Защита на методическом семинаре
статья ( класс) на тему

Марина Заурбиевна Шеуджен

Георг Кристоф Лихтенберг говорил: «Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами. Это проблема. Как же им привить  любовь к чтению, когда в современном мире столько соблазнов?  Как обычный урок сделать необычным? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

     21 век- век инноваций. У каждого школьника сейчас есть самые современные гаджеты. Читать дети стали мало, а то и вовсе не брать книги в руки.

Георг Кристоф Лихтенберг говорил: «Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами. Это проблема. Как же им привить  любовь к чтению, когда в современном мире столько соблазнов?  Как обычный урок сделать необычным? Эти и многие другие вопросы задает себе, наверное, каждый учитель, сидящий здесь. Каждый  из нас решает эту проблему по-своему. Слайд 1

    На мой взгляд, на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Современная школа готовит ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы. Я считаю, это возможно осуществить, только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. Слайд 2

    Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий хочется подробнее остановиться на технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которую я использую на своих уроках. Слайд 3  

    Названная технология применяется в нашей стране уже в течение 10 лет. Ее непосредственными авторами явились Д. Стил, Ч. Темпл, С.Уолтер и К.Мередит, однако американцы акцентировали внимание преподавателей на том, что в основе технологии лежат труды самых известных и признанных ученых всего мира, в том числе Д. Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Выготского. Слайд 4.

   В основу технологии положен базовый цикл, состоящий из трех стадий (этапов): «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Слайд 5 

Первый этап, названный в технологии РКМЧП стадией вызова, призван включить механизмы мотивации. Именно в этот момент ученик определяет личные цели чтения, отвечая себе на вопросы: «Для чего я буду читать этот текст?», «Какую конкретно информацию я хочу почерпнуть из него?». Как известно, личная заинтересованность всегда делает процесс познания более эффективным, направленным.

    Таким образом, еще до знакомства с текстом ученик начинает активно размышлять по поводу конкретного предметного материала. Например, при изучении творчества Ивана Алексеевича Бунина в 4 классе я использовала приём «Ключевые слова». На доске слова: листопад, осень, природа, гимназия, Франция, Нобелевская премия, талантливый, эмигрировал. Учащиеся должны определить, о каком писателе будет идти речь на уроке.      

   Эффективным приемом фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой, является стратегия "Знаете ли вы, что…?", которая детям очень нравится. Она предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока. Например, при изучении темы «Подлежащее» спрашиваю: «Знаете ли вы, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным?» А чем же ещё? – думают детки. Они же привыкли, что подлежащее – это только существительное.Слайд 6

    На стадии «осмысление» часто использую стратегию «инсерт»– чтение текста с помощью пометок. Этот приём вызвал затруднения при первичном внедрении, но это очень эффективный прием, целью которого является обучение вдумчивому чтению. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

"V" – уже знал        "+" – новое        "-"– думал иначе        "?" – не понял, есть вопрос.

   Процесс чтения существенно замедляется, становится активным, человек постоянно контролирует свое понимание. Постановка нескольких значков позволяет распределять информацию, «раскладывать ее по полочкам». Пример с учеником на перемене.

    Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся "прочитать параграф учебника". Слайд 7

   Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» используется на любом этапе урока, для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно. Слайд 8

    Очень простым и эффективным приемом стадии «рефлексия» является «синквейн». Он прост в овладении, но вместе с тем его возможности огромны. Синквейн является быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к проблеме, используя всего пять строк. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.

    Что же нового в технологии критического мышления?  Слайд 9

Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Технология РКМЧП располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

Сам «предмет» технологии – развитие критического мышления средствами чтения и письма – является, безусловно, актуальным для сегодняшнего дня. Слайд 10

Можно сказать, что применение технологии в рамках обучающего процесса имеет две цели:

1) формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма

2) развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня – критического. Слайд 11

Ученые утверждают, что более высокий уровень восприятия прочитанного – это «чтение ради размышления». В этом контексте одна из центральных идей технологии становится более прозрачной. Следовательно, «читать следует для того, чтобы уметь интерпретировать текст», уметь толковать прочитанное и сопоставлять с личным опытом. Слайд 12

    Таким образом, вдумчивое (эффективное) чтение - это сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью ее творческого включения в собственный контекст.

    Существенную помощь в работе с информацией может оказать процесс письма. Но и здесь мы зачастую сталкиваемся с неразрешимыми проблемами. Записи, сделанные учениками на уроках, не отражают результатов их мыслительного процесса. Поэтому я часто провожу интегрированные уроки чтения и русского языка. Аналогично я работаю и с адыгейским языком и литературой. Слайд 13

Чтение и письмо – взаимосвязанные процессы, как в реальной жизни, так и в учебной деятельности. И если результатом и продолжением вдумчивого чтения является рефлексия, то вдвойне хорошо, если она будет осуществляться в письменной форме.

    Когда ученики записывают материал под диктовку учителя, они озабочены самим процессом письма и часто не вдумываются в информацию, а лишь механически переносят ее на бумагу.

    Рефлексивное же письмо предполагает, что ученик записывает не все идеи автора, а только те, которые он понял и принял. При этом поощряю не запись сплошного текста, а отдельных идей. Вполне закономерно что, внешний вид таких записей бывает менее аккуратным, чем, например, запись под диктовку, зато они отражают мыслительный процесс ученика. Слайд 14

   Какие же средства предлагает технология РКМЧП для формирования навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма?

Непосредственно чтение осуществляется на смысловой стадии. Процесс можно организовать по-разному, и от способа его организации будет зависеть его эффективность. Для реализации идеи вдумчивого чтения в технологии использую такие методические приемы, которые позволяют воспринимать информацию активно. Более того, работая с текстом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно, никто не влияет на него извне, ребенок получает возможность контролировать себя сам и таким образом движется к достижению поставленных на стадии вызова личных целей. Слайд 15

    Работа на стадии рефлексии способствует присвоению новой информации. На этом этапе ребенок определяет, в какой мере с помощью чтения он удовлетворил свои познавательные запросы и в каком направлении ему предстоит двигаться дальше.   Слайд 16

   Прием «двойной дневник» тоже способствует фиксации первичной читательской реакции, но, в отличие от «Чтения с остановками», в письменном виде и непосредственно по ходу чтения.

    Слайд 17 Записывая свои комментарии к тексту, ребенок  «протягивает ниточку» от художественного произведения к своему опыту.

   Эффективность   применения названных приемов показывает более внимательное, вдумчивое, более оживленное чтение детей.

   Слайд 18 В заключение хотелось бы познакомить Вас с образовательными результатами РКМЧП и дать «рецепт» эффективного урока: создайте на уроке «точку удивления». Затруднение и удивление – движущая сила активности ребёнка на уроке

Мне, чтобы вкусно приготовить этот «рецепт» помогает прежде всего требовательность к себе. Закончу словами Иммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а мыслить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...