЛАЙД 23

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

СЛАЙД 24.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

- учебная задача;

- учебные действия;

- действия самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.

Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.

СЛАЙД 25.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

СЛАЙД 26.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

СЛАЙД 27.

Учитель на современном уроке:

  • учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
  • учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
  • организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач;
  •  создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

СЛАЙД 28

Чему учили и чему научили на этих уроках?

СЛАЙД 29.

Чему учили и чему научили на этих уроках?

СЛАЙД 30.

Готова ли школа к новому результату  или продолжаем «давать знания»?

СЛАЙД 31.

Очень хочется, чтобы про каждого из нас сказали: «Вы – прекрасный учитель! У вас – прекрасные ученики!». И я позволю себе дать несколько рекомендаций, способствующих получению нами нового результата:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй ученика.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику  приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Закончить выступление хочется японской пословицей:

СЛАЙД 32.

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;  а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».

СЛАЙД 33.

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС

Тема: Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС...

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС

Презентация "Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС"...

Системно- деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО.

В статье " Системно- деятельностный подход как технологическая основа ФГОС НОО"рассматриваются принципы подхода, цели , задачи , структура современного урока ....

Компетентностный и системно-деятельностный подходы как методологическая основа ФГОС

Школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, дос...