Рабочая программа по ВД 1 класс "Веселый светофорик"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Веселый светофорик» разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;

- с рекомендациями авторской программы «Я – пешеход и пассажир». Автор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов».

Программа кружка «Веселый светофорик» для 1-4 классов разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_1_klass.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОРИК»

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности учебного курса «Веселый светофорик» разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;

- с рекомендациями авторской программы «Я – пешеход и пассажир». Автор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов».

Программа кружка «Веселый светофорик» для 1-4 классов разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

1. Цели и задачи

Программа кружка «Веселый светофорик» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целью занятий по ПДД является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.        

                Задачи:

1. Обучающие:

  • Научить основным правилам дорожного движения;
  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

2. Развивающие:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению.
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.
  • Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения.
  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Программа построена с учётом следующих принципов:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
  • личностно ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
  • линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
  •  деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

2. Место программы в структуре ООП

Программа по курсу «Веселый светофорик» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Всего 135 часов. В первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю, во 2-4 классах –  по 34 часа в год, 1 час в неделю.

На курс «Веселый светофорик» для учащихся первого класса по учебному плану в 2014 – 2015 учебном году отведен 1час в неделю, 33 часа в год. Программа используется без изменений.

3. Содержание программы «Веселый светофорик»

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

        Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

             Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

        Методы, способы деятельности педагога,  направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
  • материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  •  словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  •  видеометод (просмотр, обучение).
  • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
  • личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Содержание курса первого года обучения

  • Ориентировка в окружающем мире
  • Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
  • Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе —дальше).
  • Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
  • Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
  • Транспорт: наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
  • Ты — пешеход
  • Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
  • Ты — пассажир
  • Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы кружка «Веселый светофорик» формируются следующие предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Социальные знания

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

  • правила дорожного движения, значимость их выполнения;
  • сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;
  • виды транспорта, правила движения на велосипедах;
  • правило безопасного поведения при следовании железнодожным транспортом, обязанности пассажира;
  • дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);
  • о работниках ГИБДД, их обязанностях;
  • культура поведения граждан на улице, в общественных местах;
  • режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.
  • ценить жизнь свою, близких  и окружающих людей;
  • заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких  и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;
  • быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;
  • дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;
  • бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома
  • правильно переходить дорогу, перекрёсток;
  • выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;
  • различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;
  • передвигаться на  велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;
  • применять полученные знания на практике  по ПДД и ОБЖ

Универсальные учебные действия

  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- объяснять свой путь от дома до школы;

- определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко — далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «Что обозначает этот знак?»);
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;
  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

5. Тематическое планирование

1 класс

На чём люди ездят (1 ч)

Рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Отгадывание загадок. Беседа «Могут ли животные быть транспортом». Дидактическая игра с картинками.

Близко — далеко, быстро — медленно (1 ч)

Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»).

Дидактические игры: «Ближе - дальше», «Что мы видим из окна». Ученики рассказывают о том, что они видят из окна, используя слова — пространственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.).

Чему нас учат правила дорожного движения (1 ч)

Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам).

Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?»

Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения».

Мы идём по улице (1 ч)

Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД.

Какие бывают дороги (2 ч)

Беседа «Умеем ли мы наблюдать?».

Игра-конструирование «Улица города».

Где мы будем играть? (1 ч)

Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно — нельзя».

Дорога за городом(1 ч)

Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям).

Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование — кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их).

Заполнение таблицы «Характеристика дорог». Таблица может выглядеть так.

Городская дорога

Загородная дорога

Двустороннее или одностороннее движение

Двустороннее движение

Есть тротуары

Нет тротуаров, есть обочина

Ходить можно по правой Стороне тротуара

Ходить гуськом по обочине

Светофоры (2 ч)

Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.

Дорожные знаки (6 ч)

Рассказ учителя о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюдения (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сестры.

Нас увидят в сумерках(1 ч)

Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках.

Мы переходим улицу (повторение) (2 ч)

Беседа «Как мы будем переходить улицу». Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения.

Перекрёсток (1 ч)

Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток».

Сигналы машин (1 ч)

Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание иллюстраций). Подвижная игра «Налево — направо». Роли: водители транспортных средств, которые совершают перестроения.

Остановка транспорта(1 ч)

Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса».

Мы — пассажиры (2 ч)

Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка».

Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на автобусе».

Мы едем на дачу (1 ч)

Рассматривание иллюстраций — защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности).

Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе.

Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком.

Опасные ситуации (3 ч)

Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?*.

Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему.

Несчастный случай (1 ч)

Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле».

Проверим себя(1 ч)

Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

6. Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

1 час в неделю (33 занятия в год)

п/п

Дата

по

плану

Дата

по факту

Тема

Виды

деятельности

05.09

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?

Беседа

12.09

Наш город, микрорайон, где мы живём.

Экскурсия

19.09

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

Словесная игра

26.09

Мы идём в школу по улице

Экскурсия

03.10

На чём люди ездят

Дидактическая игра

10.10

Близко — далеко, быстро — медленно

Дидактическая игра

17.10

Чему нас учат правила дорожного движения

Словесная игра

24.10

Какие бывают дороги

игра-конструирование

31.10

Какие бывают дороги

игра-конструирование

14.11

Где мы будем играть?

дидактическая игра

21.11

Дорога за городом

подвижная игра

28.11

Светофоры

дидактическая игра

05.12

Светофоры

дидактическая игра

12.12

Дорожные знаки

видеофильм

19.12

Дорожные знаки

дидактическая игра

26.12

Дорожные знаки

словесная игра

16.01

Дорожные знаки

игра-конструирование

23.01

Дорожные знаки

дидактическая игра

30.01

Дорожные знаки

сюжетная игра

06.02

Нас увидят в сумерках

Моделирование

20.02

Мы переходим улицу (повторение)

сюжетная игра

27.02

Мы переходим улицу (повторение)

сюжетная игра

06.03

Перекрёсток

игра-конструирование

13.03

Сигналы машин

видеофильм,  подвижная игра

20.03

Остановка транспорта

подвижная игра

03.04

Мы — пассажиры

сюжетная игра

10.04

Мы — пассажиры

подвижная игра

17.04

Мы едем на дачу

сюжетная игра

24.04

Опасные ситуации

сюжетная игра

08.05

Опасные ситуации

сюжетная игра

15.05

Несчастный случай

ролевая игра

22.05

Проверим себя

тест

22.05

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения»

праздник, утренник

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

1. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Светофорик"

Рабочая программа "Светофорик" , подготовка учащихся к безопасной жизнедеятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ПДД "Светофорик" для 2 класса

Данная учебно-методическая разработка содержит рабочую программу по внеурочной деятельности по правилам дорожного движения "Светофорик" для 2 класса, программа соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения "Светофорик"

Программа кружка "Светофорик" с 1 по 4 класс, с пояснительной заниской, КТП, планируемыми результатами по ФГОС...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Светофорик"

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Светофорик» Программа  внеурочной деятельности кружка «Светофорик» для уч-ся 3 класса составлена на основе рабочей программы Стол...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Светофорик"

РАбочая программа внеурочной деятельности оздоровительного направления "Светофорик" для обучающихся 4 класса с УУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Светофорик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности социального направления«Светофорик»...